Проект как один из эффективных форм работы над развитием личности учащихся

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Индивидом рождаются, а личностью становятся. Ученый-психолог С.Рубинштейн писал о тесной связи развития и обучения. Он считал, что ребенок развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь. На развитие человека влияет два основных фактора: биологический (наследственность, задатки и т.д.) и социальный (социальная среда с социально-историческим образом жизни и совместная деятельность).

Сегодня я бы хотела остановиться на совместной деятельности по созданию проекта как движущей силе развития личности.

Важно отметить, что проект – это интеллектуальная, практико – и личностно-ориентированная деятельность. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Все знают, что проект это 5 П: проблема, планирование, поиск информации, продукт (итог деятельности), презентация (представление и защита). Это логическая цепочка элементов: потребность-мотив-задачи-действия-результат. Количество этапов деятельности, направленной на создание проекта, определяется заданной проблемой, глубиной ее исследования, возрастными особенностями учащихся, уровнем их интеллектуального развития. Но существуют универсальные этапы, такие как распределение на группы, определение задач, анализ и самооценка деятельности.

Почему работа в группе предпочтительней индивидуальной во время создания и представления проекта? Это очевидно. Она способствует формированию нравственных, деловых,коммуникативнх качеств. Взаимодействие в коллективе, чувство личной ответственности за общее дело, взаимопомощь, поддержка, являющиеся неотъемлемыми факторами личностного роста, обогащают опыт делового общения в совместной деятельности.

Деление на группы может осуществляться по следующим принципам: дружба, интерес, взаимопомощь, знания, расширение взаимодействия, случайность.

Всем известно, какое разнообразие проектов существует (это исследовательские, творческие, игровые, ролевые, информационные, практико-ориентированные). Но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.

Анализ информации, обощение фактов, аргументация выводов являются важными факторами развития критического мышления.

Оформление результатов исследования, также активизирующее мыслительную деятельность участника проектной деятельности, развивает творческий подход к работе, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Систематическая коррекция деятельности членами группы, учитель, использующий метод сотредничества, способствуют повышению чувства ответственности за выполнение объема работы, развивают деловые и нравственные качества, формируют этику общения

Финальным продуктом проектно-исследовательской деятельности могут быть учебные пособия в помощь учителя, рефераты, видеофильмы, альбомы, мультимедийные презентации, сценарии, макеты, спектакли и прочее. Все эти варианты проектов не возможны без трех основных составляющих, о которых писал немецкий педагог А.Флитнер, определивший технологию проектов как процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки. Ум, сердце и руки учащихся, конечно, но развитие личности не возможно без мотива и подражания авторитету. Поэтому для успешной деятельности на первое место нужно поставить ум, сердце и руки учителя.

Учителя, выстраивающего систему работы с учащимися творчески, увлекая детей своим примером, владеющего приемами педагогики сотрудничества, знающего свой предмет в совершенстве и умеющего поделиться своими знаниями с учащимися. Только тогда можно говорить об успешной деятельности предметника, направленной на развитие личности ребенка.