Интегрированные уроки в процессе обучения как условие профессионального развития

Разделы: Общепедагогические технологии


“Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем
больше она стремится к единению со всем сущим”.
Р.Тагор

Современные тенденции развития Казахстана, его регионов требуют мощной концентрации научного и экономического потенциала. Н. А. Назарбаев выступая с ежегодным обращением к народу Казахстана, отметил: «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации». В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств педагога, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, успешность профессиональной самореализации, компетентности, высокой инициативы.

Вместе с тем следует отметить, что современная система образования развивается практически без учета сложившейся ситуации на рынке труда и названных тенденций развития. И потому информатизация методической системы образования как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики должна опираться на четыре основополагающих принципа:

  1. учиться жить;
  2. учиться познавать;
  3. учиться работать;
  4. учиться сосуществовать.

Какие трудности могут возникнуть на пути учителя при освоении педагогической технологии? Первую сложность можно определить как слепое следование моде. Попытка использования технологии без учета собственных возможностей, без учета образовательной среды, возможностей учеников, может дискредитировать любую идею. Любая технология придерживается определенной системообразующей концепции, предполагает наличие определенных условий и, самое главное, нацелена на определенный результат.

Вторая сложность – слепое следование авторитету. Следует заметить, что учитель использует методику с элементами такой-то технологии. В чем разница? Любая технология реализует определенную методологическую (теоретическую) основу, какую-либо теорию, соответственно имеет авторство.

И использование технологии различными людьми в идеале должно привести к единому результату. Качественный результат возможен лишь в том случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует ее к имеющимся условиям. Соответственно он вносит изменения, которые преобразуют технологию в методику.

Любая технология обладает следующими свойствами:

  • совокупность действий образует законченную целостность,
  • действия расположены в строгой последовательности,
  • направлена на получение конкретного результата.

Для формирования определенных знаний необходимо знание не только определенного содержания, но и знание методологических и методических основ преподавания, благодаря которым можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда, последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.

Наилучшим образом и наиболее безболезненно освоение образовательной технологии в школе происходит, если имеется команда учителей, которые занимаются этим при поддержке администрации. Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение образовательной технологии сопровождается целой серией конфликтов. По большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать мгновенного улучшения жизни лишь оттого, что кто-то заговорил про что-то новое. Поэтому администрацией школы-лицея была создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Так как основными направлениями деятельности школы-лицея стало создание условий для личностного ориентированного обучения учащихся, для самоопределения школьников – формирование нового образовательного пространства через дополнительное образование, в котором моделируется изменяющаяся предметность, пространство, где ребенок сам пробует себя, формирует пробные отношения, активно участвует в общественных процессах, адаптируется к информационному разнообразию, добивается успеха, были изучены новые педагогические технологии. Наиболее приемлемой для нас стала личностно-ориентированная технология школьника, где при изложении любого теоретического материала используют субъективный опыт.

Рассматривая теоретико-методологические вопросы организации личностно ориентированного обучения, мы ограничились исследованиями в пролицейских и лицейских классах. Цель исследования – разработать педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. На первом этапе работы осуществлялось накопление эмпирического опыта: определение общих тем, разработка интегрированных уроков, выступление на м/о, семинарах.

Обязательным условием воспитания является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств. Решить эту задачу силами каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга. Ведь под интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Основанием интеграции может служить, например, необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных навыков и умений учащихся, и невозможность изолированного преподавания предметов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в учебных программах.

В полной мере реализовать задачи обучения и воспитания помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.

Рассмотрим интегрированный урок информатики и математики в 11 классе по теме: «Исследование функций. Графики функций».

Класс разбивается на две группы, учащиеся сами выбирают группу, в которой будут работать. При необходимости можно разбить группу на две подгруппы, каждая рассматривает по одной функции.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок практическая работа с использованием компьютера.

Цели урока:

образовательные:

  • повторить свойства функции;
  • уметь строить графики;
  • решать графически уравнения;
  • применение электронных таблиц на практике;

развивающие:

  • развивать умения высказывать свою точку зрения;
  • умения вести диалог, делать выводы на основе анализа;

воспитательные:

  • воспитание в учениках средствами урока уверенности в
  • своих силах;
  • приобщение к педагогике сотрудничества.

Ход урока

Слово учителя математики.

Графики любых функций строятся по точкам, но в тех случаях, когда вид графика заранее неизвестен, эти точки надо выбирать со смыслом – уметь выделять особо важные точки графика, которые определяют его структуру. К особо важным точкам графика функции y=f(x) относятся:

  1. стационарные точки и критические точки,
  2. точки экстремума,
  3. точки пересечения графика с осями координат,
  4. точки разрыва функции.

В тех случаях, когда речь идет о построении графика незнакомой функции, когда заранее невозможно представить вид графика, полезно применить определенную схему исследования свойств функции, которая помогает составить представление о ее графике, можно приступить к построению графика по точкам. Сегодня на уроке с помощью графиков мы также рассмотрим решение уравнений.

Слово учителя информатики.

В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. Электронные таблицы MS Excel предоставляют большой набор возможностей по графическому представлению данных в виде диаграмм и графиков. В этом мы сегодня с вами убедимся еще раз.

Первой группе «Аналитики» предлагается написать в тетради свойства показательной функции. Второй группе учащихся «Практики» предлагается построить графики функций y=2x и y=(1/2)x с использованием электронных таблиц Excel. В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах. Учитель математики задает вопросы первой группе, а учитель информатики второй. Примерный перечень вопросов.

Учитель математики:

  1. Когда показательная функция возрастает, а когда убывает?
  2. Область определения функции и область значения функции?
  3. Есть ли точки пересечения с осями координат графиков функций?

Учитель информатики:

  1. Что такое диаграмма?
  2. Какой тип диаграмм вы использовали для построения предложенных графиков?
  3. Назначение диаграммы?
  4. Назовите основные объекты диаграммы.

На втором этапе урока группы меняются местами. Первая группа учеников решают графически уравнение 3x =4-x. Ученики второй группы решают в тетради уравнения: 3х+1 =9; 3х =4-х. Если кто-то из ребят справился с заданием быстрее, предлагается выполнить дополнительное задание: (1/3)х =х+1. Возможно, ученики вовсе не смогут найти корни третьего уравнения. И тогда на помощь придет вторая группа учеников и ученики этой группы покажут таблицы значений и графики функций с помощью проектора и отметят все плюсы и минусы такого способа решения уравнений. Ученики приходят к выводу, что для решения уравнений сложных функций необходимо использовать информационные технологии, т.к. не всегда возможен аналитический способ решения, а с помощью информационных технологий можно наиболее точно построить график и найти решения уравнения.

На третьем этапе урока происходит обмен вопросами групп. Группы задают заранее подготовленные вопросы по пройденным темам из курса алгебры и информатики. «Аналитики» из курса алгебры, «Практики» - из курса информатики.

IV этап – Подведение итогов урока.

Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Большим испытанием для педагога, например, может явиться такой тип интегрированного урока, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов.

Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений.

Активная работа любого учителя по расширению и углублению интеграции является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них способностей к творческим мыслительным операциям. По нашему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.