Проектная методика в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергоэатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи всё большее внимание привлекает метод проектов.

В зарубежной педагогике метод проектов развивался в рамках альтернативного образования (особенно в США). Он использовался Бертом Шлезингером в “Школе без стен” (“School without wa11s”). На базе таких школ в 1987 г возникло новое направление в образовании - продуктивное обучение, базирующееся на проектном методе. Немецкие педагоги - основатели продуктивного обучения Ингрид Бём и Йенс Шнайдер - считают, что сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Проектная методика является одним из методов коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную.

С 2005 года я стала более широко использовать на уроках эту методику, так как использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике.

Проектная методика - это практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность с обязательным “выходом на публику”. Проектная методика является также и исследовательским методом (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей), особенно, в старших классах при подготовке страноведческих рефератов, и игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры), без которых не обходится обучение на младшем и среднем этапах.

Этапы работы, которые предшествуют созданию проекта.

  • Подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы:
  • Подготовительный (создание групп общения, обсуждение темы, планирование учителем проекта в рамках тем программы, выдвижение идеи на уроке,)
  • Организация работы (разработка индивидуальных задач, определение целей, определение ресурсов)
  • Этап реализации проекта (обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации, самостоятельная работа учащихся над задачами, оформление проекта)
  • Завершающий этап (подготовка презентации, защита проекта)
  • Этап оценивания проекта (значимость и актуальность выдвинутых проблем, активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями, привлечение знаний из других областей, эстетика оформления, умение отвечать на вопросы оппонентов.)
  • Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках).

Проекты могут быть:

По характеру:

  • Поисковые
  • Информационные
  • Исследовательские
  • Творческие
  • Ролевые
  • Практико-ориентированные

По содержанию:

  • Монопроект, в рамках одной области знаний
  • Межпредметный проект

По количеству участников:

  • Индивидуальный
  • Парный
  • Групповой
  • Коллективный
  • Массовый

В своей работе я использую больше всего информационные, поисковые проекты. Проектом может стать подготовка доклада на страноведческую тему, коллективная подготовка различных мероприятий.

Общим для всех типов проектов является акцент на вовлечение ученика

в активную работу, сотрудничество и ответственность.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, выражением учащимися своих собственных мнений, чувств, активным включением в реальную деятельность.

В процессе совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, повышение мотивации к изучению языка, достижению целей обучения, возможность реального общения на изучаемом языке, позволяет разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего, при чем обеспечиваются оптимальные условия для развития речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и общения.

Литература

  1. Бим И.Л. Перестроечные процессы в обучении иностранного языка в средней школе. ИЯШ. № 5, 1991г. С. 11-15.
  2. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкоrо языка. ИЯШ Р14 1998г. С. 27-31
  3. Кон Е.Э. Я творю свой урок. ИЯШ. № 2, 1993 г. С.21-26.
  4. Ярошинский И.В. Опыт реализации проектов в английской школе. “Школы и производство”. ИЯШ. № 1, 1996г. С.26-27.
  5. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении. “Школьные технологии” №5, 2002г. с 117-120.

19.02.2007