"Поэт и время" (элективный курс по литературе)

Разделы: Литература


Изучение литературы как искусства слова предполагает чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при умело направленном знакомстве с литературой.

Литература тесно связана с историей, и влияние исторических событий на произведения искусства бесспорно.

Жизнь писателя, вехи его творчества всегда связаны с историческими событиями.

Программа “Поэт и время” показывает влияние исторической эпохи на судьбы, творчество Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Цель курса:

  • формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
  • понимание истоков творчества поэтов;
  • умение увидеть внутреннюю драму сильной творческой личности при столкновении с суровой эпохой.

Задачи:

  • формировать эстетический вкус учащихся;
  • повышать интерес к изучаемому материалу;
  • формировать и развивать умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью.

Программа предусматривает различные формы работы (анализ лирического стихотворения, устные сообщения, работа со справочной литературой, мини-сочинения в прозаической и стихотворной форме, составление сценария)

Для анализа используются произведения А.Ахматовой и М.Цветаевой, отражающее их жизненный и творческий путь. Лирические произведения выбираются на усмотрения учителя, учащихся.

Курс “Поэт и время” рассчитан на 34 часа.

Изучается в течение года.

В конце программы предлагается список литература для учителя и учащихся.

Тематический план курса.

Наименование Теория Практика
1 “Мы коронованы тем, что одну с тобой мы землю топчем” (Переломные вехи истории России)    
2 “Мне дали имя при крещенье – Анна” (Биографические сведения)    
3 “Да, я любила их, те сборища ночные…” (Петербург. Признание.)    
4 “Мне голос был, он звал утешно…” (Травля поэтессы)    
5 “Нас покориться никто не заставит” (ВО война. Голос скорби и мужества)    
6 “…безвинная корчилась Русь” (Годы ежовщины )    
7 “Надо снова научиться жить” (Терпение, стойкость Ахматовой)    
8 “Семнадцать месяцев кричу…” (Арест сына. У стен тюрьмы)    
9 “И все-таки узнают голос мой. И все-таки ему опять поверят” (Память о поэтессе)    
10 “Если душа родилась крылатой…” (Жизнь, творчество М.Цветаевой)    
11 “Я с вызовом ношу его кольцо” (С.Эфрон в жизни М.Цветаевой)    
12 “Господи! – для чего стольким простреливать грудь?” (Первая мировая война )    
13 “А я – руки настежь! – застыла – что столбняк! Чтоб выдул мне душу – российский сквозняк!” (Революция 1917 г. 20 годы. Расставание с мужем )    
14 “В две руки развели, распяв…” (Отъезд за границу)    
15 “Что же мне делать певцу и первенцу…” (Тоска по родине)    
16 “Облака – вокруг, купола – вокруг” (Москва Цветаевой)    
17 “Творцу вернуть билет” (Возвращение)    
18 “Отказываюсь жить с волками площадей” (В России. Потеря близких)    
19 “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед” (Бессмертие поэтессы)    
20 “Из пламя и света рожденное слово” (Переплетение судеб. Итоговое занятие)    

Содержание курса.

Раздел Знания Умения и навыки
1. “Мы коронованы тем, что одну с тобой мы землю топчем” (Переломные вехи истории России) Исторические события. Влияние перемен на судьбы людей искусства - оперировать фактами;

- делать письменные и устные сообщения;

- характеризовать место писателя в литературном процессе;

2. “Мне дали имя при крещенье – Анна” (Биографические сведения) Хроника жизни А.Ахматовой. - оперировать биографическими сведениями;

- составлять план.

3. “Да, я любила их, те сборища ночные…” (Петербург. Признание.) Занятия в “Цехе поэтов”. Литературные направления - определять принадлежность писателя к той или иной группировке;

- характеризовать программу кружка;

4. “Мне голос был, он звал утешно…” (Травля поэтессы) Биографические сведения из жизни А.Ахматовой - оперировать фактами;

- работать с дополнительной литературой;

5. “Нас покориться никто не заставит” (ВО война. Голос скорби и мужества) Тематика стихотворений. Содержание. Особенности лирики. - производить анализ лирического произведения;

- владеть теоретическими сведениями;

6. “…безвинная корчилась Русь” (Годы ежовщины ) Влияние перемен на судьбу поэтессы. - уметь полемизировать;

- самостоятельно подбирать материал для анализа;

7. “Надо снова научиться жить” (Терпение, стойкость Ахматовой) Вехи биографии А.Ахматовой. Содержание стихотворений. - уметь производить анализ;
8. “Семнадцать месяцев кричу…” (Арест сына. У стен тюрьмы) Влияние истории на жизнь людей. - приводить примеры, опираясь на текст;
9. “И все-таки узнают голос мой. И все-таки ему опять поверят” (Память о поэтессе) Место стихотворений в литературе и истории - осознанно и выразительно читать лирические произведения;
10. “Если душа родилась крылатой…” (Жизнь, творчество М.Цветаевой) Биографические сведения из жизни М.Цветаевой - составлять сообщения;

- оперировать биографическими сведениями

11. “Я с вызовом ношу его кольцо” (С.Эфрон в жизни М.Цветаевой) Биографические сведения - производить анализ стихотворения;
12. “Господи! – для чего стольким простреливать грудь?” (Первая мировая война ) Вехи истории России. Их влияние на судьбы людские. - самостоятельно выполнять работу на заданную тему;
13. “А я – руки настежь! – застыла – что столбняк! Чтоб выдул мне душу – российский сквозняк!” (Революция 1917 г. 20 годы. Расставание с мужем ) Вехи истории России. Их влияние на судьбы людские - давать характеристику произведению, исходя из особенностей эпохи;
Раздел Знания Умения и навыки
14. “В две руки развели, распяв…” (Отъезд за границу) Основная тематика стихов М.Цветаевой - уметь производить анализ;
15. “Что же мне делать певцу и первенцу…” (Тоска по родине) Понятие “железный занавес” - обосновывать свою позицию;

- включать свои высказывания элементы рассуждения;

16. “Облака – вокруг, купола – вокруг” (Москва Цветаевой) Цикл стихов о Москве. Содержание стихотворений. - давать характеристику литературному произведению;
17. “Творцу вернуть билет” (Возвращение) Особенности творчества М.Цветаевой в данный период - составлять план;
18. “Отказываюсь жить с волками площадей” (В России. Потеря близких) Трагические моменты жизни поэтессы. Взгляд на эпоху. - оценивать прочитанное, аргументировать;
19. “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед” (Бессмертие поэтессы) Сборники стихов М.Цветаевой. особенности творчества - характеризовать особенности творчества поэтессы;
20. “Из пламя и света рожденное слово” (Переплетение судеб. Итоговое занятие) Современное прочтение стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой. Основные мотивы и темы творчества. - делать сопоставительный анализ художественных произведений

Список ключевых понятий

Литературное направление

Акмеизм

Символизм

Футуризм

Поэзия

Лирика

Шедевры

Монография

Отечественная культура

Культ

Периодизация

Литературный процесс

Модернизм

“Возвращенная” литература

Литература для учителя и учащихся.

1. Агеносов В.В. Русские писатели XX век Справочник (биографии) Москва 2000г.

2. Агеносов В.В. Русская литература XX век. Первая часть (Хрестоматия) Москва 2000г.

3. Болдырева Е.М. Русская литература XX век Справочник (анализ текстов) Москва, Дрофа 2000г.

4. Воспоминания о Марине Цветаевой (Сборник) Москва 1992г.

5. Исаченкова Н.В. Сценарии литературных вечеров в школе. С.-Петербург 2001г.

6. Кедров И.В. Версты, дали… М.Цветаева (1922-1939гг)Москва 1991 г.

7. Об Анне Ахматовой Стихи. Эссе Воспоминания. Письма Ленинград 1990г.

8. Павловский А.И. А.Ахматова (жизнь, творчество) Москва 1991г.

9. Повловский А.И. О поэзии М.Цветаевой. Ленинград 1989г.

10. Русские поэты “серебряного века” Сборник стихотворений В двух томах. Ленинград 1991г.