План-конспект внеклассного материала "Звездный час Компьюмена"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Цели и задачи:

Обучающие:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся;
  • закрепление основных понятий базового курса;
  • ознакомить с историей развития вычислительной техники;
  • раскрыть роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества;
  • контроль и оценка уровня знаний учащихся.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие логического мышления, памяти и внимания;
  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
  • формирование основ научного мировоззрения.

Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
  • воспитание ответственности, умения принимать самостоятельного решения;
  • воспитание духа соревнования;
  • воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к явлениям науки, культуры, общественной жизни.

Форма проведения мероприятия: Аналогия телевизионной игры “Звездный час”.

Оборудование мероприятия:

  • компьютер с операционной системой Windows XP и прикладной программой Microsoft PowerPoint,
  • проектор, экран,
  • демонстрационный файл “Звездный час”,
  • для активных участников двусторонние карточки с №№ до 6, по количеству участников и их помощников,
  • звездочки для участников и их помощников (не менее 100 штук),
  • 8 кубиков с буквами и звездочками
  • пирамида с длинным словом.
  • бейджи у учителя и всех участников игры с именами.

Место проведения: Актовый зал или учебный кабинет.

Расположения участников игры:

Правила игры

Игра сводится к следующему: ведущий задает вопросы всем участникам игры, на экране высвечивается серия ответов, необходимо выбрать правильный и поднять соответствующую карточку с номером ответа. Карточки с номерами ответов имеют игроки и их ассистенты. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы, т.е. верно поднимать необходимую карточку, знать полный ответ и по возможности собрать наибольшее количество звезд, которые даются за правильный ответ и игроку и ассистенту. При выявлении финалистов игры звездочки игрока и ассистента суммируются. После полного ответа данного ведущим игроки по собственной инициативе могут показать, что они подготовили к звездному часу, за это также получают звезду.

Домашнее задание игрокам.

Подготовить номер художественной самодеятельности (можно совместно с болельщиками и ассистентами), нарисовать плакат, подготовить ребус, кроссворд, изготовить приз победителю, утешительные призы игрокам и т.д.

Ход мероприятия

Учитель (Ведущий): Добрый день, дорогие друзья!

Вас приветствует Елена Валерьевна, бортпроводница звездолета “ЭВМ 08.12.04 11.00 СШ 6”. Полет начался в точно назначенное время, но куда и зачем мы летим? Вы находитесь в звездолете, который совершает экскурсионные полеты по маршруту Земля – Операторомудрия – Земля. При успешном завершении полета все пассажиры получают право продолжить обучение на уроках информационной технологии по курсу Пользователь ПК и называться до присвоения специальности – Компьюмена.

Пока я Вас приветствовала, мы оказались в магнитном поле звезды Программии, которая притянула звездолет. Жители этого созвездия выразили недоверие к пассажирам и решили проверить, действительно ли на борту корабля на первых местах сидят “Великие Операторы”, за ними их умнейшие ассистенты, а так же среди пассажиров находятся находчивые пользователи ПК.

Перед Вами ответы на вопросы (на экране слайд 2), правильно поднятой карточки с номером изображения одновременно Оператора и его ассистента дают возможность лететь вперед на планету Операторомудрия с дополнительной звездочкой спасительницей в руках.

Вопрос:

В 1871 году в английском журнале “Панч” было напечатано стихотворение:

Служа науке, он терпел лишенья,
Был рок его тревожен и суров,
Он злой судьбою избран был мишенью
Скорей ударов, нежели даров.
С тех пор, когда влекомый блеском таинств,
Присущих математике, решил
Ступить на многотрудный путь, пытаясь
Достичь математических вершин.

Какому изобретателю и ученому посвящено это стихотворение?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 5.

Учитель: Кто из участников полета даст полный ответ?

Любой из находящихся в зале, кроме жюри могут дать ответ и получить звездочку от дежурного. Данная возможность дается в течении всей игры после каждого вопроса и поднятия номеров игроками.

Учитель: Речь идет об английском ученом Чарльзе Бэббидже, главным делом жизни которого, по его словам, были вычислительные машины, над созданием которых он работал более 50 лет. Беббидж сконструировал Аналитическую машину – прообраз современных компьютеров.

Жюри: фиксируют верность ответов и сообщают, кто получает звездочку. Все кто правильно ответил на вопрос получают по звездочке и дополнительную звездочку получает “Великий Оператор”, если его ассистент и он сам ответили верно.

Дежурные: раздают звездочки.

Деятельность жюри и дежурных повторяется после каждого ответа произнесенного учителем.

Учитель: Вопрос: в программировании, дисциплине, занимающейся составлением плана действий компьютера, много достижений. Кто является автором первых программ для еще не построенных компьютеров? И что Вы знаете о судьбе этого человека?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 3.

Учитель: Первой женщиной программистом была леди Лавлейс – единственная дочь Джорджа Гордона Байрона. Она была очень талантлива. Была знакома и дружна с Чарльзом Беббиджом, для его аналитической машины она написала программу чисел Бернулли. Умерла молодой (не дожив до 37 лет). Причем надо отметить, что некоторые из предложенных ею терминов и определений фигурируют даже в современных учебниках программирования.

Учитель: Вопрос: 14 апреля 1682 г. в особняке герцогини Д’Эгийон в Малом Люксембурге произошло примечательное событие, описанное поэтом Жаном Лоре: От горничной до герцогини

К математической машине
Проявлен всеми интерес.
И вот однажды некто…
… с большим проникновеньем
Им рассказал про вычисления и логику
И тем исторг глубокий искренний восторг
И в благодарность за беседу
Был удостоен Архимеду.

О какой математической машине идет речь в стихотворении? Кто был ее создателем?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 4.

Учитель: Речь идет о знаменитом французском ученом Блезе Паскале. С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 г., но ученый продолжал работу. В 1645 г. арифметическая машина, или Паскалево колесо, было готово.

Учитель: Вопрос: было время, когда сам термин “персональный компьютер” звучал явно невразумительно. Когда эти устройства с пульсирующими” картинками прорвались-таки в наши научные заведения, первое время к ним подходили разве, что уборщики, проводя длительное время в раздумьях, вытирать с этих ящиков пыль или так оно всеё и нужно. Требование о введении даты и времени, возникающее иногда в черноте голого ДОСа, начисто выбивало из рабочего ритма целые подразделения, а судорожное хлопанье по клавише <Pause> после ввода необходимой команды Dir способно было ввергнуть в тяжелые раздумья даже самого продвинутого пользователя. Но потом на экранах засветились сини панельки и стало все иначе.

Кто облегчил (или затруднил – кому как) нелегкую жизнь пользователя?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 1.

Учитель: Питер Нортон – программист самоучка, бизнесмен, журналист, преподаватель, писатель, гуру, коллекционер, меценат.

Для неизбалованного лицензионными программными продуктами российского пользователя имя Питера Нортона ассоциируется с Norton Commander, первым и самым известным файловым менеджером.

Учитель: Вопрос: Известный писатель и поэт сказал “Мы почитаем всех нулями: а единицами себя”. Кто автор этих строк?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 2.

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин.

Слайд № 3.

Учитель: Вопрос: “ -- 386 процессор? – уважительно спросил Саша. – И “винт”, наверное, мегабайт на двадцать?” Эти строки из романа Виктора Пелевина “Принц Госплана”, который был написан всего 16 лет назад. К чему Саша относился с трепетом, а нас сегодня не удивляет, а только смешит.

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 5.

Учитель: Жесткий диск, он же винчестер, он же “винт”, он же “блин”, он же HDD. Известен так же, как “постоянная память”. Предназначен для долговременного хранения всей имеющейся в компьютере информации.

Учитель: Вопрос: Что является устройством для работы с дисками (считывания и записи информации)

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 4.

Учитель: Дисковод DVD-ROM предназначен для записи и считывания информации с лазерных дисков, а так же просмотров фильмов.

Учитель: Вопрос: Что является лишним на собрании этих картинок?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 1.

Учитель: Сетевой концентратор не является носителем информации.

Слайд № 4. (см. ниже)

Учитель: Около 200 лет назад на знаменитой улице знаменитого города был открыт “храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет”. В нем были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. При входе гостей встречали механический швейцар, который как бы парил в воздухе и играл на валторне. Всеобщее удивление вызывали лающая автоматическая собака, петух, который хлопал крыльями и вскакивал на перекладину. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки… Где это было?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 2.

Слайд № 4.

Учитель: Санкт-Петербург, Невский проспект.

Учитель: В каком городе был создан первый советский компьютер?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 3.

Учитель: г. Минск

Учитель:

Жителям Операторомудрия мы понравились и они не хотят отпускать, пока мы не ответим еще на 3 вопроса.

Учитель: Перед Вами 6 слов, за каждым стоит специалист определенного рода занятий. На кого из этих специалистов не обучают в учебных заведениях?

Слайд № 5.

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 5.

Учитель: Прожектер – не является специальностью, а характеристика человека составляющего неосуществимые планы, проекты.

Учитель: Кто из выше перечисленных специалистов составляет программные средства шифрования информации?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 3.

Учитель: Криптограф – специалист по составлению программных средств шифрования данных. На криптографов в России учат только в одном высшем учебном заведении при Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте РФ. Институт называется Институт криптографии, связи и информатики.

Учитель: Какой из этих специалистов выполняет работу по управлению или обслуживанию какого-либо сложного устройства или установки?

“Великие Операторы” и ассистенты: поднимают карточки с № 1.

Учитель: Оператор ЭВМ – профессиональный пользователь, контролирующий работу ЭВМ.

Учитель: Жители планеты Операторомудрии разрешают улететь обратно на Землю кому-то со звездочкой спасительницей в руках, а остальным предлагают набраться уму-разуму.

Учитель: И вот мы летим к родной планете. По дороге домой подсчитываем количество звезд.

Учитель: На планетах Солнечной системы живут мудрые из мудрых, и конечно же, они хотят проверить на мудрость пассажиров звездолета (игра с болельщиками).

Высыпаются кубики.

Учитель: Составьте слова, используя буквы написанные на верхней плоскости кубика (имя существительное в единственном числе Именительного падежа). Время на размышление 1 минута.

Выбираются самые длинные слова.

Учитель: Кто составил самое длинное слово, может получить приз. Но для этого его надо угадать. Вы имеете право задать не более 4 вопросов, на которые Вы получите ответ “Да” или “Нет”.

Идет игра вопрос – ответ при успешном ее окончании вручается приз.

Учитель: Самое большое количество звезд у __________ и _____________ . В последнем состязании нам необходимо определить кто приложил больше умственных усилий, кто взял на себя большую ответственность за удачный полет по маршруту “Земля – Операторомудрия – Земля”? Для этого Вам предлагается словосочетание. Из предложенного словосочетания по правилам анаграммы сформировать слова, связанные с информатикой, связью, электроникой, компьютерами и т.п. В формируемом слове каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в заданном словосочетании. На выполнение задания дается 1 минута. Итак, словосочетание: Кораблестроительный завод.

На стол устанавливается пирамида на ребрах, которой написано Кораблестроительный завод.

Учитель: Время истекло, а сейчас по очереди зачитываем Ваши слова, они не должны повторяться. Если слов больше нет, то можно их заменять своими звездочками и звездочками своего ассистента.

Зачитываются финалистами по очереди слова.

Учитель: Объявляется победитель данного тура.

Учитель: Итак, мы на планете Земля, она встречает нас с радостью. Полет на звездолете “ЭВМ 08.12.04 11.00 СШ 6” завершился без трагических событий, за бортом корабля никого не оставили, а значит получили право продолжить обучение на уроках информационной технологии по курсу Пользователь ПК и называться Компьюменами.

Учитель: В течении всего полета Вы _________ старались и именно поэтому сейчас Ваш Звездный час! Вам предоставляется слово и в Вашу честь _________ звучит музыка!

Звучат фонфары.

Победитель: говорит о своих ощущениях победителя и о игре.

Подведение итогов игры, её анализ со всеми участниками действия, не более 10 минут.

Возможные варианты слов из словосочетания: Кораблестроительный завод.

Абак Два Килобайт Сектор Терабайт
Ада Дек Килобод Сеть Тест
Анод Делитель Клон Си Тире
База Диск Код Сканер Транзистор
Байт Дискета Ноль Слот Трек
Бейсик Длина Один Среда три
Бит Дно Остаток Стек Триод
Блик Забой Радио Стиль
Блок Искра Раздел Строка
Бод Исток Растр Телекс
Вектор Катод Сбой Тело