"Кнопочка" – программа адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика


В настоящее время выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации этой работы на практике.

Во-первых: группу детей раннего возраста формируют воспитатели после выпуска подготовительной к школе группы, опыт работы с детьми раннего возраста в некоторой степени утрачивается, и соответственно требует времени на восстановление.

Во-вторых, имеющийся опыт, кроме восстановления, подвергается значительной корректировке т.к. прерывается примерно на 4 года, а подходы в воспитании детей раннего возраста меняются и обновляются в связи с требованиями времени.

Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития.

И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

На этом этапе чрезвычайно важно взаимодействие сотрудников занятых в процессе. Жизненно необходим ежедневный обмен полученной информацией всеми его участниками.

Все это обусловило необходимость детальной разработки организации работы адаптационной группы (далее по тексту АГ) для детей раннего возраста и особенно совместного пребывания детей и родителей, т.к. в имеющейся методической литературе этот компонент недостаточно освещен, или носит слишком общий характер.

Для того, чтобы педагоги выработали определенный алгоритм работы с родителями и детьми, а также обеспечили оптимальный уровень взаимодействия всех сотрудников ДОУ занятых в этой работе была разработана эта программа.

Материал содержит конспективно разработанный календарный план совместного пребывания одного из родителей и ребенка в условиях ДОУ и охватывает 1 неделю; схему – план комбинированного пребывания (часть времени в ДОУ дети проводят без родителей) – 1 неделя; перспективный план по всем разделам – дальнейшего периода адаптации.

В приложении к программе разработан комплект документов, которыми воспитатель и специалисты ДОУ руководствуются в своей работе.

Такой алгоритм позволяет достигнуть главную цель:

Создание благоприятных условий способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.

Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
  2. Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
  3. Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
  4. Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.

Программа адаптации рассчитана на 64 дня.

Первая встреча с родителями происходит в кабинете заведующей. Как правило, они приходят с детьми. Чтобы снизить официальный тон встречи, в кабинете оформляется “Живой уголок”, размещаются игрушки на уровне роста ребенка. В то время, как ребенок увлеченно рассматривает рыбок в аквариуме, или птичку в клетке, или играет с игрушками, заведующая ДОУ беседует с родителями о ребенке, его привычках, состоянии здоровья, режиме дня. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима перед поступлением ребенка в ДОУ. Родители получают направление на углубленный медицинский осмотр. Им вручается памятка с перечнем документов, необходимых для оформления ребенка в ДОУ, указан режим дня ребенка этого возраста и режим функционирования ДОУ. Обычно оформление ребенка занимает 7–10 дней. В этот период родителям рекомендуется во время прогулок приходить на территорию детского сада и проводить прогулку здесь, чтобы ребенок привык к виду здания ДОУ, освоил игровое оборудование.

В это время воспитатели и помощники воспитателей проводят подготовку групповой ячейки к приему, вносят оборудование для обеспечения оздоровительного комплекса см. Приложение 3, заготавливают необходимый комплект документов см. Приложение 1. В приемной для родителей оформляется фотоальбом “Давайте познакомимся”, где помещены фотографии сотрудников с информацией о них: ФИО, занимаемая должность, стаж работы, образование, квалификационная категория, чтобы родители в любое время могли получить необходимую информацию о сотрудниках.

Следует отметить, что игровая и природная среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Эти моменты подробно описаны в календарном плане-конспекте.

Открытие адаптационной группы происходит обычно в конце учебного года (конец мая – начало июня). За это время часть родителей успевает оформить все необходимые документы. Открытие группы происходит, когда первые 5–6 человек оформили все необходимые документы. С ними и начинается работа в АГ.

Воспитатели и помощники воспитателя первую неделю работают все вместе в одну смену. Взаимодействие сотрудников осуществляется по схеме см. Приложение 2. Воспитатель, который собирает информацию, может сам заполнять анкеты, после опроса родителей, чтобы избежать формальных ответов. В течение 1-й недели воспитатели ведут дневник наблюдений за каждым ребенком. Результаты наблюдений фиксируются. Ежедневно ведется обмен информацией между всеми сотрудниками занятыми в процессе.

С первого дня пребывания ребенка в ДОУ, медицинским персоналом проводятся все запланированные мероприятия оздоровительного комплекса см. Приложение 3.

Таблица мероприятий, с 1-го по 5-й день

Календарный план-сетка на 2-ю неделю посещения.

 

Утро

Занятие

Прогулка

Понедельник

Игровой момент “Игрушки проснулись” (продолжение игрового момента начатого в пятницу);

Психогимнастика “Веселое лицо-грустное лицо”;

Полив комнатного растения Чтение Е. Благининой “Катя леечку взяла”.

Музыкальное занятие “Сорока-белобока” конспект см. Приложение 4 Экспериментирование с водой “Плавает-тонет” [8 стр.18];

Игра “Достань камешек”. Индив. работа: лазание по наклонной лесенке;

Подв. Игра “Воробышки и кот”.

Вторник

Артикуляционная гимнастика:

“Наш язычок пошел гулять”;

Конструирование из кубиков “Башенка” (по 3–4 кубика одного цвета на каждого ребенка);

Усложнение “Башенка из кирпичиков”.

Рисование “Коготки-царапки” конспект см. Приложение 4. Наблюдение за солнцем повторение игры “Солнечные зайчики”.

“Солнечные зайчики скачут по стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе!”

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра “Мой мяч”.

Среда

Продолжить наблюдение в зооцентре за птичкой.

Уборка клетки, кормление.

Дидактическая. игра “Соберем пирамидку” из 3–4-х колечек одного цвета, от большого к маленькому.

Подвижная игра “Птички летают”.

Музыкальное развлечение “Веселые музыканты” конспект см. Приложение 4. Наблюдение за деревом: ствол, ветки, листья. Индивидуальная работа по закреплению красного цвета.

Игра “Печем печенье” (сухой и влажный песок).

Подвижная игра “Прокати мяч в ворота”.

Четверг

Продолжить наблюдение в зооцентре за рыбками в аквариуме (заселение новыми обитателями, кормление).

Исследовательская игра “Как звучат камни” [5, стр. 146] (сравнить маленький – большой; найти такой же; постучать громко – тихо).

Перед умыванием читаем Е.Благининой “Обедать”.

Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько!
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла!

Во время завтрака читаем “А у нас” В. Берестова:

А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!

Лепка “Заборчик” конспект см. Приложение 4. Наблюдение за бабочкой: бабочка порхает.

Дидактическая игра: “Бабочки”.

Оборудование: 2 больших муляжа одуванчика и мака.

Дети бегают, изображая бабочек.

Воспитатель: Бабочки летали по лесной полянке.

Стали крылья уставать –
Где мы будем отдыхать?
Отдохнуть бы нам чуток
Сядем лучше на цветок!
Лучше чем диванчик
Желтый одуванчик!

Дети ищут одуванчик подбегают к нему и приседают.

Отдохнули, посидели,
К другим цветочкам полетели.

Повторяется 1-я часть игры.

Мы теперь найдем цветок
Красный он как огонек!

Дети находят цветок красного цвета и приседают.

Игра повторяется 3–4 раза.

Свободные игры с выносным материалом.

Пятница

Внесение новых игрушек в группу. Желательно заводных или музыкальных.

Дидактические игры: “Собери пирамидку”, “Рамки – вкладыши”.

Ознакомление с художественной литературой.

Потешка “Солнышко–ведрышко”.

Исследовательская игра “Плавает-тонет”.

Дыхательное упражнение “Ветерок” – дуем на бумажный кораблик в воде.

Свободные игры с выносным материалом.

Подвижная. игра “Солнышко и дождик”.

Перспективное планирование учебно-воспитательной работы
в адаптационной группе (период 2 месяца)
(таблица)

По мере сбора информации, данные анализируются. Определяется стратегия и тактика взаимодействия между всеми участниками процесса. Критерии оценки приведены [9 стр. 365–369].

По окончании периода адаптации все результаты обобщаются и оформляются в протоколе. Делается заключение об эффективности, проведенной работы.

Список используемой литературы

  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
  2. Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
  3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
  4. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  5. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  6. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
  7. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
  8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.-М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
  10. Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  12. Черных И.//Воспитание бережного отношения к воде/ДВ №7 – 2005.