Анализ работы начальной школы за 2005/2006 учебный год

Разделы: Администрирование школы


Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

В 2005 - 2006 учебном году школа работала по теме: "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий".

Были поставлены следующие задачи:

  • дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся;
  • обновление содержания образования, введение профильного образования;
  • создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;
  • процент качественной успеваемости сделать стабильным по отношению к прошлому учебному году;

В начальных классах на 5 сентября 2005 года обучалось 310 учеников, на конец учебного года - 309. За 2005 - 2006 учебный год выбыло - 9 человек, прибыло - 8.

Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен пятидневной недели. Было открыто 12 классов - комплектов:

Расширенного обучения 1 "Б", 2 "В", 3 "А", 4 "А" 33 %
Развивающего обучения по системе Л.В. Занкова 1 "А", 2 "А", 3 "Б" 25 %
Общеобразовательные классы 1 "В", 2 "Б", 3 "В", 4 "Б", 4 "В" 42 %

Задачи, поставленные в 2005 - 2006 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 10 учителей начальных классов, логопеда, психолога. Из них имеют:

Высшее педагогическое образование 10 чел. 83 %
Средне - специальное педагогическое образование 2 чел. 17 %

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2005 - 2006 учебного года имеют:

Высшую квалификационную категорию 4 чел. 40 %
Первую квалификационную категорию 2 чел. 20 %
Вторую квалификационную категорию 4 чел. 40 %

В 2005 - 2006 учебном году прошли курсы повышения квалификации при ТОИПКРО: Петрова О.С. по теме: "Обновление содержания начального образования"; Безуглова Л.И. по теме "Новые модели развития образования в начальной школе". Успешно прошли аттестацию и подтвердили квалификационную категорию: Петрова О.С. - высшая квалификационная категория, Глотова Г.В. - вторая квалификационная категория. Мушинская Н.П. по состоянию здоровья не смогла претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории и была аттестована на вторую квалификационную категорию.

Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами. По традиции в начальных классах проводился праздник "День рождения школы". Все учителя готовили 3 открытых урока для родителей и коллег. Была отмечена большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.

Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в 2005 - 2006 учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:

  • развивающее обучение по системе Л.В. Занкова (Безуглова Л.И., Павлова Л.И., Прищепова Н.И., Мешкова О.Н.);
  • дифференцированное обучение (Петрова О.С., Портнягина Т.Э, Мушинская Н.П., Высоцкая И.В., Глотова Г.В., Сергеева Г.Г.)
  • здоровьесберегающие технологии (элементы, все учителя начальных классов);
  • игровые технологии (всеми учителями)
  • технология безотметочного обучения (Мешкова О.Н., Петрова О.С., Мушинская Н.П.)

Работа в этом направлении имела практический выход в виде выступлений на педагогических советах: ноябрь 2005 года "Итоги 1 четверти. Результаты входных контрольных работ в решении задач преемственности "

1) Безуглова Л.И. по теме "Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе".

2) Мушинская Н.П. по теме "Виды контроля результатов обучения. Вводный контроль".

декабрь 2005 года "Итоги 1-го полугодия. Психологические аспекты опроса обучающегося на уроках. Современные технологии опроса и оценивания учащихся"

1) Безуглова Л.И. по теме "Современные формы и методы устного опроса"

2) Мешкова О.Н. по теме "Опрос и оценивание учебных достижений учащихся при безотметочном обучении"

3) Павлова Л.И.. по теме "Разноуровневые контрольные работы и особенности устного опроса учащихся в классах, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

4)Высоцкая И.В. по теме "Система опроса учащихся выпускных классов по устным предметам (история, окружающий мир)".

Активное изучение теоретических основ современных педагогических технологий проходило в рамках заседаний МО начальных классов. Широкое обсуждение получили доклады педагогов по следующим темам:

Петрова О.С. "Технологии личностно-ориентированного образования"

Мушинская Н.П. " Обучение на интегративной основе"

Сергеева Г.Г. "Групповые и коллективные технологии"

Прищепова Н.И. "Компьютерные (информационные) технологии"

Глотова Г.В. "Игровые технологии"

Портнягина Т. Э. "Витагенные технологии"

Высоцкая И.В. "Этнокультурные педагогические технологии"

Павлова Л.И. "Здоровьесберегающие технологии"

Обжерина Т.А. "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с использованием методов развивающей кинезиологической программы"

Всеми учителями даны открытые уроки с применением данных технологий по плану МО. Подробный анализ представлен в анализе работы МО

В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:

  • продолжает работу валеологический класс - 3 "Б" (учитель - Павлова Л.И.), который курирует доцент кафедры госпитальной терапии, кандидат медицинских наук Худякова Н. В.. Ею составлена и работает программа оздоровительных мероприятий: массаж, витаминотерапия, осмотр и консультация узких специалистов.
  • проводятся уроки здоровья и беседы в 1 - 4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;
  • в учебный план школы включены курсы и факультативы здоровьесберегающего направления: "Валеология" (Павлова Л.И.), "Полезные привычки" (Безуглова Л.И., Высоцкая И.В.), "Музыка и движение" (Смирнова М.В.);
  • проводятся внеклассные мероприятия: традиционный праздник "День здоровья", "Путешествие на звезду Здоровья" (один из этапов городской программы для младших школьников "Калейдоскоп чудес" - 3 "Б" класс);
  • формируется служба практической психологии, работали психологи: Павловская Е.В., Попова Ю.П., логопед - Обжерина Т.А.;
  • проведена массовая иммунизация учащихся: прививки против гриппа, гепатита;

Вместе с тем не все учителя в полной мере следуют принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в несоблюдении норм дозирования домашних заданий, несвоевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. Хотя эти недостатки носят частичный характер, необходимо в следующем учебном году продолжить работу по их устранению. В целях оснащения школы наглядным материалом по здоровому образу жизни необходимо создать постоянно действующий "Уголок здоровья".

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Тематический внутришкольный контроль, по плану работы на 2005 -2006 учебный год, в 1-х классах определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4-х классах - итогами обучения на начальной ступени образования и готовности к обучению в среднем звене.

Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1-х классов к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения.

Главный показатель творческой работы педагогов - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам

(русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы. В 2005 - 2006 учебном году проводились полугодовые и годовые административные контрольные работы по текстам Министерства образования РФ. Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах:

1-е классы Математика Русский язык
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие
Выполняли работу 98 % 99 % 95 % 95 %
Справились 98 % 100 % 100 % 99 %
Качество 94 % 96 % 82 % 91 %

100 % учащихся справились с контрольными работами в 1 "А" (Мешкова О.Н.) и в

1 "Б" (Петрова О.С.) В этих классах также отмечено стабильно высокое качество выполнения работ. Так же отмечено высокое качество контрольных работ в 1 "В" классе (Мушинская Н.П.), хотя в классе много детей с низким уровнем готовности к школе, соматически ослабленных, из социально неблагополучных семей.

2-е классы Математика Русский язык
2004-2005 уч.г. 2005-2006 уч.г. 2004 –2005 уч.г. 2005 –2006 уч.г.
Выполняли работу 92 % 97 % 94 % 88 %
Справились 93 % 93 % 95 % 100 %
Качество 87 % 85 % 84 % 84 %

Высокое качество показали учащиеся 2 "В" класса (Петрова О.С.) - класс расширенного обучения. Снижение качества отмечено во 2 "Б" классе (Глотова Г.В.) по математике на 23 % и рост качества по русскому языку на 34 %. Росту качества по русскому языку способствовали дополнительные логопедические занятия в течение всего учебного года.

3-е классы Математика Русский язык
2004-2005 уч.г. 2005-2006 уч.г. 2004-2005 уч.г. 2005-2006 уч.г.
Выполняли работу 96 % 100 % 98 % 99 %
Справились 95 % 93 % 95 % 88 %
Качество 81 % 75 % 76 % 63 %

Высокое качество показали учащиеся 3 "А" класса (Безуглова Л.И.) Снижение качества по русскому языку наблюдается в 3 "Б" классе (Павлова Л.И.) - на 17 % и в 3 "В" классе (Портнягина Т.Э.)- на 5 %. Одной из причин можно назвать большое количество учащихся этого класса с нарушениями развития речи, которые посещают занятия логопеда. Учителям данных классов следует обратить внимание в следующем учебном году на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения.

4-е классы

Математика Русский язык
2004 – 2005 уч. г. 2005-2006 уч. г 2004-2005 уч. г. 2005 –2006 уч. г
Выполняли работу 99 % 97 % 93 % 96 %
Справились 93 % 98 % 94 % 97 %
Качество 69 % 82 % 78 % 86 %

Высокое качество работ показали учащиеся 4 "А" класса (Безуглова Л.И.): русский язык и математика 96 %.Во всех выпускных классах отмечен значительный рост качества выполненных работ.

Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень:

  2004 – 2005 уч. год 2005 – 2006 уч.г.
Кол-во % Кол-во %
Всего учащихся 299   308  
Читали 276 92 % 299 97 %
Ниже нормы 31 11 % 48 16 %
Норма 35 13 % 19 6 %
Выше нормы 210 76 % 232 78 %

Отмечен рост темпа чтения по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом, несмотря на смену контингента учащихся (выпуск 4-х, набор 1-х) Огромная работа проведена учителями 1 - х классов (Петрова О. С. и Мешкова О.Н.) по формированию и развитию плавного слогового чтения в необходимом на данном этапе обучения темпе. Значительных успехов добилась Мушинская Н.П.: на начало учебного года 45 % учащихся не знали букв или слабо сливали слоги, а на конец учебного года 100 % учащихся читают выше установленной нормы чтения (25 - 30 слов)

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по развитию речи учащихся, темпа чтения, вести работу, направленную на развитие правильности чтения.

По итогам годовых административных контрольных работ выделена группа классов с низким качеством знаний, умений и навыков:

  • 2 "Б" - Глотова Г.В.
  • 3 "В" - Портнягина Т. Э.
  • 4 "В" - Высоцкая И.В.

Одной из причин является наличие в классах большой группы учащихся с нарушениями речевого развития, соматически ослабленных, с нарушениями памяти, внимания, которым требуется дополнительная помощь логопеда и психолога по коррекции. Коррекционная работа психолога с данными классами в 2005-2006 учебном году осуществлялась на низком уровне. В связи с перегрузкой логопедического пункта, логопедические занятия в 3-4 классах посещают 2-3 человека, хотя необходимость в несколько раз больше. Также в этих классах обучаются по 3-4 иноязычных учащихся (армяне, азербайджанцы, аварцы), для которых существенно затруднено усвоение знаний на русском языке. Учителя использовали в своей работе не только индивидуальный подход на уроках, но и другие формы работы: организовали индивидуальные занятия во внеурочное время, осуществляли совместную работу с родителями, объясняли, как нужно строить работу с детьми дома, как заниматься с ребенком выполнением домашней работы, домашним чтением.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, - повлекли за собой и необходимость изменения системы оценивания. На основании Письма МО РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы" учащиеся 1-х классов аттестуются без выставления текущих, четвертных и годовых отметок. Согласно Уставу МОУ СОШ № 53 утверждена безотметочная текущая и промежуточная аттестация учащихся 2-х классов.

В начальной школе на конец года обучалось 309 учеников. Аттестовывались 3 - 4 классы,

160 учеников.

Рейтинг классов по качеству обучения:

Место Класс Классный руководитель %
1

2

3

4

5

6

4 "А"

3 "А"

4 "Б"

3 "Б"

3 "В"

4 "В"

Высоцкая И.В., Безуглова Л.И.

Безуглова Л.И.

Сергеева Г.Г.

Павлова Л.И.

Портнягина Т.Э.

Высоцкая И.В.

89 %

82 %

75 %

61 %

60 %

46 %

Результаты контроля итогов обучения на начальной ступени образования подтверждают высокое качество образовательной подготовки учащихся 4-х классов:

Динамика качества обучения выпускных классов:

  2004 – 2005 уч. год 2005 - 2006 уч.год
3 "А" 3 "Б" 3 "В" 4 "А" 4 "Б" 4 "В"
Всего уч ся 28 28 29 28 28 28
на "5" 7 / 25 % 2 / 7 % 3/ 10 % 6 / 21 % 3 / 11 % 3 / 11%
на "4 и 5" 19 / 68 % 18 / 64 % 10 / 34 % 19 / 68 % 18 /61 % 10 / 36 %
Абс.усп- ть 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
Кач.усп-ть 93 % 71 % 45 % 89 % 75 % 46 %

Повысили качество обучения на 4 % учащиеся 4 "Б" класса (Сергеева Г.Г.) Незначительное снижение качества на 4 % отмечено в 4 "А" классе (Высоцкая И.В. , Безуглова Л.И.)

Динамика качества обучения в 3-4 -х классах:

  2003 – 2004 уч. год 2004 – 2005 уч. год 2005 – 2006 уч. год
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Всего учащихся 155   154   160  
На "5" 34 22 % 29 19 % 23 14 %
На "4 и 5" 82 53 % 80 52 % 88 69 %
Абс.усп- сть 155 100 % 154 100 % 160 100 %
Кач.усп-сть 116 75 % 109 71 % 111 69 %

Вывод: в целом, учащиеся 3 - 4-х классов показывают стабильно высокое качество знаний. Качество обучения в 2005 - 2006 учебном году количественно увеличилось по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом. Снижение процентного результата в 2 % не представляется системно значимым, так как это произошло за счет увеличения количественного состава аттестуемых учащихся.

Учебный план в 1 - 4 -х классах пройден по всем предметам, сданные классные журналы и личные дела учащихся находятся в полном порядке. Качество ведения классных журналов за последний год значительно повысилось. Вся документация ведется учителями на высоком эстетическом уровне, что говорит о серьезном отношении к работе.

Таким образом, анализ работы начальной школы за 2005 -2006 учебный год показал, что основная задача повышения качества образования через внедрение современных педагогических технологий выполнена.

В 2006 - 2007 учебном году будет продолжена работа по теме "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий".

Коллектив начальных классов ставит перед собой следующие задачи:

  • освоение и внедрение новых современных технологий, апробирование новой учебной программы "Перспективная начальная школа".
  • повышение и стабилизация уровня качества обученности учащихся.
  • формирование здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.