Социальное проектирование в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения

Разделы: Общепедагогические технологии


В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент существует многообразие технологических процессов, различающихся областью применения, целями и результатами. Одной из таких направлений, где активно применяют социальные технологии, сегодня можно назвать проектную деятельность в обычных общеобразовательных школах.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.

В настоящий момент наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития проектной методики. Сегодня теоретические, пусть и блестяще усвоенные знания, не могут стать путеводной звездой для выпускника школы, не помогут его успешной самореализации, активной социализации, если он еще за партой не научился решать практические задачи, которые ставит сегодняшняя жизнь. Именно проектная деятельность может создать реальные условия для проявления утилитарной значимости выполняемого дела. В настоящее время активно разрабатывается и апробируется целостная государственная система гражданского образования, которая сможет подготовить молодых людей к нынешней социальной обстановке, воспитает у них готовность служить обществу. И роль проектного метода там отводиться не последняя. Ведь недаром проектную деятельность называют “естественным средством воспитания мысли”.

Работа с проектами может быть полностью выбрана из целей, поставленных себе детьми в реальной жизни. Приведем пример подобного проекта, связанного с изучением истории. Однако ориентирован он будет в первую очередь на изучение реальной жизни, на участие в ней школьников, на уяснение природы человеческих отношений и на изменение отношений между самими учащимися. Этот проект проводился в течение учебного года, недельными периодами, в одной из школ г. Серпухова Московской области. Назывался он “Изучение текущих событий проектной деятельностью”. В ходе его выполнения школьники внимательно читали прессу, изучали текущие события, которые затем обсуждались на “парламентских собраниях” школьного совета. При обсуждении подчеркивалась историческая важность обсуждаемых тем; возникла идея издания “горячей линии”, куда по рубрикам заносились газетные и журнальные статьи, интересные письма для открытого заседания самих ребят. Конечно, созданные в школе проекты базируется в большей степени на самом учебном процессе (нескольких учебных предметах) и отталкиваются, прежде всего, от них и интересов учащихся. Как правило, эти проекты носят учебный характер и часто являются способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание учащихся. Однако здесь важно заметить, что все же основные виды таких школьных работ концентрируются на живом и жизненном материале; заостряя большое количество внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.

Великую роль играет социальное проектирование и в воспитательной работе. В рамках созданной детской организации, в той же школе, проводилась различная проектная деятельность социальной направленности. Одним из таких проектов под названием “ящик гласности” был создан для того, чтобы разрешить вопросы, связанные с интересами и потребностями учащихся в рамках школьного самоуправления. Для реализации проекта потребовалось минимум усилий и затрат. В школьной рекреации был установлен почтовый ящик. Учащимся предлагалось опустить в этот “ящик гласности” свои предложения, пожелания, связанные с дальнейшим развитием воспитательного процесса в школе, а так же можно задать любые вопросы, в письменном виде, президенту школьной республики, руководителям кабинета министров или организаторам. Все содержимое ящика доставалось в конце недели и зачитывалось в присутствии совета старшеклассников. В зависимости от их решения письма, с ответами на вопросы, могли быть опубликованы или в школьной газете, либо отсылаться индивидуально получателю.

Применения проектной деятельности в школьной практике, с одной стороны, чревата перекосами в учебной программе (ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания) или воспитательной системе (может присутствовать антивоспитательный момент). С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Педагоги, использовавшие этот метод, в основной массе были настроены применять его и впредь.

Применение проектной технологии предполагает изменение отношений к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Метод проектов как педагогическая технология актуализирует решение этой задачи, формирует ответственность за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных навыков, практических умений. Сегодня, создавая реальные условия для их проявления, современные педагоги активно включаются, совместно с учениками, в социально-значимую проектную деятельность. Интерес этот способствует проявлению творческих способностей в выборе содержания и форм образования, в самоопределении собственных инициатив.