Педагогическое общение

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна сегодня и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых учителей.

Совместная работа учащихся имеет ряд явных преимуществ: возрастание объема материала, усваиваемого учащимися, глубина понимания, экономия времени, уменьшение дисциплинарных трудностей в процессе обучения, увеличение удовольствия у учащихся от учения, рост сплоченности коллектива, развитие коммуникативных и организационных навыков и др.

Я считаю, что отсутствие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества приводит к потере интереса, снижению мотивации. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений учителя и учащихся. Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия.

Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д.

В наши дни проблема речевого общения, и в частности, педагогического, изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая их которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема. Проблема развития навыков общения достаточно актуальна, над ней работали многие отечественные и зарубежные психологи: Л. Фейербах, М.М. Рыбников, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Брудный, Б.П. Парыгин, Г.М. Андреева и др.

Общение учителя с учащимися должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально - психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса» (А.А. Леонтьев).

Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным.

Современная педагогика и практика работы лучших учителей доказали, что эффективное обучение сегодня, причем обучение радостное, трудное, но победное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества.

Педагогическое общение как социально - психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, общей информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Психолого-педагогические требования к организации педагогического общения:

1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому личностный смысл.
2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из целей и задач. Важно строить общение с детьми «от них».
3. Организуя педагогическое общение, нужно стремиться точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или группу учащихся.
4. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией, а реализовать задачи и обмен информацией.
5. Вступая в контакт с детьми, необходимо строить свои взаимоотношения с детьми так, чтобы ваша порция вытекала из всей логики педагогического процесса.
6. Стремление ощущать психологическую атмосферу в классе.
7. Учитесь видеть себя как бы со стороны глазами детей.
8. Уметь слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник говорит неправильно.
9. Организация общения с детьми, постоянно стремится улавливать их настроение, их малейшее изменение
10. В процессе общения и воспитания могут возникать разнообразные конфликты.
11.Общение должно быть постоянным и непрерывным
12. Будьте инициативны в общении с детьми, инициатива может управлять познавательной деятельностью учащихся.
13. Чаще улыбайтесь детям.
14. Стремитесь, чтобы в процессе взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.
15. Умение анализировать педагогическое общение.

Я постоянно провожу отслеживание развития навыков общения у учащихся. Для этого использовала тесты:

Тест "Общительность"

На вопросы, приведенные ниже, дайте ответы: "да" (2 балла), "нет" (О баллов), "иногда" (1 балл) и сосчитайте сумму набранных баллов.

1. Вы собирались с другом (подругой) в кино, но Он (Она) опаздывает. Будете ли вы раздражаться?
2. С охотой ли вы делаете визит к врачу?
3. Вы смущаетесь, когда выступаете перед классом?
4. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
5. Если незнакомый обратится к вам с просьбой, вы ему откажете?
6. В школьной столовой вам подали некачественное блюдо, вы промолчите, или съедите это блюдо?
7. Сможете ли вы найти быстро друзей, если перейдете в другую школу?
8. Вам нравится участвовать в школьных мероприятиях?
9. Вы помогаете соседу по парте, если он в чем-то затрудняется?
10.Чем вы любите заниматься в свободное время?

А теперь подсчитайте сумму баллов:

6 ... 15 - Вы, должно быть, "рубаха парень", всюду чувствуете себя в своей тарелке, охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностные представления. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно его довести до конца. Задумывайтесь над этим.

15 ... 17 - У вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете новое дело, идете на встречу с новыми людьми. Хотя, вероятно, не любите нудных компаний, многословие вас раздражает.

18 ... 20 - Вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой страдаете больше вы сами.

Цель: выявить уровни развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Тест № 1 (Кан-Калик)

Оцените каждое предложение по позиции: верное (В) или неверное (А) применительно к себе.

1. Мне кажется трудным подражать манере поведения других людей.
2. Я бы мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить других окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям кажется иногда, что Я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В классе Я редко бываю в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с различными людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы понравиться другим людям, Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которые мне не нравятся.
10.Я не всегда такой, каким кажусь.

По одному баллу за ответ "неверно" на 1, 5, 7 вопросы и за ответы "верно" на все остальные.

Ключ.

О ... 3 - низкий уровень коммуникативных навыков.

4 ... 6 - средний уровень.

7 ... 10 - высокий уровень.

Тест № 2

Внимательно прочти предложенные вопросы. За "да" - 3 очка, "нет и да" - 2 очка, "нет" - 1 очко.

1. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
2. Всегда ли можешь поддержать беседу с друзьями?
3. Можешь ли преодолеть снижение в общении с людьми?
4. Можешь ли сдержаться при общении с близкими людьми от резких замечаний?
5. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
6. Можешь ли та скрыть свое раздражение при встрече с неприятными тебе людьми?
7. Умеешь ли ты первым сделать шаг к применению?
8. Всегда ли находишь тему для разговора с друзьями?
9. Умеешь ли в общении отстаивать свою точку зрения?
10. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывать злость на близких?

Подсчитайте очки. 21-30 очков. Ты человек очень общительный, обладающий высоким уровнем коммуникативных навыков, получающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и не знакомыми людьми.

11-20 очков. Ты человек в меру общительный, средний уровень развития коммуникативных навыков, в общении иногда испытываешь затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми всегда можешь найти общий язык, иногда неуверен в себе.

10 очков и менее. Ты человек стеснительный. В кругу знакомых предпочитаешь отмалчиваться, но друзья у тебя есть, они ценят тебя за такие качества, как умение слушать,понять,простить.

Опыт работы мне показал, что развитием межличностного общения нужно заниматься серьёзно, ведь обучение – это есть особым образом организованное общение. И в основе успешного усвоения знаний лежат навыки общения, умение общаться.