Тема урока: "Африка. Физико-географическое положение и открытие материка в древности"

Разделы: География


Дидактическая цель: продолжать формировать умения работать с электронным учебником. Уметь находить, осознавать и осмысливать новую информацию, сопоставлять различные данные. Использовать компьютер, как одно из средств обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию урока:

Образовательная:

  • формировать знания о материках земного шара, начиная с Африки;
  • изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план;
  • сформировать представление об изучении материка в древности.

Развивающая:

  • продолжать формировать приемы работы с разными (физико-географической, контурной) картами, текстом учебника, иллюстративным материалом, электронным учебником.

Воспитывающая:

  • способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов (мультимедиа).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративый, частично-поисковый, практическая работа.

Средства обучения:

  1. Учебник: Крылова О. В. “Материки и океаны. География 7-й класс” Москва, “Просвещение”, 2002 г.
  2. Рабочая тетрадь для 7-го класса: Крылова О.В. “Практические работы по географии”. Москва, “Вита-Пресс”, 2004 г.
  3. “Электронные уроки и тесты. – География в школе. Африка”. ЗАО “Просвещение. Медиа”. 2006 г.
  4. Компьютер.

 ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, эпиграфом следующих наших уроков является это четверостишие:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой.
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Николай Гумилев.

Мы приступаем к изучению континента Африка. Характеристика любого материка дается по такому плану:

  1. Физико-географическое положение материка.
  2. История открытия и исследования.
  3. Рельеф и полезные ископаемые.
  4. Климат.
  5. Воды.
  6. Почвы.
  7. Природные зоны. Растительный и животный мир.
  8. Население и страны.

Сегодня на уроке, мы будем изучать:

1) физико-географическое положение (ФГП);

2) как была открыта Африка в древности.

Ученики: записывают тему и вопросы плана урока.

Учитель: запишите основные сведения о материке (записаны на доске, учитель проговаривает то, что записано и, одновременно показывает по физической карте материка, спроецированной на экран из электронного учебника).

Ученики: записывают:

Первые сведения об Африке появились в IV веке до нашей эры в древней Греции. Тогда ее называли Ливией.

S материка без островов 29,22 млн. кв. км.

S материка с островами 30,32 млн. кв. км.

длина береговой линии 30,5 тыс. км.

высота:

средняя – 750 м.

максимальная – 5895 м. – г. Килиманджаро

минимальная – 153 м., озеро Ассаль.

Учитель: что можно сказать, исходя из этих данных просмотрев физическую карту?

Ученики: вывод: материк имеет большую площадь, не большое количество островов, и в среднем не большую высоту.

Учитель: более подробную информацию мы получим при изучении ФГП. Открываем рабочие тетради (практические работы по географии) на с.18. Что такое ФГП?

Ученики: (читают под цифрой 2 текст, а затем отвечают на вопрос) это расположение материка по отношению к значимым для него данностям.

Учитель: что имеется ввиду под понятием – данности? (Отвечает на свой вопрос.) Это система географических координат (долготное, широтное положение), линии экватора и нулевого меридиан, океаны, моря и другие материки (проговаривая все это показывает на карте).

Ученики: около понятия-данности (в рабочей тетради) записывают то, что называет учитель.

Вывод: Значит, мы характеризуем ФГП по плану:

  • широтное положение,
  • долготное положение,
  • относительно океанов и морей,
  • относительно материков и островов.

Этот план представлен в нашей рабочей тетради, на с.18–20.

Учитель: наша задача – дать характеристику ФГП Африки по этому плану, делая записи в рабочей тетради и работая с контурной картой, используя информацию электронного учебника, с.18 задание 1.1).

Ученики: а) экватор пересекает Африку почти по середине, большая часть материка по площади находится в северном полушарии; б) между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в) в жарком тепловом поясе.

Учитель: г) обращаемся к учебнику с.125 задание 4) в тексте и с.126 рис.82 – картосхема.

Ученики: (поясняет, что изображено на картосхеме), чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) 32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану – 67 x 111,3 км. (Данные приведены в учебнике) =7457,1 км.

Учитель: Молодец! Ребята, всем понятны эти расчеты? Далее отвечаем на задание под буквой д) (в электронном учебнике “открывает” с.4 – физическую карту Африки).

Кто выйдет к доске и объяснит, что такое крайние точки материка, и как найти их координаты? (Остальные учащиеся работают с контурными картами в рабочих тетрадях.)

Ученики: крайние точки материка это мысы, то есть те участки суши, которые дальше всего вдаются в море. Северная точка (от физической карты переходим к картосхеме на с.4 электронного учебника) – мыс Бен-Секка (Рас-Энгела) расположен на 37 градусе с.ш., южная точка – мыс Игольный расположен на 34 градусе ю.ш..

Учитель: Молодец! А теперь самостоятельно, в парах, определите протяженность Африки с севера на юг в градусах и километрах.

Ученики: определяют и записывают значения в рабочие тетради, а затем наносят их на контурные карты, с.19.

Учитель: скажите, что получилось.

Ученики: протяженность в градусах – 37+34=71, протяженность в километрах – 71x111,3=7902,3.

Учитель: Правильно! Молодцы! У всех ребята так получилось?

Далее работаем по заданию 2 самостятельно вместе с соседом по парте, записи делаем в рабочей тетради и на контурной карте. На работу дается 7 минут. Пользуемся физической картой электронного учебника, контурной, картосхемой в учебнике.

Ученики: (отвечают на вопросы): а) нулевой меридиан пересекает Африку в западной части, большая часть континента расположена в восточном полушарии.

Учитель: какой можно сделать вывод?

Ученики: Африка это континент, расположенный в четырех полушариях: северном, южном, западном, восточном. Наибольшая часть материка по площади расположена в северном и восточном полушариях.

Ученик: б) между 20 градусом западной долготы и 50 градусом восточной долготы.

Ученик: в) протяженность материка с запада на восток вдоль экватора составляет 3784,2 км. (Расчеты представлены на картосхеме).

Ученик: г) на картосхеме представлена протяженность материка с запада на восток по северному тропику, аналогично мы рассчитали протяженность по южному – 16 градусов в.д . – западная окраина и 34 градуса в.д. – восточная окраина: 34–16=18 градусов, 18x111,3=2003,4 км.

Учитель: какой можно сделать вывод, исходя из этих данных?

Ученик: протяженность материка по северному тропику почти в два раза больше, чем по южному.

Ученик: д) западная точка – мыс Альмади (17 градусов з.д.), восточная – мыс Рас-Хафун (51 градус в.д.).

Учитель: Молодцы ребята! Теперь переходим к выполнению задания 2, с.20 в рабочей тетради.

Прослушайте слова диктора. Внимательно просмотрите карту (из электронного учебника с.7, 8, 9,10,11) и с нее перенесите информацию на контурную карту с.21 (звучат слова диктора и постепенно высвечивается, проговариваемая номенклатура).

Ученики: слушают текст, читаемый диктором (с.7, 8, 9, 10, 11) и наносят основные объекты.

Номенклатура:

океаны: Атлантический, Индийский;

моря: Средиземное, Красное;

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океана.

острова: Канарские, Зеленого мыса, о. Биоко, о. Рождества, о. Святой Елены, о. Сан-Томе, о. Принсипи, о. Джерба, о.Керкенна, о. Мадагаскар (S=590 тыс. кв. км.), Маскаренские, Сейшельские, Коморские, о.Занзибар, о. Пемба, о. Мафия;

полуострова: Сомали;

заливы: Гвинейский, Сидра, Габос, Тунисский, Дакарский, Луанды, Лабиту, Китовый, Ангоа, Делаоа;

виды берегов: клиф, пляж, коралловый берег.

Учитель: ( просмотрев у некоторых учащихся как было выполнено это задание подводит итог). Как результат нашей работы мы должны запомнить следующее (с.12 электронного учебника):

1. Африка – второй по величине континент в мире. Она делится экватором на почти две равные по протяженности части. По ее территории также проходит нулевой меридиан. Таким образом Африка находится во всех 4 полушариях.

2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади. Протяженность Африки с севера на юг-8000 км., а с запада на восток- 7500 км..

3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив, от Азии – Красное море.

4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.

5. Самый большой залив из всех не многочисленных заливов – Гвинейский.

6. Крупнейшие острова континента: Мадагаскар, Канарские, Маскаренские, острова Зеленого Мыса, Сакотра, самый крупный полуостров Сомали.

7. Африка представляет собой сплошной материковый массив со слабоизрезанной береговой линией.

8. Для Африканского побережья характерны крутые скалы, закрывающие внутреннюю часть материка. Именно это послужило причиной того, что Африка долгое время оставалась мало изученной европейцами.

Ученики: прослушивают слова диктора и вклеивают в ученические тетради, отпечатанный текст, розданный учителем в начале урока.

Учитель: для закрепления материала сейчас мы выполним упражнения (электронный учебник с.14–18).

Ученики: отвечают с места на вопросы упражнений.

Учитель: Молодцы ребята! Сегодня мне хотелось, бы отметить активную работу всего класса, а особенно следующих учащихся: (называются оценки).

Учитель: Домашние задание на следующий урок.

  1. Выполнить упражнение 6 (из электронного учебника – раздаточный материал, смотреть приложение 1).
  2. Прочитать параграф с.125–128 и ответить на вопрос 2.
  3. Знать, изученную на уроке номенклатуру.

Приложение 1.

Упражнение 6. Где находятся перечисленные острова и порты?

о. Джерба, о.Биоко, о. Сан-Томе, о. Принсипи, Коморские острова, о. Европа, острова Зеленого Мыса, Канарские острова, о. Светой Елены, Оран, Тунис, Дакар, Триполи, Абиджан, Аккра, Лагос, Александрия, о. Мозамбик, Бейра, Монровия, Касабланка, Суэц.

Средиземное море Гвинейский залив Красное море Индийский океан Атлантический океан
         

14.03.2007

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306