Разработка урока. "Мотив традиций в творчестве Сергея Никитина" (по рассказам И.Бунина "Сосны" и С.Никитина "Снежные поля" )

Разделы: Литература


Тема урока. Мотив традиции в творчестве Сергея Никитина (по рассказам И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”).

Цель урока.

  1. Раскрыть художественные особенности рассказов И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”.
  2. Показать традиции в отношении к нравственным категориям жизни и смерти.
  3. Раскрыть жизнеутверждающий смысл пейзажа.

Оформление урока: портреты И. Бунина и С. Никитина; выставка книг писателей; иллюстрации учащихся.

Опережающее домашнее задание.

  1. Прочитать рассказы И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”.
  2. Ответить на вопросы.
  • Какова тема и сюжет рассказа?
  • Как начинаются рассказы?
  • Как раскрывается личность и характер героя?
  • Как относятся окружающие к умершему человеку?
  • Какую роли в рассказах играет пейзаж?
  • Чем рассказы И. Бунина и С. Никитина похожи?
  • Какова художественная задача писателя?

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

С. Никитин пришел в литературу в начале 50-х годов, именно в это время в русской литературе начинает свое движение это замечательное художественное явление, именуемое деревенской прозой, в русле которой оказался и наш земляк.

Лирическая проза С. Никитина рассматривает не только проблемы быта, но и национального бытия, национального характера, задумывается над вечными вопросами о добре и зле, смысле человеческого существования, жизни и смерти.

Мотив традиции в творчестве С. Никитина интересен и недостаточно исследован.

2. Наша задача на сегодняшнем уроке: сопоставить рассказы И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля” и определить точки соприкосновения и художественное своеобразие произведений.

Как мотив традиции звучит в рассказе С. Никитина “Снежные поля”?

3. Учитель. Вряд ли в момент создания рассказа Сергей Константинович помнил и думал о бунинских “Соснах”. Совпадения объясняются объективной “памятью жанра”. Как доказал известный филолог М.М.Бахтин, “жанр живет настоящим, но всегда помнит своё прошлое, своё начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития”.

4. Работа по анализу и сопоставлению рассказа И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля”.

Что роднит эти рассказы?

Ученик. Рассказы И. Бунина и С. Никитина роднит незатейливый сюжет: умирает знакомый мужик, собираются родственники и знакомые на похороны, похороны зимой, описание могилы; размышление о жизни и смерти.

Как надо жить, чтобы с достоинством принять смерть, чтобы тебя помянули добрым словом? В ответах на эти вопросы ни у Бунина, ни у Никитина назидательности нет и прямого ответа тоже нет. Рассказы построены так, что читатель сам дает ответы на эти вопросы.

Какова тема и сюжет рассказов?

Ученик. С. Никитин описывает похороны бакенщика Алексея Ефимовича Буранина. И. Бунин повествует о смерти и похоронах в Платоновке сотского Митрофана.

Как начинаются рассказы?

Ученик. У Бунина рассказ “Сосны” открывается пейзажем:

“Вечер, тишина занесенного снегом дома, шумная лесная вьюга наружи… Утром у нас в Платоновке умер сотский Митрофан…” И потом о герое ни слова. Дается пейзажная зарисовка, мир звуков снежного бора: “к высоким жалобным нотам ветра”, “с снежными вихрями”, “ураган…на снежных крыльях…”.

Картина мрачной ночи символизирует тяжелое чувство, которое рождается при произнесении слова “могилы”.

Ученик. Рассказ С. Никитина начинается с сообщения: “Умер у себя в деревне Алесей Ефимович Буранин, бакенщик…”

Так дается живой отклик на смерть простого умершего где-то “у себя” человека. И умер не просто “некто”, не “раб божий”, имя которому легион, нет, умер Алексей Ефимович Буранин. Имя человека названо почтительно, с уважением и сдержанно, соответственно моменту; название полное и сказано кто, ибо речь идет об утрате, а такая утрата может быть полной.

Учитель. Первая фраза никитинского рассказа, несущая, казалось бы, только информацию, в контексте повествования становится активной, воздействующей на читателя силой: она заставляет проникнуться уважением к умершему человеку и ощущать всю горечь и безмерность утраты. Писатель совершает то, что возможно совершить лишь средствами истинного искусства, – делает чью-то частную смерть общим горем.

Таким образом, уже начало рассказа определило разные художественные задачи: у Бунина – жизнь природы вечна, жизнь человека коротка и бедна, у Никитина – сострадание не может быть равным горю, если это горе – человеческая смерть.

Что из себя представляют главные герои рассказов?

Ученик. Реалистический портрет Митрофана в рассказе И. Бунина “Сосны” раскрывает материальное положение героя и цельность его натуры. От всей его фигуры веет свежестью, простотой, непритязательностью и первобытной силой: “Это был высокий и худой, но хорошо сложенный мужик, легкий на ходу, стройный, с небольшой откинутой назад головой и бирюзово-серыми глазами. Зиму и лето его длинные ноги были аккуратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький изорванныйц полушубок. На голове у него всегда была самодельная заячья шапка шерстью внутрь. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветренное лицо с облупившимся носом и редкой бородкой!”

Учитель. Бунин подробно характеризует миропонимание, жизненную философию Митрофана, выражая взгляды крестьян на жизнь. Он не жалуется на нужду. Терпеливо, покорно, беспрекословно переносит Митрофан трудности. Автор запечатлевает такие черты русского крестьянства, как выносливость, благожелательное отношение к жизни. Весьма характерны рассуждения Митрофана, прожившего так, как будто всю жизнь “был в батраках у жизни”. В его речах передано не только непротивленчество, но и народная мудрость и схвачены особенности крестьянского языка:

“…Есть лес – в лесу и зарабатывай. Мне, может, еще трудней другого, у меня одних детей сколько, а я все-таки иду да иду! Волка ноги кормят. Сколько годов я тут прожил и все не нажился… Я и не помню, что было. Был будто один – два дня летом, али весной скажем – и больше ничего. Зимних ден больше вспоминается, а все тоже похоже друг на дружку. И ничего не скучно, а хорошо. Идешь по лесу – лес из леса выходит, синеет, а там прогалина, крест из села виден… Придешь, заснешь – глядь уж опять утро и опять пошел на работу… была бы шея – хомут найдется!”

Бунин с симпатией и сочувствием рисует образ Митрофана, тонко чувствующего природу, умеющего в жалком существовании находить для себя небольшие радости.

Ученик. Портрета живого Алексея Ефимовича нет, но есть фраза, которая передает отношение к живому бакенщику: “Про Алексея Ефимовича худого слова не скажешь…” И повторяются эти слова дважды полностью и один раз – “не скажешь…”

В портрете покойника подчеркнута торжественность и строгий покой, словно маска мертвого лица подтверждает “худого слова не скажешь”: “Вижу иззелено-желтый блестящий лоб, длинные, как у всех покойников, веки, серую щеточку усов. И сколько не мертвого, а какого-то торжественного, строго покоя в выражении его лица, в наклоне подбородка к высокой, застывшей на вдохе груди!”

Учитель. Бунину нужно было показать социальные условия жизни, благожелательность и выносливость крестьянина, который всю жизнь словно “был в батраках у жизни”. Для этого использует писатель портрет.

В портрете мертвого лица Митрофана просматривается чувство собственного достоинства: “О, какой важный и серьезный стал Митрофан! Голова маленькая, гордо и спокойно-печальная…”

Никитин на первое место ставит уважение окружающих к Алексею Ефимовичу. Выражение лица умершего “как у всех покойников”.

Писателю важно передать в портрете философию смерти. Отношение героя рассказа к смерти ироническое: “У нее блата никому нет”, поэтому лирический герой увидел легкую усмешку умершего в уголках сжатых губ.

Как раскрываются характеры героев И. Бунина и С. Никитина?

Ученик. Характеры героев раскрываются в общении с природой, в отношении к ней. Митрофана Бунин называет следопытом. “Хорошо у нас!”, “И ничего не скучно, а хорошо”, – произносит герой рассказа “Сосны”.

Гармонию человека и природы нарушает суета жизни. Особенно любоваться лесом некогда, потому что “есть лес – в лесу зарабатывай”. Потребительское отношение к природе обусловлено социальными условиями: “…у меня одних детей сколько…”

Ученик. Герой никитинского рассказа поставлен в другие социальные условия:

“…он жил со вкусом, радостно, светило и безбедно…”. Прозаик говорит о гармонии человека и природы. Прекрасен Алексей Ефимович тем, что умеет любоваться и дивиться “непостижимо разумной работе пчел”, заречными озерами, автор сравнивает его с первооткрывателем. Буранин мечтал иметь лосиные ноги: “Всю бы землю напоследок оббежал. Так бы и стеганул по гарям, по лесам, по болотам”.

В этих описаниях – истоки мудрости и доброты Алексея Ефимовича. Никитин ненавязчиво заставляет сделать вывод: тот, кто знает и понимает природу, умеет любоваться ею, не иметь потребительского отношения к ней, не может быть безнравственным человеком.

Учитель. Разность в показе смерти и отношения к ней проявляется в сцене погребения.

Отличие лирических героев к погребению и к самому умершему ощутима как в интонации повествования, так и в поэтике самого письма. У Бунина отрицательное отношение никак не высказано: “Напутствуемый протяжным пением, гроб с мерзлым покойником вынесли из церкви, пронесли его по улице и за селом на пригорке опустили в неглубокую яму, которую и закидали мерзлой глинистой землей и снегом. В снег воткнули елочку и покряхтывая от мороза торопливо разошлись и разъехались”.

Никитин же ставит на своем неприятии усиливающий отношение акцент – отверстость могилы, ее готовность названа безобразной: “В чистом снегу безобразно рыжим пятном выделяется отверстая могила. Заранее слышу стук о крышу гроба этих смерзшихся комьев суглинка, чувствую, какой пустынной тоской отзовется он во мне, но не отхожу и вот уже на яву слышу и чувствую и этот звук, и эту тоску”.

Но самое существенное различие выражено пониманием отношения природы к таинству и факту смерти.

Как природа относится к таинству и факту смерти?

Ученик. У Бунина – непосредственно над могилой: “Мачтовые сосны, высоко поднявшие на своих глинисто-красноватых голых стволах зеленые короны, тесной дружной окружали с трех сторон пригорок.”

Никитин, тоже непосредственно над могилой: “И какой же равнодушной, величавой холодностью объят этот морозный день! Как невозмутима ясность его солнца, неба, снегов, хвойных далей”.

Ученик. Последняя фраза бунинского рассказа: “Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и немолчно говорил и говорил о какой-то вечной, величавой жизни…”

Последняя фраза Никитинского рассказа: “И уже без леденящего отчаянья, спокойно и грустно думается о том, что где-то за изволоком березки – свечечки стоят над суглинистым бугром, что вечные звезды с одинаковым равнодушием смотрят и на него и на наш угретый живым теплом возок, пробирающийся по снежному полно”

Какова роль пейзажа в рассказах?

Ученик. У Бунина образ соснового бора олицетворяет могучую силу жизни. Пейзаж раскрывает жизнеутверждающие идеи автора: “Отдаленный чуть слышный гул сосен сдержанно и немолчно говорит о какой-то вечной величавой жизни”.

Учитель. Бунин проявляет в рассказе такое умение живописать словами, что читатель вместе с автором переживает зимнюю вьюгу, любуется её стихийной мощью, переполняется чувством приволья. Средствами языка Бунину удалось создать симфонию зимнего леса, передать его полифонию: “…Сосны, которые высоко царят над всем окружающим, отвечают урагану столь угрюмой и грозной октавой, что в поселке делается страшно”. “Лес гудит, точно ветер дует в тысячу эоловых арф, заглушенных стенами и вьюгой”. “Гул леса вырывается из шумов вьюги, как гул органа”.

Ученик. Бунинские пейзажи отличаются многообразием красок и оттенков, присущих природе. Например: “А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет”.

Необычные сравнения, олицетворения, красочные эпитеты являются художественными находками автора. Читатель видит “радужную снежную пыль”, слышит, как “галка засмеялась от удовольствия”, ощущает “свежий запах январской метели”, напоминающей “сильный запах арбуза”.

Учитель. Пейзаж у Бунина не является самоцелью. Рассказ содержит противопоставление жизни людей и природы. Жизнь природы прекрасна, вечна, значительна. Жизнь человека коротка и бедна.

Ученик. Пейзаж у Никитина скромен, краски не придуманы автором, а взяты из жизни. “Снежные поля”, “сверкающие снега”, “пустотный звон” – эпитеты скромные.

“Я долго шел со станции через сверкающие снега, загораживаясь от бокового ветра пахучим на морозе, каракулевым воротником, и узкая тропа в снегах отзывалась на мои шаги каким-то пустотным звоном”.

В этом отрывке нет ничего от придуманного и быть не может – совсем неподходящий момент: человек спешит на похороны и тут не до выдумок.

Никитин только говорит, что шел он от станции долго, что дул боковой ветер и ему приходилось загораживаться воротником, который на морозе сильно пахнет, а потому называет его материал – каракуль; что снежная тропа была узка и отзывалась звоном. Правда, “пустотным”. Но шел-то он не на праздник – там человек умер! Все вдруг опустело, весь мир, а потому “какой-то пустотный звон” был единственным созвучием его опустевшей от горя души.

Учитель. Пейзаж С. Никитин дает глазами очевидца. И поэтому, когда он пишет, что “на крыльце, в затишке, чувствуется, как солнце по-весеннему пригревает щеку, а на карнизе матовая с ночного мороза сосулька уже сверкает на самом кончике алмазной каплей”, то читатель принимает такое описание не как “художественные красоты”, не как мастерство автора, но как свидетельства очевидца, человека, увидевшего это: “ясный ветреный день на грани февраля и марта уже сияет густой весенней синевой”.

Цвет, материальность мира, сам мир здесь не придуманный, а увиденный и названы. Причем называется все с максимальной точностью: даже время года обозначено “гранью”.

Прозаик знает: природа богаче и совершенней, а главное – она серьезнее “легкомысленных” попыток соперничать с ней. И Никитин верен этому своему принципу назвать то, что уже есть и что само по себе уже достоверно. Ведь в том, что в затишке солнце пригревает ощутимее, а начинающая таять сосулька венчается сверкающей алмазом каплей, заключена безусловная невыдуманная правда. И писатель это прекрасно знает.

Художник создает атмосферу правды, окружающую мир: “Пряменькие, как свечки, стоят заиндевелые березы”.

5. Заключительно слово учителя.

Художественные задачи рассказов И. Бунина и С. Никитина разные.

Для Бунина важно противопоставление жизни людей и природы. Жизнь природы прекрасна, вечна, значительна. Жизнь человека коротка и бедна. Поэтому рассказ И. Бунина “Сосны” заканчивается пейзажем: “Тонко пахло свежим снегом и хвоей, славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек… Небо мягко затуманивалось чем-то белым и обещало долгую тихую погоду…Отдаленный, чуть слышный гуя сосен сдержанно и немолчно говорил и говорил о какой-то вечной, величавой жизни…”

Писатель интересуется обитателями суровых краев, задумывается над жизнью “былинных людей” и “жалобная песня” просыпается в душе его. Он скорбит о тяжелой жизни людей, намаявшихся за целый день работы и довольствующихся лишь “сосновым хлебушком”.

Последняя фраза никитинского рассказа: “И уже без леденящего отчаяния, спокойно и грустно думается о том, что где то за изволоком березки-свечечки стоят над суглинистым бугром, что вечные звезды с одинаковым равнодушием смотрят и на него и на наш угретый живым теплом возок, пробирающийся по снежному полю”. Иными словами – Никитин считает, что никакое сочувствие к утрате человека не может быть достаточным; сострадание не может быть равным горю, если это горе – человеческая смерть.

В сопоставлении рассказов И. Бунина “Сосны” и С. Никитина “Снежные поля” мы увидели наследование существенных традиций русской литературы: нравственность, художественность, отношение к категориям жизни и смерти, использование пейзажа в раскрытии характеров героев и идеи произведения.

Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ С. Никитина “Снежное поле”.