Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике

Разделы: Математика


Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Поэтому считаю, что мне, как учителю, особенно важно добиться того, чтобы как можно большее число моих учеников поверили в свои способности, свои творческие силы, нашли для них применение.

Творчество является ёмким и широким понятием. Когда спрашиваю у ребят отворчестве, творческих людях, перед их сознанием возникают имена учёных, писателей, композиторов: Евклида, Леонардо да Винчи, Ньютона, Моцарта и другие. Ведь именно им принадлежат великие открытия, великие творения, произведения искусства, существующие уже многие тысячелетия и радующие и удивляющие нас и поныне.

Соглашаюсь с мнением моих учеников, но привожу им другие примеры. Певец, например, или музыкант, исполняющие произведения, написанные не ими самими, но сумевшие передать эти произведения так, что они заставили слушателей переживать вместе с ними величие звуков и идеи произведения. Рабочий, замечающий возможность совершенствования привычной последовательности операций. Разве он не творит ?

Приходим к мнению, что творчество необходимо во всех областях деятельности, а не только в науке, литературном или художественном труде. В будущем на плечи нынешних учеников ляжет обязанность поддерживать и совершенствовать существующие достижения экономики, науки и культуры. Для этих целей понадобится не только умение трудиться и увлечённость делом, но и расцвет талантов и творческих способностей.

Существует великое множество форм математического творчества и отсутствие у ученика какой-нибудь одной из них вовсе не означает, что он полностью лишен творческих математических способностей.

Очень часто даже хорошо успевающие ученики убеждены в отсутствии у них творческих способностей, поскольку они не могут легко и свободно разговаривать о сложных вопросах математики, как некоторые из их одноклассников. И здесь очень важно убедить школьника в том, что обнаружить наличие или отсутствие таланта, творческих возможностей можно только в борьбе, в длительном поиске решения сложной задачи, которая способна захватить человека и заставляет его думать о ней всё свободное время. Талант– это не только врождённое свойство, но и напряжённая повседневная работа.

Хорошо понимая это, постоянно стараюсь озадачить своих учеников, увлечь их ра- достью познания, поиска.

Воспитанию у учащихся творческого отношения к учебной деятельности, устойчивого интереса к изучению математики способствуют учебные математические задачи проблемного характера.

Например, при изучении в 5 классе темы “Площадь”, предлагаю ученикам решить следующие задачи:

1) проведите необходимые вычисления и узнайте, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира, если на одном квадратном метре помещаются 4 человека;

2) разбейте прямоугольник на три таких треугольника, чтобы площадь одного из них равнялась сумме площадей двух других;

3) луч является продолжением стороны ОС прямоугольника ОАВС, смежные стороны которого равны d см и k см , где d < k (рис. 1); найдите на луче точку Х такую, чтобы:

а) заштрихованная часть была квадратом; б) незаштрихованная часть была квадратом; в) площадь заштрихованной части составляла половину площади данного прямоугольника.

При изучении свойств арифметических действий в том же 5-м классе предлагаю найти ответы на следующие вопросы:

  • произведение двух множителей в 9 раз больше одного из них. Чему равен другой множитель ? Обобщите результат, полученный в этом задании. Сформулируйте соответствующее свойство умножения;
  • найдите значение переменной, при котором истинны равенства : а) х б) х в) х г) х д) х е) х; ж) (х-3);
  • восстановите верное вычисление: а) * 43 : 9 = 7; б) *** : **1 =9 (звездочки поставлены вместо стертых цифр);
  • установите устно, истинны ли следующие равенства: 2 794 558 : 6 = 46 672; 2 640 000 : 632 = 2 000; 723 415 : 45 = 1 676;
  • только 8 двузначных чисел делится без остатка на у; найдите у ( у N ); сколько двузначных чисел делится без остатка на 11?

Изучая в 6-м классе тему “Обыкновенные дроби”, ученики размышляют над следующими проблемами:

  • найдите произведение дробей и , затем найдите произведение дробей, обратных по отношению к данным. Подметьте и сформулируйте общее свойство, запишите его;
  • а) запишите числа, обратные числам ; б) во сколько раз каждое из этих чисел меньше числа, которое для него является обратным?; в) придумайте число, которое меньше своего обратного числа в 4 раза; г) найдите в общем виде зависимость между a и b, если меньше в 4 раза;
  • ученик должен был разделить число на 4 и к результату прибавить 15, а он умножил на 4 и из результата вычел 15. Ответ получился правильным. Какое число было задано этому ученику? ;
  • найдите значение х, при котором верна пропорция: а) б) в) ; г) д) .

Различные поисковые задачи предлагаю учащимся в качестве дополнительных. Это не обязательно задачи по теме урока, но они привлекают ребят необычностью, нестандартным подходом к их решению.

Например, предлагаю шестиклассникам расставить целые неотрицательные числа 0, 1, 2, 3, 4, 5 по кругу следующим образом ( рис. 2 ), затем сложить их. Сумма этих чисел равна 25, т.е. 5. Необходимо убедиться. что аналогичный результат получится и для чисел от 1 до 7, от 1 до 8, … , от 1 до n и доказать, что составленная таким образом сумма натуральных чисел от 1 до n будет равна n2 .

Задачи такого плана (поисковые) использую для введения изучения новой темы, для самостоятельного установления школьниками какого-либо факта. для иллюстрации этого факта, для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения учашихся к деятельности творческого характера.

Одной из форм математического творчества является задача или работа, созданная самим учеником. Когда на одном из занятий математического кружка с пятиклассниками мы говорили о цифрах у разных народов, о возникновении цифр, которыми мы пользуемся, выяснилось, что с их помощью можно ещё и создавать великолепные рисунки.

Творческой фантазии моих питомцев можно удивляться и завидовать. (Приложение 1).

С не меньшим творчеством выполнены учениками 6-7-х классов рисунки в координатах. (Приложение 2).

Предлагаю ребятам составить упражнения для устной работы на уроке в какой-нибудь интересной форме. Иногда они дублируют устные упражнения к пунктам учебника, дополня их рисунками, или придумывают их сами. (Приложение 3).

Таковы некоторые из форм проявления творчества моих учащихся. Самые активные из них оказывают позитивное влияние на пассивных и неуверенных в себе ребят. И они в свою очередь начинают делать первые шаги. Моя же задача, как учителя. Поддержать эти начинания, продолжить работу по развитию творческих способностей.

Рисунок 1

Рисунок 2