Урок обучения грамоте по системе Л.В. Занкова в 1-м классе с применением ИКТ. Тема урока: "Собаки - наши верные друзья"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Собаки – наши верные друзья.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с породами собак и их особенностями, формировать навыки работы с компьютером, формировать умение делить слова на слоги, ставить ударение в словах, делать звуковые схемы слов, разгадывать кроссворды, высказывать свое мнение и отстаивать его.
  • Развивающие: продолжить работу по развитию внимания.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: индивидуальная, работа парами, фронтальная.

Оборудование:

Для учителя: компьютеры, проектор, магнитофон, кассета с песней “Собачья песня” слова и музыка С. Никитина.

Для детей: компьютеры, тетради для чтения, цветные карандаши, сообщения о собаках.

Программное обеспечение: текстовый редакторWord, Power Point.

План урока:

1. Организационный момент 2 мин.
2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний 1 мин.
3. Усвоение новых знаний 20 мин.
4. Физминутка – 5 мин.
5. Закрепление новых знаний 10 мин.
6. Подведение итогов 2 мин.
7. Домашнее задание 1 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка к усвоению новых знаний

У.

В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте,
Вам встречались звери эти.
Может даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честность?
Вот об этом-то сейчас
И пойдет у нас рассказ.

3. Усвоение новых знаний

У. Ребята, о ком сегодня пойдет рассказ на уроке?

Д. О собаках.

На экране появляется изображение слайда фотографий собак.

У. Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.

– Внимательно рассмотрите на экран. Что вы увидели?

Д. На нем изображены различные собаки и волк.

У. Для чего здесь волк? Наверное эта фотография попала сюда случайно, по ошибке.

(Дети рассуждают).

У. Давным-давно люди приручили древнего волка, от которого потом позднее произошли собаки. Ведь если посмотреть, волки очень похожи на собак. Давайте сравним. Что общего? В чем разница?

(Дети сравнивают внешний вид, повадки собак и волков).

У. Древние люди приручили волков, кормили их, ухаживали за ними. Так собаки стали жить с человеком и верно служить ему.
Раньше собаки были на внешность все одинаковые. Менялась жизнь, менялись люди, менялись и собаки. Появилось очень много пород собак. Насчитывается 400 видов пород собак. Какие породы собак вы знаете?

(Дети называют породы собак).

У. Все собаки хороши, каждая по-своему. У собак, как у людей есть собачьи профессии. Как вы думаете какие?

Д. Миноискатели, спасатели, помощь геологам, пожарники,

У. Такие собаки называются СЛУЖЕБНЫЕ.

КОЛЛИ – шотландская овчарка. Получила название от черноголовых овец КОЛЛИЗ , которых с древности пасли шотландские овчарки – колли.

Особое внимание хочется уделить внимание собаке, о которой говорят как о человеке – “МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ”. Что это за собака?

Д. Восточноевропейская овчарка.

У. Кажется не бывает такой работы, которая была бы ей неизвестна. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы, склады, долго и терпеливо отыскивает следы преступников, наркотики. Она и пастух. Собака – мастер на все “ лапы”. Во время войны овчарки помогали раненным, находили их даже в очень трудных, суровых условиях. Овчарка Дик обнаружила 1728 фашистских мин. Собака Барри спас 40 человек , попавших в снежные завалы. Овчарка Боб спас 12 детей из пожара. Вы когда-нибудь задумывались, почему породу ВОДОЛАЗ назвали именно так?

– Эти собаки, не смотря на свой большой вес и размер, очень хорошо ныряют в воде и быстро плавают.

У. Вы слышали об охотничьих собаках?

(Дети отвечают).

У. Почему их так назвали?

Д. Их берут с собой на охоту.

У. Эти собаки очень быстро бегают. Скорость охотничьих собак развивается до 100 километров в час, как автомобиль. У русского царя Петра 1 была связная гончая собака, которая разносила его письма и распоряжения.

– Лайке Бальту поставили памятник. На севере Аляски замело снегом все дороги. Когда врач на упряжке собак доставлял больному человеку сыворотку, которая была важна для его жизни. Все замерзли. Только одна собака лайка Бальту доставила это лекарство и спасла жизнь больному. Поэтому люди поставили памятник этой собаке.

4. Физминутка

У. А знаете ли вы, почему породу лайка назвали ЛАЙКОЙ?

Д. Эти собаки очень громко лают. Их очень далеко слышно. Своим воем и лаем они спасали людей во многих ситуациях.

У. Нельзя без наслаждения смотреть на ДЕКОРАТИВНЫХ собак. Каких декоративных собак вы знаете?

У. В нашем классе есть ребята, у которых есть собаки. Расскажите о них.

(Дети заранее дома готовят материал и фотографии о своих собаках).

У. Наука, которая изучает особенности пород собак, называется КИНОЛОГИЯ. Прочитайте предложение.

Собака – друг человека.

– Как вы понимаете эти слова?

– Составьте к каждому слову звуковую схему, поставьте в каждом слове ударение, разделите на слоги.

– Поработайте ребята парами.

Д. Дети выполняют задание парами.

У. Собака – самый верный , самый преданный друг человека. Она никогда его не бросит. Но, к сожалению люди порой бывают менее верны нашим четвероногим друзьям. Заводят себе собаку или кошку, а потом бросают.

“ТЫ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТОГО, КОГО ПРИРУЧИЛ.”

А. Сент-Экзюпери.

У. Прочитайте предложение. Как вы понимаете смысл этих слов?

(Дети высказывают свое мнение).

Звучит “Собачья песня”.

У. Как мы должны относится к собакам, вообще к животным.

5. Закрепление новых знаний

У. Теперь вы много знаете о собаках. Я предлагаю вам поработать за компьютером, отгадать кроссворд. Давайте вспомним правила работы за компьютером.

(Дети вспоминают правила работы в текстовом редакторе).

1. Собака – отличный пловец.
2. Собаки, у которых есть профессия.
3. Шотландская овчарка, получившая название от черноголовых овец коллиз.
4. Собака, получившая название от голоса.
5.Собака, про которую говорят “Мастер на все руки”
6. Наука, изучающая породы собак и их особенности.

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

У. Поделитесь услышанным на уроке с родителями . Им тоже будет интересно услышать о собаках.