Поэт-декабрист Рылеев

Разделы: Литература


Тема: Поэт-декабрист К.Ф. Рылеев.

Цели:

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева,

  • отработать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения,

  • воспитывать такие нравственные качества, как гражданственность, патриотизм.

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, видеокассета с фильмом “ Звезда пленительного счастья”, магнитофон, выставка книг, портреты декабристов.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

– Наш сегодняшний урок посвящается К.Ф. Рылееву – поэту-декабристу. “Твоё названье в мире этом мне стало доблестным заветом и путеводною звездой”, – писал Огарёв о К.Ф. Рылееве.
Эпиграфом к уроку послужат его же слова:

Мы стих твой вырвем из забвенья
И в первый русский вольный день,
В виду младого поколенья,
Восстановим для поклоненья
Твою страдальческую тень.

14 декабря 1825 года офицеры-дворяне, презрев собственное благополучие во имя борьбы за счастье народа, организовали первое в России вооружённое революционное восстание. Позже про декабристов скажут, что страшно далеки были они от народа, за что и поплатились.
Как же это было?

Сообщение ученика о восстании декабристов.

Учитель. А теперь посмотрите внимательно на портрет К.Ф.Рылеева. Каким вы представляете этого человека? (Мужественный, с твёрдым характером.)

– Об этих качествах характера Рылеева писали его современники, отмечая необыкновенное обаяние, внутреннюю цельность Кондратия Фёдоровича, целеустремлённость.

Учитель зачитывает воспоминание о Рылееве Бестужева из книги А.И.Гессена “Во глубине сибирских руд.

– Какова же биография этого замечательного человека?

Ученица рассказывает биографию Рылеева.

Учитель. Чтобы мы более зримо представили себе К.Ф. Рылеева, ребята подготовили небольшую инсценировку.

Инсценируется эпизод разговора Рылеева с матерью перед арестом из книги А.И.Гессена “Во глубине сибирских руд”.

Учитель. После подавления восстания Рылеева арестовали, он был заключён в Петропавловскую крепость. Здесь в могильной тишине одиночной камеры провёл он все шесть месяцев следствия. В эти трагические дни он не потерял чувства собственного достоинства, всю ответственность брал на себя, стараясь отвести беду от товарищей. От последнего свидания с женой Рылеев отказался, не хотел подвергать её такому жестокому испытанию, а себя лишить сил, необходимых, чтобы встретить казнь спокойно.

Читается предсмертное письмо Рылеева.

Просмотр эпизода казни из кинофильма “Звезда пленительного счастья”. Роль К.Ф.Рылеева исполняет артист Олег Янковский.

Учитель. Казнь оборвала жизнь не только выдающегося революционера, но и поэта, которому предстояло большое будущее. Портрет Рылеева будет неполным, если мы не поговорим о нём как о поэте.
Уже в первом произведении, под которым поэт поставил свою полную подпись, в стихотворении “ К временщику” (1820год), проявились мужество и гражданственность Рылеева, ведь это было политическим выступлением против всесильного Аракчеева.
Кто же этот Аракчеев?

Сообщение ученика об Аракчееве.

Чтение стихотворения “К временщику”

Учитель. Как характеризует К.Ф. Рылеев Аракчеева? (Коварство, надменность, подлость души, льстивость, лживость в дружбе, пресмыкательство, отсутствие чести и совести.)

– О чём Рылеев предупреждает тирана? (Гнев народа не пощадит тирана.)

Учитель. Аракчеев затеял злобу на молодого поэта, сделал вид, что не узнал себя в сатире, но журнал “Невский зритель”, где было напечатано стихотворение, был закрыт.
В 1821–1823 годах Рылеев пишет цикл исторических дум – небольших стихотворных рассказов, в которых отразилась русская история от 10 до начала19 веков. Всего К.Ф.Рылеев написал 31 думу. В них воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края. Это– Олег Вещий, Дмитрий Донской, покоритель Сибири Ермак.
Дума о Ермаке стала народной песней.
Особенно нравилась современникам Рылеева дума “ Иван Сусанин”, в ней рассказывается о простом крестьянине, который гибнет за Родину.

Беседа по содержанию произведения.

1. Каким показан в думе крестьянин Иван Сусанин? (Как герой)

2. В каких словах выражает он свою готовность умереть за Родину и царя? (И сыну, и врагам Сусанин говорит о том, что он гибнет за “русское племя”. В словах его звучат глубокая любовь к народу, чувство достоинства.)

3. Что значит для Сусанина умереть за царя? (Умереть за царя – значит умереть за Родину.)

4. Как ведут себя поляки, когда поняли, что им грозит смерть? А Иван Сусанин? В чём его сила? (В любви к Родине).

Учитель. Знаменательно, что А.С.Пушкин выделил думу “Иван Сусанин” среди других, она позволила, по его словам, подозревать в Рылееве “ истинный талант”.
За год с небольшим до трагической гибели Рылеев, уже признанный глава Северного общества, написал стихотворение, которое получило широкую известность. Его приобщили к следственным материалам, и оно было уничтожено по личному приказанию Николая I. Лишь случайно в бумагах Бестужева сохранилась копия, которая была опубликована в “ Полярной звезде” с заглавием “Гражданин”.

Ученик читает стихотворение.

Беседа по содержанию стихотворения.

1. К чему призывает поэт перед восстанием? (К борьбе за угнетённую свободу.)

2. В чём упрекает дворянскую молодёжь? (В изнеженности, постыдной праздности, в равнодушии к бедствиям Отчизны.)

Вывод:

Этот обобщённый образ молодого человека контрастирует с образом самого поэта, борца и гражданина. Отсюда вырастает формула Рылеева “ Я не поэт, а гражданин”, предвосхитившая знаменитые слова Н.А. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Созвучны со стихотворением Рылеева и стихи поэтов 20 века.

Чтение стихотворений Н. Рыленкова и А. Межирова.

Н. Рыленков.

Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать, а надо ею жить,
Как воздухом дышать.
Гражданственность всё то,
В чём разум века светит,
Чем совесть зову времени ответит,
Чему даётся власть и в бедах возвышать.
Что есть гражданственность?Ъ
Не надо вопрошать.

А. Межиров.

Что значит Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Не прерывать связующую нить.
А во-вторых, так делать, чтобы всем
на ней живущим было жить привольно,
Не холодно, не голодно, не больно.
А в-третьих, надо говорить о нейЪ
Как можно меньше слов, звучащих громко….
Ну и в-последних, чтоб в последний бой
Шагнуть, если потребуется это.
Как в то незабываемое лето,
Без разговора жертвуя собой.

Учитель. Рылеев оставался верен себе, своим убеждениям и в казематах Петропавловской крепости, за каменными стенами и железными решётками. Один из декабристов рассказывал, что переведённый в другую камеру, он нашёл в ней тарелку. На обратной стороне которой прочитал стихи Рылеева:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну:
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Коли ношу их за Отчизну.

Эти строки – словно сжатый итог творчества Рылеева. Читая их, вспоминаешь другого поэта и гражданина, нашего земляка, погибшего в застенках фашистского лагеря. Кто это? (Татарский поэт – Муса Джалиль)

Муса Джалиль.

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждёт меня палач и вырыта могила.Ъ
Я ко всему готов. Но мне ещё нужныЪ
Бумага белая и чёрные чернила….

* * *

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.

Учитель. Давайте ещё раз посмотрим на портрет К.Ф. Рылеева, послушаем музыку и поразмышляем о смысле жизни, о гражданском долге, о нравственной чистоте, звучащих в стихах поэта – декабриста Рылеева, о жизни настоящего человека-гражданина.
Скоро мы будем изучать творчество А.С. Пушкина. Он был потрясён гибелью декабристов, на рукописях появляются портреты друзей и рисунок виселицы с надписью “И я бы мог”. Декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу, он пишет послание “ Во глубине сибирских руд”.

Чтение стихотворения “Во глубине сибирских руд” А.С. Пушкина.