Страна эмоций

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Мы, педагоги, нередко сталкиваемся с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Эти проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы с детьми.

С этой целью мною совместно с педагогом-психологом учреждения был разработан и апробирован практический курс “Страна эмоций”. В основу курса был взят нетрадиционный подход к сказке.

В процессе слушания ребёнок получает различную информацию. Во – первых, он узнаёт ЧТО или О ЧЁМ говорится. Во – вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорится, т.е. с каким эмоциональным отношением. Эмоциональный контекст речи созвучен её логическому смыслу и значительно его усиливает. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность.

Практический курс “Страна эмоций” разработан для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:

1. Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка:

2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:

Данные занятия ориентированы на развитие осознания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право, испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самовосприятия ребенка. Это позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначенных трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам.

На каждом занятии присутствуют сказочные персонажи, каждый из которых соответствует эмоциональному состоянию, как положительному, так и отрицательному.

Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы

В процессе коррекционно-развивающей работы даже самые “вредные” эмоции преподносятся в виде забавных и неопасных персонажей; ребенок дистанцируется от них: я не “жадный”, а “я встречал Жадину – Недамку”.

Свою работу по данному направлению я проводила под руководством педагога – психолога ДОУ. Нами были выбраны совместные формы работы.

Формы работы педагога и педагога-психолога:

  1. Изображение, проигрывание поведения выбранного персонажа. Здесь большую роль играет преувеличение качеств конкретного персонажа, проявлений его сущности в поведении.
  2. Сочинение сказки, главным героем которой является выбранный персонаж. Взрослый принимает активное участие в сочинительстве, направляя сюжет сказки. Эта сказка заранее ориентирована на счастливый конец.
  3. Рисование выбранного персонажа. Нередко дети сами хотят нарисовать данного персонажа, но уже таким, каким его видят они. Если такого желания не возникает, можно задать вопрос: “Как ты думаешь, а как может выглядеть твоя Лень? Попробуй вспомнить и нарисовать его”.

Цель: Формирование у дошкольников старшего дошкольного возраста способности осознавать и принимать свои эмоции, вступая с ними в непосредственный контакт, узнавая их и знакомясь с ними заново, изучая и исследуя.

Занятия: в игровой форме.

Правила проведения занятий:

  1. Добровольное участие в них детей.
  2. Занятия проводятся регулярно, 2 раза в месяц.
  3. Занятие проводится: для старшей и подготовительной группы – 20 - 30 минут.
  4. Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Оценка успешности занятий:

  1. Диагностика:
  • беседы;
  • наблюдение;
  • рисование.
  1. Отзывы родителей.
  2. Многолетний опыт в данном направлении позволяет сказать, что умение распознавать и принимать свои эмоции, рождает у детей духовную близость и доверие, даёт свободу и право на выражение переживаний, обогащает и расширяет диапазон средств, расцвечивающих его чувственный мир новыми яркими впечатлениями.

Литература:

  1. Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль. 1996г.
  2. Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. Ярославль. 1997г.
  3. Чистякова М.И. “Психогимнастика”.М. Просвещение.1995г.
  4. Использовали материалы лекций и рекомендации педагогов университета им. Р. Валленберга.
  5. Громова Т.В. “Страна эмоций”, М. УЦ “Перспектива”, 2002 г.
  6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. и др. “В мире детских эмоций”, М. Айрис Пресс, 2004 г.
  7. Под ред. Дьяченко О.М. “Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей”, М. Пр. 1991г.
  8. Л.М. Шипицына и др. “Азбука общения”. СПб. Детство-пресс, 1998 г.