Совместная работа библиотекаря и учителя по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


“Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская,-это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения”. [ 1 ]

Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей.

Работа с детьми - читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением.

Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помощь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.

Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением.

Значительную роль в развитии детей играют школьные занятия, которые с каждым годом наполняются новым содержанием и постепенно приучают детей к чтению.

Школьники 1 класса только начинают овладевать техникой чтения; в классе они читают учебник, но процесс чтения им труден, и они охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации, они с увлечением их рассматривают, не всегда понимая их связь с текстом.

Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом, сказки; любят рассказы о животных.

Школьники 3 класса вполне овладели техникой чтения. Они отличаются от второклассников своими читательскими интересами. Здесь сказывается различие в чтении мальчиков и девочек: мальчики особенно охотно читают приключения; у девочек преобладает интерес к сказкам. Дети этого возраста умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно понравилось, но и по-своему оценить поступки героев книги.

Третьеклассники начинают пользоваться рекомендательными пособиями.

Живой интерес школьников этого возраста вызывают многие темы и вопросы. Они хотят узнать из книг, как живут и трудятся взрослые люди, как живут дети в нашей стране и за её рубежами, как работают машины; они охотно читают рассказы о природе, домашних и диких животных, небольшие рассказы исторического содержания. Но любимое чтение детей этого возраста- сказки; они захватывают юных читателей своим сюжетом, уносят их в мир, полный чудес, развивая у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки героев - положительных и отрицательных. Простой, понятный детям язык сказок развивает речь, учит родному языку.

С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы, небольшие описания путешествий. В этом возрасте они активно приобщаются к общественной работе, регулярно читают детские газеты, спрашивают книги, помогающие в труде. Многие из них умело используют познавательный материал книги в занятиях.

Четвероклассники пользуются рекомендательными пособиями; они охотно прислушиваются к совету не только библиотекаря, но и товарища, выбирая себе книгу для чтения.

С каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников: воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу. Характерно для них также внимание к слову библиотекаря и учителя, доверчивость, дисциплинированность; они охотно выполняют правила библиотеки.

В понятие «культура чтения» входят: умение выбрать книгу, самостоятельно работать с ней, вести записи о прочитанном, навыки бережного обращения с книгой. Культурным читателем называют такого читателя, чтение которого разнообразно по тематике, который может правильно понять идейное содержание книги и её художественные особенности, дать оценку произведению. Культурный читатель использует полученные из книг знания в труде и учебе.

Методы по воспитанию культуры чтения.

Ознакомление читателя с библиотекой.

С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе, а иногда даже в дошкольном возрасте.

С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение.

Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.

Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего возраста, они интересны и старшим школьникам. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

Ознакомление читателя с книгой

Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой.

Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве.

Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.

Навыки обращения с книгой.

Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются.

Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы «вводит» в книгу, с его назначения.

Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.

Навыки выбора книги.

С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу.

Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу.

Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.

Как читать книгу.

Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.

Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.

Отзывы о книгах.

Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге.

Отзывы учащиеся начинают писать в школе с помощью преподавателей в 4 и даже в 3 классе.

Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.

Наглядные формы пропаганды книги.

В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.

Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.

Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей.

Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями.

Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.

Библиотечные плакаты.

Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.

Рекомендательные списки.

В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации.

Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными.

В рекомендательные списки для читателей, школьников 2- 4классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему.

Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано.

Использование в работе компьютера.

При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе «Публикация».

Массовая работа.

Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.

1. Громкое чтение и художественное рассказывание.

Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.

Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач- развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря.

Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки.

Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.

В этом направлении мы проводим конкурсы чтецов, «Юных сказочников», регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.

2. Обзоры литературы.

Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, «Книги по окружающему миру»); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: «Что читать по литературному чтению учащимся 4 класса». Проводим и тематические обзоры, например, «Книги для юных экологов» (так как в нашем лицее функционирует детская экологическая организация ЭКоС).

В библиотеке лицея организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступает с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине.

Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода «уроком» по привитию навыков культуры чтения. С этой целью используем минивикторины, кроссорды. Иногда начинаем с загадки или с вопроса: «знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?» (о книге «Что такое? Кто такой?»

Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.

3. Обсуждение книг.

Обсуждение книги- это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги- хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.

4. Литературные утренники и вечера.

Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.

Мы в лицее проводим литературные утренники и вечера, посвященные знаменательным датам (“60-летие Победы”), литературным юбилеям и творчеству отдельных писателей (к 190-летию П. П. Ершова, к 100-летию М. Джалиля), произведениям определенного литературного жанра ( “Вечер загадок”, игра “Кто хочет стать сказочником”, “Путешествие в страну сказок”), различным темам (“Природа родного края”) и т. д., каждый из которых является праздником для читателей и в которых они сами принимают живое участие.

5. Вечера занимательной науки и техники

В содержание могут входить: беседа по одной или нескольким книгам научно-фантастического содержания; сообщения об отдельных книгах; ответы на вопросы ведущего специалиста; чтение и пересказывание отрывков; демонстрация моделей, сделанных ребятами и т. д.

6. Вечера вопросов и ответов.

Каждый из таких вечеров может быть посвящен одной отрасли науки. Заранее вывешиваются вопросы списки книг, прочитав которые легко ответить на эти вопросы. Ответы можно давать и в письменном виде и заранее, ещё до вечера. Самые интересные из них оглашаются на вечере. (Например, «Части света»).

7. Встречи с писателями и знатными людьми.

Часто проводим подобные встречи. Например, встреча с земляками-писателями, чьи книги с интересом читают дети. Презентация книги «Мой дед-пасечник» детского писателя-земляка Габдуллы Галиева оставила глубокий след в сердцах маленьких читателей.

8. Устный журнал.

Устный журнал-форма пропаганды книг, имеет свое название, своеобразное оформление с внутренними листами, которые можно передвигать, как бы «перелистывать».

9. Литературные игры.

Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, «Мои любимые персонажи»).

10. «Необычное путешествия по книгам».

Сущность его заключается в следующем: участникам «путешествия» предлагается в месячный срок «побывать» в различных пунктах. Например, «Собака-друг человека». Даются примерные вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения».

11. Неделя детской книги.

Согласно плану работы лицея, в апреле под руководством библиотекаря провели Неделю Детской книги.

План проведения Недели был составлен заранее.

В первый день недели в зале были выставлены рисунки, головоломки, кроссворды, занимательные задания, которыми заинтересовались многие учащиеся.

Во второй день состоялась открытие Недели в форме Игры – сценария «Как беречь книгу».

Воспитательное значение, массовость, занимательность содержания было положительным в мероприятии.

В третий день был проведен утренник «Словари- наши верные друзья», основной целью которого было ознакомление с различными видами словарей и правилами пользования ими.

В четвертый день было проведено «Путешествие в страну сказок». Дети инсценировали сказки, с удовольствием выступали перед лицеем, хорошо были подобраны костюмы, декорации. С этими же сказками выступили и в сельском доме культуры.

26 апреля, в день рождения татарского писателя Габдуллы Тукая, в рамках Недели провели «Час Тукая», посвященный 120- летию писателя.

В шестой день Недели - «Бенефис самого читающего ученика». Мероприятие нацелено на воспитание стремления к чтению, на стимулирование желания учащихся читать.

В занимательной форме были награждены грамотами по разным номинациям учащиеся с 1 по 4 класс. Артистично, умело вели утренник учащиеся 7 класса.

Рациональное и умелое использование компьютерных средств, яркая наглядность, подбор костюмов, театрализованность представлений сделали мероприятия праздниками для детей.

12. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.

«Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку…» [ 2 ]- вот важная цель актива библиотеки.

Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.

Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и учителя, мы добиваемся хороших результатов.

Литература.

1. Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954.
2. Крупская Н. К. О детской библиотеке и детской книге. М. Детгиз, 1954.
3. Под ред. А. А. Хренковой. Детская библиотека. Практическое пособие для детского библиотекаря. М., 1958.