Азбука делового человека (внеклассное мероприятие в 9–11-х классах по русскому языку)

Разделы: Русский язык


Цели мероприятия:

  1. познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг;
  2. развивать устную и письменную связную речь;
  3. воспитывать гражданское самосознание.

Оформление: записи на доске; шаблоны документов.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

Сегодня здесь собрались ученики 9 –11 классов, будущие выпускники школы. Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачетов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с ''морем'' деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.

Наше мероприятие называется – «Азбука делового человека», на нем мы поучимся составлять деловые бумаги. Разделитесь, пожалуйста, на группы; вам предстоит решать непростые задачи. Оценивать вас будут «эксперты взрослой жизни», ваши классные руководители.

1 задание – «Заявление».

Представьте себе, что вы успешно окончили ВУЗ и решили начать трудовую жизнь: пошли наниматься на работу в престижную фирму. С какой первой деловой бумагой вы столкнетесь? Выберите правильный ответ из записей, данных на доске: расписка, заявление, характеристика, протокол, доверенность, автобиография, резюме, удостоверение. Правильный ответ: заявление. Ваша задача: написать заявление о приеме на работу одного человека (коллективно составляют заявление). Теперь ваши работы оценят наши эксперты.

Комментарий учителя. Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме. 2. Письменная просьба о чем-нибудь. Заявление включает:

- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);

- фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа);

- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка);

- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);

- подпись заявителя (пишется внизу справа).

- дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

На доске – пример заявления. Исправить замеченные ошибки.

Директору Аппаковской средней школы
Куренкову М.И.
Соловьева Виталия Олеговича

заявление.

Прошу принять меня на работу учителем истории. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.

Виталий С.О.
15 августа 2012 год.

Ученики исправляют ошибки в данном тексте.

2 задание – «Автобиография». При поступлении на работу требуется автобиография – описание своей жизни. Исправьте следующий текст после комментария учителя.

«Я, Белугина Галина Николаевна, родилась в городе Новокузнецке, а именно в Первомайском районе, 12 ноября 1987 года. Следовательно, по знаку зодиака я - скорпион, родилась в год Собаки. Моя мама, Белугина Наталья Валентиновна, - домохозяйка. Это очень сложный труд. Мой папа, - Белугин Николай Иванович, - директор одной из торговых фирм г. Новокузнецка. У меня есть еще сестричка и братик. Они еще в школу не ходят, маленькие. Также есть у меня двоюродная сестра, ей 12 лет. Проучилась я в гимназии № 17, можно сказать, нормально. Затем выучилась на медсестричку в медучилище. Учителя и там, и там говорили, что я прилежная. В свободное время читаю книги, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телик. Особенно мне нравятся «Большие гонки», интересный там ведущий – Дмитрий Нагиев. Очень хочу поступить работать в вашу клинику.

7.06.07г.

Белугина.»

Комментарий учителя. Как деловой документ автобиография состоит обычно из следующих элементов:

  1. Наименование (заголовок) документа.
  2. Фамилия, имя, отчество.
  3. Дата рождения (число, месяц, год).
  4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)
  5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).
  6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).
  7. Прохождение службы в армии (для военнообязанных).
  8. Трудовая деятельность ( где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).
  9. Состав семьи.
  10. Поощрения, награждения (если имеются).
  11. Подпись (справа).
  12. Дата (слева).

3 задание – «Резюме».

В настоящее время человек, ищущий работу, направляет документ работодателю или компании по подбору персонала в ответ на объявление о вакансии (свободной должности). Как называется этот документ ( выберите из представленных записей). Правильный ответ – резюме. Резюме – документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека. Резюме оформляется в печатном виде, если только в объявлении не сказано, что резюме должно быть написано от руки. Главная задача при составлении резюме – как можно более выигрышно и в то же время предельно объективно представить себя и свою рабочую биографию. Очень важно уметь выделить из собранной персональной информации ту, которая непосредственно относится к выбранной работе. Это касается и образования, и опыта работы, и личных качеств, и характеристики дополнительных навыков. Простое, удобное для восприятия резюме сразу привлечет внимание и создаст благоприятное первое впечатление.

Вам будет представлен план резюме. Вы должны составить резюме для человека, который хочет получить должность менеджера в строительной компании. План резюме.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Возраст.
  3. Цель поиска.
  4. Образование.
  5. Опыт работы.
  6. Качества вашего характера, необходимые для работы, на которую вы претендуете.
  7. Наличие дополнительных сведений о себе.
  8. Почтовый и электронный адрес.
  9. Подпись.
  10. Дата.

Заключительное слово учителя. Вы прошли еще не всю «Азбуку делового человека». Я надеюсь, что вы запомнили эти первые уроки и примените их в своей жизни на практике. (Подводятся итоги).