Урок русского языка в 11-м классе по теме "Особенности публицистического стиля речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для осознания и осмысления своей сложившейся речевой практики;
  • развивать у гимназистов умения и навыки коррекции и совершенствования собственной устной и письменной речи;
  • повышать общий уровень развития и культуры учеников, воспитывать любовь к русскому СЛОВУ.

Оборудование: памятки, схема – концепт, карточка с дидактическим сопровождением урока.

ХОД УРОКА

I. ОНУ

II. Орфоэпическая разминка (см. Приложение 4 - дидактическое сопровождение к уроку: задание I).

III. Cлово учителя.

Какое понятие имел в виду Владимир Даль, употребляя в словарной статье синонимы “пошиб, род, образ, вкус, манера”, указывая на то, что он может быть готическим или мавританским? Говоря о творчестве, о литературе мы называем это манерой, почерком, слогом. (Стиль)

Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

Какие стили речи вам известны?  (Объявление темы урока)

IV. Задание:

Как и любой функциональный стиль, публицистический имеет свои признаки: сферу употребления; основные функции; стилевые черты; языковые средства. Используя памятку, подготовить сообщение на лингвистическую тему “Особенности публицистического стиля речи” (см. Приложение № 2).

V. Творческая мастерская.

Cлово учителя.

Поэзия… Что стоит за этим словом? Какое пространство открывается за ним? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Задание:

Я предлагаю вам свой ассоциативный ряд (см. Приложение № 1).

По какому признаку распределены слова на группы?

Озвучьте данное семантическое поле.

Слово учителя.

“Поэзия растворена в жизни, как соль в море”, - утверждал поэт, критик, профессор Литературного института Лев Озеров. В юности он застал Андрея Белого и Эдуарда Багрицкого, был преданным помощником и младшим товарищем Асеева и Пастернака, Ахматовой и Сельвинского. Он никогда не был в фокусе общественного внимания. И тем не менее известность к нему всё – таки пришла – и притом самая подлинная из всех возможных: его строки знали наизусть, его образы приводили на память, часто не подозревая, кто их автор. Мною особенно любимо заключительное четверостишие стихотворения “Речь на совещании молодых писателей”:

Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.

Предлагаю вам познакомиться с отрывком из предисловия поэта Л. Озерова к книге его стихотворений. Подготовьте выразительное чтение текста (см. Приложение 4 дидактическое сопровождение к уроку: задание II).

VI. Лингвистический анализ текста (см. Приложение 4 - дидактическое сопровождение к уроку: задание II).

VII. Игра “Готовимся к ЕГЭ”.

1. Тестирование.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков соответствующие термины.

Рассуждение Льва Озерова пронизано уважением к русской поэтической культуре, восхищением способностью чувствовать красоту в обыденном, благоговением перед тайной творчества. Для того, что бы передать эти чувства, он использует самые разные средства:

_________________________________ (“служба крови”, жажда творить, искать)

_________________________________ (“святое ремесло”, горький опыт)

_________________________________ (поэзия растворена в жизни, как соль в море)

Эмоциональный накал усиливает используемая поэтом _____________ (до конца дней моих). Употребляет Лев Адольфович и свойственные для публицистического стиля __________ слова: слова поэта суть уже дела его, буду почитать её.

Слово учителя.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей: А, В и С. Часть С – это сочинение, которое создаётся на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа. Система оценивания этого задания позволяет выявить уровень сформированности умения излагать собственное мнение по поводу прочитанного, отстаивать свою точку зрения. Предлагаю вам попробовать свои силы: создать “эскиз” одного из фрагментов экзаменационной работы.

2. Задание:

Сформулируйте позицию Л. Озерова; объясните своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста; аргументируйте свой ответ опираясь на жизненный или читательский опыт.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

Выступите в роли экспертов, пользуясь предложенными критериями (см. Приложение № 3) оцените следующую работу:

Если есть в мире вещи, достойные названия “чуда”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Но, к сожалению, мы быстро привыкаем к чудесам. Поэтому многие слова, как заметил К. Г. Паустовский в книге “Золотая роза”, “стираются”, живут для нас, как словесная скорлупа. К счастью, есть в искусстве сфера, обладающая удивительным свойством. Свойством возвращать слову его первоначальную свежесть. Этим свойством обладает поэзия. Самые “стёртые”, до конца “выговоренные” нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать. В поэтической речи слово оживает.