00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный"

Разделы: Литература


Цель урока: развитие понятия идеи произведения и разных способов её выражения (нехарактерность прямой формулировки идейного смысла для художественной литературы).

Предварительная подготовка к уроку. “Шапка вопросов” – круглая жестяная коробка или шляпа с указанием автора и названия изучаемого на уроке произведения. На дом было задано подготовить вопросы к произведению на небольших листочках; перед уроком просмотреть, отобрать наиболее интересные, пообещав детям разобрать остальные вопросы на следующем уроке; продумать иллюстрации к рассказу и подписи к ним. На доске заранее записывается тема и эпиграф к уроку.

Литература.

Коровина В.Я. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл., ч.2., М., 2000.

Авлова Т. Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства ( введение в поэтику), ч.2, СПб., Специальная литература, Университетская книга, 1997.

Ход урока.

1. Чтение темы и эпиграфа к уроку и их запись.

События и точка зрения.

Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю. Нагибина “Мой первый друг, мой друг бесценный…”

С прошлым не стоит окончательно прощаться.

Детство рано или поздно напомнит о себе.
Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом.

Д.Гранин

2. Вступительное слово учителя.

– Память помогает нам сохранить историю повседневности, разобраться в себе, понять и оценить события, происходящие в нашей жизни. Юрий Нагибин в рассказе обращается к своему детству.

Когда мы стали изучать произведение, то начали с описания эпохи, о которой пишет автор. Что это была за эпоха? (Эпоха открытий, энтузиазма, открытий). Мы увидели, что в эту трагическую эпоху люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт; видели, как и в чём искали персонажи произведения возможности для сохранения своей индивидуальности или, наоборот, оставались на одном уровне развития.

Вы прочитали разные произведения о войне. Возможно, нам с вами удастся когда-нибудь понять, как люди могли непостижимым образом побеждать естественный страх и становиться героями Великой Отечественной.

3.Сообщение цели.

Сегодня мы будем работать над такими понятиями, как “авторская позиция” и

“идейный смысл произведения”. Вспомним, что это такое. (Дети вспоминают, учитель на доске фиксирует записи)

На доске:

Авторская позиция: точка зрения, мнение, оценка.

Идейный смысл: понять замысел автора, авторскую позицию, то есть попытаемся прочувствовать и понять Нагибина. Автор только открывает дверь, а читатель входит в неё.

4. Объяснение темы.

Слово учителя.

– Вспомните, что нам с вами было довольно трудно ответить на вопрос о чём рассказ, имея ввиду тему. Какие темы в этом рассказе? ( дружбы, становления характера, предательства). Мысли писателя выражаются в картинах жизни, в поведении, в поступках, в переживаниях персонажей, в выборе жанра, темы, в композиции. Это идея произведения. Её труднее сформулировать.

Автору не свойственно навязывать вам своё мнение. Он только показывает характеры, поступки, а выводы делаем мы сами. Причём не всегда словами: мы хохочем, плачем, осуждаем, жалеем, негодуем, переживаем, недоумеваем. Если это совпадает с мнением автора, значит мы правильно его позицию , его идею. Автор нам идею не навязывает, не скрывает от нас. Что же сделать для того, чтобы понять автора? (проследить вслед за автором каждую фразу, поступок, сцену). Да, воспринять и подумать. У кого из вас получится так, чтобы было не только правильно, но и не нарушило бы очарования рассказа? Надо и слова правильно подобрать, и предложения построить так, чтобы попасть в тон автору.

Для этого нужно постараться разобраться во всём произведении, воспринять и продумать каждую фразу( что мы и делали на предыдущих уроках).

5. Работа с учебником.

А) 1-ый вопрос: почему автор обращается к детству?(в детстве происходит становление характера, дети “чище”, они честнее, острее всё воспринимают…)

Запомним это.

Б) Я просила вас составить вопросы, которые выражают оценку событиям, затрагивают тему произведения, для того чтобы глубже задуматься над произведением.

Ребят, а какого цвета это произведение?

Поиграем в “Шапку вопросов”. НО не все дети, может, захотят. Для них другое занятие: нарисовать схематично,условно рисунок на тему рассказа и выбрать фразу из текста для него (ребята поднимают руки, учитель раздаёт листочки).

Остальные ребята вытаскивают вопросы из “шапки” и отвечают на них. (примерные вопросы, составленные детьми: Какой подвиг совершил Павлик? Опиши его кратко. В чём заключалась дружба Павлика и Юры? Чем Павлик отличается от Юры? Почему у Юры не сложилась дружба с Митей? Какие черты характера вам понравились в Павлике, а какие в Юре? Какие фразы вас затронули в этом произведении? В чём себя винит Юра? Как отразилась гибель Павлика на Юре? Почему Павлик не сдался, а стал бороться до конца? Почему смерть Павлика показывается в конце? Почему так названо произведение? Что означают эти высказывания: “Легко любить ни за что, и очень трудно – за что-нибудь” и т.д.). Кто не сумел ответить, за него отвечает либо желающий, либо тот, кто составил вопрос. Всё, по-возможности, подтверждается словами из текста.

После игры обсуждаются рисунки и подписи.(не качество, а идея рисунка)

Дети по очереди рассказывают, что они нарисовали, почему, какую фразу выбрали и почему.(Кто-то нарисовал две горы, кто-то лошадь и жеребёнка, кто-то колючую проволоку…)

6. Итог урока.

– Мы шли за автором: переживали, удивлялись, огорчались, знакомились с характерами и судьбами. И шаг за шагом приходили к пониманию авторских идей. Идеи автора как бы “растворены” во всём произведении, они словно “просвечиваются” сквозь его части.

Мы поняли, что радость жизни, которую испытываем мы, выстрадана тяжёлой борьбой и трагической судьбой таких людей, как Павлик. Мы поняли, что счастье людей той эпохи – это нелёгкое счастье. Это счастье мужественных людей, добытое кровью и страданиями. И мы разделяем эту позицию автора.

7. Выставление оценок, запись дом. задания.