Создание мотивационной среды по предмету "Музыка" в жизнедеятельностном пространстве гимназии

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Сегодня государством осуществляется глобальный процесс модернизации образовательной политики, создающей необходимые условия для широкого участия общества в динамично развивающемся потоке информационных событий. Данный этап характеризуется решением социально значимых проблем и их преобразований, к которым следует отнести новые модели организации содержания образования, разработку механизмов управления инновационными проектами, выстроенными в соответствии с целью реализации новых моделей в образовании. Принципиально новые политические и социально-экономические условия выдвигают определённые требования к содержанию, формам и методам образования, требуют нового подхода к определению и конкретизации его целей и задач.

Основными задачами модернизации российского образования определены повышение его доступности, качества и эффективности. Это влечёт за собой достаточно масштабные структурные, организационно-экономические изменения, которые проявляются в значительном обновлении содержания образования. Вместе с тем возникла необходимость привести в соответствие с требованиями времени и ведущими задачами страны содержание общего образования, главным условием которого является введение государственного стандарта общего образования, обеспечивающего качественный уровень образования по всем школьным предметам.

Наряду с этим, реформирование социальной жизни российского общества значительно изменило систему воспитания и образования подрастающего поколения, что обусловило её актуальность. Это подтверждается созданием множества различных моделей, отражающих всесторонние аспекты образовательной политики.

Время подобных перемен заставляет каждое образовательное учреждение рассматривать процесс собственной деятельности в соответствии с возникшей ситуацией, а также определять свою роль, место и назначение в образовательном пространстве нового поколения. Не составляет исключения и МОУ “Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева” г. Братска, являющаяся образцовым образовательным учреждением инновационного типа. Образовательная деятельность в данном учреждении осуществляется на высоком методическом и научно-исследовательском уровне. Профессиональный уровень и творческий потенциал педагогического коллектива достаточно высок, он постоянно совершенствует своё мастерство, внедряя современные технологии в педагогический процесс. Вместе с тем он стремится своевременно вскрыть и устранить возникающие проблемы и недостатки с целью повышения качества образования во всех предметных областях.

Ознакомление с конкретными материалами, констатирующими реальное состояние дел в гимназии, позволило установить некоторое снижение учебной мотивации у конкретной категории школьников. Это даёт право утверждать, что данная проблема не утратила своей актуальности и требует дальнейшего её изучения, осмысления и принятия конкретных решений по разработке и улучшению мотивационной среды (МС).

“Как создавать мотивационную среду? Мотивационная среда – ЧТО ЭТО: миф или реалия??? – возникшие проблемы решались в соответствии с ведущим документом образовательного учреждения, отражающим основные положения и идеи гимназии в режиме развития.

В связи с этим цель настоящей статьи заключается в том, чтобы обозначить ориентиры и конкретные пути по созданию мотивационной среды не только в гимназии в целом, но и конкретном учебном предмете. Под мотивационной средой (МС) мы будем понимать:

  • совокупность условий, в которых протекает жизнедеятельность школьника, происходит формирование и становление его как личности;
  • совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности.

В процессе работы были выявлены реально существующие условия мотивационной среды; установлены причины затрудняющие создание её новых аспектов; определены составляющие.

Для обсуждения и глубокого осознания данной проблемы в рамках программы развития гимназии была разработана структурно-содержательную модель мотивационной среды, способствующая личностному росту гимназиста (приложение_1).

Рассмотрим более подробно составляющие модели, обозначим её роль и назначение в целостном педагогическом процессе.

Целесообразность создания мотивационной среды в гимназии заключается в том, чтобы воспитать в лице каждого гимназиста успешную личность (УЛ) в соответствии с уровнем его развития. Ею может быть не только отличник, ею ДОЛЖЕН СТАТЬ КАЖДЫЙ ученик!!!

Успешная личность формируется в жизнедеятельностном пространстве гимназии, которое основывается на тесном взаимодействии двух систем – обучения и воспитания, образуя при этом целостный педагогический процесс (ЦПП) непрерывного образования и воспитательную систему.

Под воспитательной системой гимназии (ВСГ) мы понимаем “систему организации целостного педагогического процесса, образующего сложное психолого-социо-педагогическое образование, саморегулируемое и управляемое”. Она является открытой системой, поскольку взаимодействует с ближним и дальним социумом, что проявляется через конкретные формы взаимодействия и направления отношений.

В результате успешного взаимодействия с социумом Воспитательная система гимназии становится мощным средством социализации гимназистов, что отражено через три преемственные ступени непрерывного образования. Оно имеет свои особенности и характерно для каждой школы: 1-ой ступени – желание учиться; 2-ой ступени – умение учиться; 3-ей ступени – потребность учиться.

Мотивационная среда является частью культурно-образовательного пространства гимназии, в котором главными субъектами образовательного процесса (ОП) выступают: учителя, классные руководители, гимназисты, родители, администрация.

Их взаимодействие осуществляется через определённые структуры, к которым следует отнести: научно-образовательный центр (НОЦ) гимназии, предметные кафедры, структурные подразделения, различного рода службы, редакционную коллегию, будущий оздоровительный комплекс “Гармония жизни”. Осуществлению качественной и результативной работе способствуют эффективные формы, методы и средства обучения.

Вместе с тем, важными составляющими мотивационной среды выступает содержательная компонента учебной и внеучебной работы, степень её освоения и результаты отражаются в педагогическом мониторинге. Системный контроль позволяет установить уровень качества образования (КО) и разработать план-программу по его управлению как в гимназии в целом, так и в рамках каждого учебного предмета.

Результат успешной личности возможен при условии организации мотивационной среды в том случае, если группа субъектов образовательного процесса будет направлять мотивационные потоки на конкретную группу гимназистов, а также, если сам гимназист способен пройти путь 4-х “само”, смысловое значение которых по Г.К.Селевко определяется как: самоопределение, самопознание, самоутверждение и самореализация.

Важными условиями организации мотивационной среды мы выдвигаем: взаимопонимание, взаимосотрудничество, консолидацию идей и интеграцию деятельности.

Надеемся, что соблюдение этих условий позволит в полной мере реализовать уже действующие на сегодня “звёздные” программы в гимназии (см. приложение_1):

  • Целевая программа “Подготовка старших дошкольников к школе”;
  • Метапроект “Созвездия” (по работе с одарёнными детьми);
  • Целевая программа “Интеллект и творчество”;
  • Целевая программа “Профориентация и довузовская подготовка гимназистов”;
  • Социальный проект “Индивидуализация образования в многопрофильной гимназии”;
  • Виртуальный межшкольный профессиональный проект информатизации образования “Ученик и учитель RU”, который обозначен как дальнейшая перспектива.

Символ звезды на схеме выбран не случайно. Каждая из звезд – это цель, к которой должен стремиться гимназист, а путь к успеху будет обеспечен в том случае, если каждый из них будет двигаться по собственно выбранной траектории, имя которой – “САМО”.

Для создания успешной мотивационной среды в гимназии были выделены 3 ведущих подхода: системный, личностно-деятельностный и средовой. Каждый из них имеет свою характерную особенность.

Системный подход, предопределяет всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует субъектов на необходимость подходить к явлениям жизни как системам, имеющим определённое строение и свои законы функционирования.

Средовой подход (Ю.С. Мануйлов) позволяет рассматривать процесс развития личности школьника в зависимости от условий окружающей среды. Предполагает систему таких действий, которые способны обеспечить её превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата.

Личностно-деятельностный подход, направлен на максимальное развитие индивидуальных особенностей и интеллектуально-творческих способностей личности посредством вовлечения в различные виды деятельности, обеспечивающих активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоактуализации, направленных и обращённых к внутреннему миру конкретного субъекта.

Эти подходы являются методологическими основами, позволяющими реализовывать поставленные цели и качественно осуществлять организацию педагогического процесса.

В основу рассмотрения проблемы мотивационной среды в гимназии, определения новых подходов к оценке состояния её развития, а также реализации структурно-содержательной модели положена технология интеллект-карты (приложение_2). С её помощью были установлены необходимые этапы, шаги, способствующие достижению намеченной цели:

  • 1 этап: Что есть мотивационная среда МС?
  • 2 этап: Пути формирования мотивационной среды (МС);
  • 3 этап: Формы коммуникационных связей;
  • 4 этап: Процесс создания мотивационной среды (МС);
  • 5 этап: Педагогический мониторинг;
  • 6 этап: Успешная Личность (УП) как результат создания МС в гимназии.

Каждый из обозначенных этапов имеет своё смысловое наполнение. Это ориентиры, позволяющие разрешить поставленные проблемы – “Как создать мотивационную среду (МС) в гимназии”? Мотивационная среда – ЧТО ЭТО: миф или реалия???

Варианты разрешения обозначенных проблем могут быть представлены глазами разных субъектов образовательного процесса и рассматриваться с различных позиций: “Я – учитель”, “Я – классный руководитель”, “Я – родитель”.

Рассмотрим некоторые возможные варианты по созданию мотивационной среды в рамках школьного учебного предмета “Музыка” с позиции “Я – учитель-предметник”.

Реализация полноценного образования и обучения конкретной школьной дисциплине в современных социокультурных условиях становится важным этапом, ведущим к повышению его качественного уровня. В связи с этим, следует помнить, что многое уже наработанное ранее в настоящее время утратило свою актуальность, поэтому сложившаяся ситуация повлекла за собой выявление и обновление новых аспектов и направлений. Появилась необходимость тщательно пересмотреть уже достаточно известные принципы и подходы к вопросам образования и в опоре на них выявить новые актуальные аспекты, которые позволят использовать их на качественно новом уровне в современной массовой школе и конкретной учебной дисциплине.

Реформы, происходящие в различных сферах нашего общества, достаточно активно актуализируют проблемы развития личности, формирования лучших её качеств, что позволяет говорить о создании для этого необходимых педагогических условий. Однако проблема духовности в формировании гармонично развитой личности остаётся неразрешённой.

В современной массовой школе назрела проблема преодоления низкого уровня духовной культуры школьников, которая способна разрешиться с помощью школьных учебных предметов искусства. В связи с этим определение цели и смыслов образования, её направленность на подготовку человека культуры требует иных критериев оценки образовательной системы, а также среды, в которой будет формироваться подобного рода Личность.

Значительно изменившаяся социальная обстановка, поменявшиеся воспитательные приоритеты увеличили возможность максимально использовать искусство в целом и музыку в частности для становления и формирования духовно-нравственной личности. При этом трудности в решении данной проблемы связаны с недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы, ориентированной на личность конкретного школьника, а также целостной системы педагогического процесса в конкретном образовательном учреждении по данному предмету.

Наряду с этим становится очевидным, что полноценное образование невозможно без проявления к нему интереса, поэтому одним из ключевых понятий рассматриваемой проблемы выступает категория интерес, а проблема формирования интереса приобретает всё большую актуальность.

Практический опыт показал, что формирование устойчивого интереса возможно в том случае, если этому способствует определённая среда, в которой будет зарождаться, а далее развиваться и удерживаться интерес, становясь важным личностным качеством. Если оно присутствует у школьника, тогда последний становится мотивированным на конкретный результат, полученный и представленный посредством его собственного деятельностного продукта.

Один из ведущих и эффективных путей создания мотивационной среды по предмету “Музыка” был связан с разработкой модели формирования интереса к музыке, который позволил представить и осуществить целостный педагогический процесс в рамках указанной школьной дисциплины. Этот путь был направлен на формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов.

Внедрение данной модели в образовательное пространство школьного учебного предмета “Музыка”, оказалось возможным с помощью разработанной специальной технологии формирования интереса учащихся к музыке. Её структура и содержание были определены в соответствии с гипотезой и задачами исследования. Разработанная технология по формированию интереса к музыке была апробирована как целостная система учебной и внеучебной работы по предмету “Музыка” в некоторых образовательных учреждениях различного типа и уровня.

Теоретическая идея создания качественно новой педагогической технологии в области музыкального образования заключается в том, чтобы рассматривать целостный педагогический процесс “как совокупность действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между компонентами педагогического процесса”. Важность заключается не только в необходимости её применения, но и в “эффективности” данного процесса, направленного на конечный результат.

Целью технологии формирования интереса к музыке выступает ярко выраженное качественное повышение уровня сформированности интереса учащихся к музыке. При её разработке, учитывалась специфика изучаемого предмета, были определены и выделены концептуальные подходы. Они важны на всех этапах целостного формирования интереса учащихся к музыке с обязательным учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников 1-8-х классов.

В структуре технологии представлено четыре ведущих, поэтапно и логически взаимосвязанных между собой компонента, обозначенных как целевая установка; содержание педагогического процесса; организация педагогического процесса; экспертиза и оценка результатов. Эти компоненты отражают главную сущность целостного педагогического процесса. Их назначение и взаимосвязь представлены в обобщенной схеме (приложение_3).

Главным компонентом выступает целевая установка, являющаяся важнейшим и определяющим признаком самого понятия интерес. Не имея перед собой чёткой цели, невозможно получить прогнозируемый результат. Учитель заранее предопределяет цель своего предполагаемого продукта-результата, который осмысливает на разных уровнях и с разных позиций. Целевая установка представлена в технологии государственным образовательным стандартом, в который были внесены некоторые коррективы. Они явились основой для определения качественной характеристики интереса к музыке.

Содержательный компонент представлен теоретическим обоснованием педагогического процесса, суть которого заключается в тесном взаимодействии учебной и внеучебной работы по предмету “Музыка” в школе I-ой и II-ой ступени.

С этой целью была разработана программа формирования интереса учащихся к музыке “Гармония вдохновения” для 1-8 классов. Возрастная категория определена в соответствии с базисным учебным планом, по которому осуществляется обучение в гимназии по предмету “Музыка”. Данная программа является единством 3-х образовательных программ, способствующих формированию интереса к музыке у учащихся 1-8 классов. Их единство осуществляется при тесном взаимодействии и интеграции учебной и внеучебной работы.

Учебная работа представлена вариантом программы “Восхождение к духовности”, основу которой составляют идеи Д.Б. Кабалевского; внеучебная работа – вариантами авторских образовательных программ: “Встреча с прекрасным” и “Музыкальный эрудит”.

Разработанный вариант авторской программы “Гармония вдохновения” для 1-8 классов позволяет успешно организовывать и создавать мотивационную среду в рамках школьного учебного предмета “Музыка”. С помощью разработанной программы у школьников появляется и продолжает развиваться устойчивый познавательный интерес к музыке. Они с большим желанием идут на урок музыки, увлечённо работают в процессе самого урока, а также с неослабевающим интересом продолжают общение с искусством за его пределами во внеучебной работе.

Этому способствуют достаточно интересные и разнообразные формы работы, использованные на каждом этапе обучения музыке. К ним относятся: школьная филармония для детей и юношества, представленная программой “Встреча с прекрасным”; малая академия искусств научно-гимназического общества учащихся, представленная программой “Музыкальный эрудит”. Виртуальная студия музыкального дизайна представлена в программе как инновационная форма организации учебной деятельности.

Содержательное наполнение данных образовательных программ составляют материалы высокохудожественных образцов мировой музыкальной классики и других искусств, направленных на формирование духовно-нравственной личности гимназиста. Технологическая сторона освоения многогранного мира музыки и искусства в целом осуществляется школьниками через оргдеятельностную методику с применением современных компьютерных и Интернет-технологий.

Организация педагогического процесса определяет следующий компонент технологии. Он позволяет в полной мере качественно реализовать модель формирования интереса к музыке, посредством введения в образовательный процесс дополнительных учебных заданий, форм, методов и приёмов работы с учащимися, а также эффективных средств обучения (СО). Вместе с тем данный компонент предполагает совершенствование педагогической техники и мастерское владение методикой преподавания учебного предмета. Конкретные методические алгоритмы проведения уроков музыки, их методическое обеспечение, включающее целостный учебно-методический комплекс (УМК) по предмету, а также пакет эффективных методик и форм работы являются достаточно ценным практическим материалом не только для начинающих педагогов, а также для учителей практиков, методистов, студентов музыкально-педагогических факультетов.

Итог проведённой работы по предмету позволяет определить четвертый компонент технологии – экспертиза и оценка результатов. Она представлена системой педагогического мониторинга, под которым понимаем деятельность, лежащую в основе организации целостного педагогического процесса. Основу этой деятельности составляет система изучения учащихся в процессе всего периода обучения в рамках школьного учебного предмета “Музыка”, а также рефлексивный анализ собственной практической деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Педагогический мониторинг и его роль в экспертно-оценочной деятельности учителя-предметника позволяет диагностировать, корректировать и прогнозировать состояние педагогического процесса, а значит отслеживать его ход, результаты и перспективы развития школьника, определённой группы или конкретного класса. Вместе с тем подобная работа может проводиться по личностным достижениям профессионального роста педагога.

Результативное обучение музыке обеспечивается благодаря организации системного педагогического мониторинга по предмету “Музыка”, который состоит из 4 этапов-модулей:

  • Этап-модуль № 1. Система контроля по предмету “Музыка” с 1-8 класс.
  • Этап-модуль № 2. Самомониторинг.
  • Этап-модуль № 3. Диагностика знаний, умений, отношений, личностных качеств – итоговые результаты по предмету “Музыка” для учащихся школы I-ой и II-ой ступени.
  • Этап-модуль № 4. Диагностическо-коррекционный.

Данный компонент логически завершает весь технологический процесс по формированию интереса к музыке, вновь замкнувшись на целевой установке, которая позволяет сопоставить первоначальную и прогнозируемую цели с выходом на конечный результат. С помощью этого “магического” квадрата (см. приложение_3), появилась возможность на качественно новом уровне определять и корректировать достигнутые результаты, что позволяет вновь находить эффективные пути формирования интереса учащихся к музыке.

Вариант разработанной технологии формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов позволил добиться значительных позитивных изменений в педагогическом процессе по учебному предмету “Музыка”, о чём свидетельствуют результаты, полученные в ходе проведённой опытно-экспериментальной работы. Положительная динамика осуществлялась с помощью конкретных подходов, способствующих интеграции содержания музыкального образования и интенсификации образовательного процесса. Достаточно высокому уровню сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии 57,8% способствовали современные компьютерные и Интернет-технологии, используемые как в учебной, так и внеучебной работе. Они активно применялись в обучении и максимально внедрялись в образовательный процесс гимназии.

Качественные изменения в разработанных нами показателях по формированию интереса к музыке подтверждают эффективность разработанной модели и технологии формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов, а также реальной возможности её внедрения в целостный педагогический процесс по предмету “Музыка”.

Практика показала, что с помощью разработанной модели и технологии формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов произошло значительное повышение интереса не только к музыке, но и к искусству в целом. Это явилось важным этапом и конкретным показателем в формировании духовной культуры школьников.

Представленная модель и технология формирования интереса учащихся к музыке, созданные в условиях гимназии, реально способствовали созданию мотивационной среды по конкретному учебному предмету. Целостность, системность, вариативность явились главными принципами ведущими к успешному результату в процессе создания и реализации новой предметной педагогической системы.

Разработанная структурно-содержательная модель мотивационной среды в гимназии универсальна. Её варианты модификации следует смело рассматривать по отношению к любому школьному предмету, что позволит значительно расширить мотивационную среду и организовать полихудожественный подход к её освоению. Она может быть адаптирована к условиям любого образовательного учреждения. Её содержательный аспект может наполняться в соответствии с основными направлениями и идеями программы развития школы, а также предметными образовательными концепциями. Поэтому необходимо вести систематическую работу по её апробации в конкретных условиях, постоянно вносить конструктивные предложения для дальнейшего усовершенствования и улучшения мотивационной среды как в гимназии в целом, так и в рамках школьного учебного предмета “Музыка”.

Мы убеждены в том, что эффективность данного процесса будет обеспечена в том случае, если осуществляется тесное сотрудничество и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса независимо от их коммуникативного статуса. В данной ситуации роль учителя-предметника, классного руководителя и семьи достаточно велика. Только общими усилиями возможно что-либо изменить к лучшему. В связи с этим, все субъекты образовательного процесса, выступающие в самых различных статусах в гимназии, кроме самих воспитанников, с увлечением продолжают создание и освоение мотивационной среды, посредством самосовершенствования и углублённого изучения данного вопроса на каждом конкретном участке своей деятельности.

В качестве проверки и готовности к работе в режиме создания мотивационного поля в гимназии, руководителем образовательного учреждения, были сформулированы и предложены вопросы для заместителей директоров школы 1,2,3 ступени, руководителей кафедр и структурных подразделений, классных руководителей и учителей предметников (приложение_4а, приложение 4б).

Вместе с тем в ходе бесед и интервью с родителями, учащимися были получены ответы на некоторые вопросы, а также интересные предложения по организации и улучшению мотивационной среды в гимназии. Они направлены на создание нового, эксклюзивного будущего проекта брэндовой школы, условия которой будут максимально способствовать развитию индивидуальной траектории личностного роста успешного гимназиста.

Таким образом, разрешая поставленные перед нами проблемы, были найдены эффективные пути, позволяющие создавать мотивационную среду не только в гимназии, но в пространстве конкретного учебного предмета. Однако, отвечая на вопрос: мотивационная среда – ЧТО ЭТО: миф или реалия???, в настоящее время можно с полной уверенностью утверждать, что любой миф может и должен стать реальностью, которая способна проявляться в рамках действующей и постоянно развивающейся системы.

Список литературы

  1. Красноперова Т.В. “Гармония вдохновения”: программа формирования интереса учащихся к музыке. 1-8 класс. (экспериментальный вариант) – Братск, 2006г. 95с.
  2. Лукьянова М. Мотивирующая функция внутришкольного управления. / Народное образование №1, 2006. С. 115-117.
  3. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Селевко Г.К. “Школьные технологии”, 1996, №6, – 3-43.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Селевко Г.К. М,: “Народное образование”, 1998, – 256с, С.15.
  5. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять её развитием. / Народное образование №4, 2006. С. 193.
  6. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70с, С.14.