Интегрированный урок мировой художественной культуры по теме: "Литературно-музыкальный салон Зинаиды Волконской". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: формирование духовно-эстетической культуры учащихся.

Задачи:

  • рассказать о культурной жизни России первой половины XIX века, показывая ее на основе жизни литературно-музыкального салона;
  • рассмотреть салон, как одну из основ развития духовного потенциала и интеллектуального роста человека;
  • познакомить с представителями русской литературы и русской музыки первой половины XIX века.

Оформление: урок проводится в литературно-музыкальной гостиной. Стены украшены живописными произведениями разных эпох, мягкий свет ламп, рояль, вся обстановка гостиной проникнута атмосферой поэзии, музыки.

Оборудование:

  • музыкальный центр, мультимедийный проектор, слайд-проектор;
  • репродукция картины Г.Мясоедова “Салон Зинаиды Волконской” (1877 г.);
  • портреты композиторов: М.И.Глинки, А.Варламова, А.Алябьева, А.Даргомыжского, Ф.Шопена, Ф.Мендельсона;
  • портреты поэтов: А.С.Пушкина, И.Козлова, Д.В.Веневитинова, Е.А.Баратынского, П.Вяземского, А.Мицкевича.

Сценарий урока

Ведущий 1: Сегодня мы Вас приглашаем посетить знаменитый литературно-музыкальный салон Зинаиды Александровны Волконской. Московский салон Зинаиды Волконской оставил в истории русской общественной жизни, в истории литературы яркий, памятный след. Салон, как одна из форм интеллектуальной жизни, обычно высшего круга общества, получил распространение в России со второй половины XIII века. По большей части салоны имели определенное направление: политическое, философски-религиозное, музыкальное, литературное.

Ведущий 2: Салон – очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением и, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным. Умение держать салон П.А.Державин называет “искусством”. Он отмечает как главную особенность салона то, что им руководить может только женщина. “Ум женщины, - пишет он, - тем и обольщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя. Лучше, если хозяйка дома в зрелом возрасте, более беспристрастном и бескорыстном”.

Ведущий 1: Говоря о салоне и о хозяйке салона вообще, совершенно ясно, что Вяземский имел в виду княгиню З.А.Волконскую и ее московский салон 1824 – 1829 годов.

Итак, войдем в московский дом на Тверской улице, принадлежащий княгине З.А.Волконской (этот дом, хотя и перестроенный, существует и ныне и известен под старинным названием “Елисеевский магазин”).

<Рисунок 1>

Этот дом Зинаида Волконская унаследовала после отца. Ее отец – князь Алексей Михайлович Белосельский-Белозерский был москвичом, дружил с Н.М.Карамзиным и имел прозвище “Московский Аполлон”.

Князь А.М.Белосельский-Белозерский был одним из образованнейших людей своего времени. Он писал стихи на русском и французском языках, увлекался театром, собирал произведения искусства.

Ведущий 2: Познакомимся с хозяйкой этого гостеприимного дома.

<Рисунок 2>

Родилась Зинаида Александровна в 1792 году, отец сам занимался образованием и воспитанием дочери (матери З.А.Волконская лишилась в младенчестве), которая восприняла от отца любовь к знаниям, к литературе, к искусству. В 1810 году З.А.Волконская вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, егермейстера, приближенного царя Александра I. Она блистает при дворе, император оказывает ей особое внимание. Ей написано так много посвящений и еще больше создано портретов. По количеству сохранившихся изображений “княгиня Зенеида” стоит на первом месте среди женщин пушкинского времени. И это неудивительно. Прежде всего, она была красива: золотые волосы, глаза “цвета цейлонского сапфира” - именно это сочетание поразило поэта Ивана Козлова, который посвятил ей стихотворение.

(звучит фрагмент стихотворения И.Козлова – княгине З.А.Волконской)

Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.
О, помню я каким огнем
Как на челе ее младом
Вилися кудри золотые!
И помню звук ее речей,
Как помнят чувство дорогое;
Он слышится в душе моей,
В нем было что-то неземное.(1825)

(звучит романс А.Алябьева, сл. П.Вяземского “Незабудочка”)

З.А.Волконской он посвятил не одно стихотворение. В ее блестящем салоне Иван Козлов часто бывал в молодые годы. “Арфа страданья, арфа терпенья” - так называла поэзию Ивана Козлова Зинаида Волконская. Иван Козлов был современником и другом Владимира Одоевского и Василия Жуковского, встречался с ними в московском салоне Зинаиды Волконской, где часто бывал в молодые годы. Иван Козлов был любимым поэтом Алябьева, Варламова и Мочалова, автор слов всем известных и ныне романсов “Вечерний звон” и “Венецианская ночь”, вдохновивший М.И.Глинку на создание прекрасной музыки.

(звучит романс “Венецианская ночь” М.И.Глинка)

Ведущий 1: Умная, образованная, обладающая артистическим талантом и прекрасным голосом, Зинаида Александровна играет в спектаклях, поет, пишет музыку. Ее “полным и звучным контральто и одушевленною игрою” восхищались многие.

Ее пение вызывает восторг у Дж. Россини, известная актриса Марс сожалеет, что “такой сценический талант достался на долю дамы большого света”.

(звучит романс А.Варламова “Скажи, зачем явилась ты…”)

Ведущий 2: Волконская перевезла в московский дом богатые коллекции, собранные ее отцом. “Она украшала свой дом”, - сообщает современник, - оригиналами и копиями знаменитейших произведений живописи и ваяния; комнаты своего дома, настоящего музея, она раскрашивала фресками в стиле различных эпох”. Особенно сильное впечатление на польского поэта Адама Мицкевича, встретившего самый теплый и сердечный прием у Волконской произвела так называемая греческая комната; стихи так и называются: “Греческая комната”, подзаголовок же гласит: “В доме княгини Зинаиды Волконской в Москве”.

<Рисунок 3>

( звучит фрагмент стихотворения “На греческую комнату…” А.Мицкевича)

В темноте ее взором лучистым ведомый,
По блестящим паркетам, вслед белому платью,
Я вхожу. Что здесь? Леты ли брег незнакомый?
Геркуланум ли мертвый раскинул объятья?
Нет, не то. Здесь все прошлое мира, по слову
Красоты, собралось, хоть не ожило снова.
Мир – мозаика, сделан из мелких обломков,
В каждом пламя искусства и весть для потомков! (Москва, 1827)

(стихотворение звучит на фоне музыки Ф. Шопена)

Ведущий 1: Сведения о содержании вечеров, происходивших у Волконской, находим в воспоминаниях современников, посещавших их. А.Н.Муравьев писал, что у З.А.Волконской “можно было встретить все, что только было именитого на Русском Парнасе”. А.С.Пушкин и П.А.Вяземский, Е.А.Баратынский и А.А.Дельвиг были постоянными ее посетителями. Приезжая из Петербурга, посещал Волконскую В.А.Жуковский, позднее бывал Н.В.Гоголь. Князь Владимир Федорович Одоевский – друг Веневитинова, Кюхельбекера, друг и сотрудник Пушкина по изданию “Современник”, друг Глинки и молодого Чайковского, человек, стоявший в центре литературной и культурной жизни России первой половины XIX века, столько же преданный музыке, как и поэзии… не пропускал ни одного ее вечера”.

Ведущий 2: “Тут соединились представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты, представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя было забыть впечатления, которые производила она своим полным и звучным контральто”, - сообщает Вяземский.

(звучит фрагмент оперы Дж. Россини “Танкред”)

<Рисунок 4>

Ведущий 1: У Волконской был более чем открытый дом-салон. Салон Волконской объединил поэтов и писателей, самобытных дарований. Летопись салона З.А.Волконской не ограничивается, конечно, литературными чтениями. Здесь бывали композиторы и театралы, художники и артисты, устраивавшие детские спектакли для сына Волконской и его товарищей. Тут главным критерием была талантливость. Всех объединяла атмосфера творчества. Вот этих талантливых и ярких личностей мы вам сегодня и представим. Мы поговорим о тех людях, чьи имена Вам хорошо известны и возможно Вам не знакомы.

Ведущий 2: Итак, разрешите представить молодого поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова. Дмитрий Веневитинов, таланту которого пророчили великое будущее, едва ли не самый красивый поэт XIX века. Современница оставила весьма примечательное словесное изображение молодого поэта: “Это был красавец в полном смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты, какую-то еще прелесть неизъяснимую”. Дмитрий Веневитинов прожил всего 22 года. Юный поэт был страстно влюблен в Зинаиду Волконскую.

<Рисунок 5>

(звучит стихотворение Д.В.Веневитинова “Элегия”)

Ведущий 1: В этих стихах узнается образ московской красавицы княгини Зинаиды Волконской. Княгиня Зинаида Александровна не отвечала влюбленному в нее поэту, но была к нему привязана, отдавала дань его уму и таланту.

(учащийся читает фрагмент “К моей богине” В. Веневитинова, звучит романс “Не искушай меня без нужды” М.И.Глинки на слова Е.А.Баратынского)

Ведущий 2: Евгений Абрамович Баратынский был желанным гостем в салоне на Тверской.

<Рисунок 6>

Пушкин писал о нем: “Баратынский принадлежит к числу отличных поэтов”. А.А.Дельвиг ввел его “в семейство добрых муз”. Баратынский живет активной литературной жизнью, бывает на “субботах” В.А.Жуковского, “средах” П.А.Плетнева, посещает салон З.А.Волконской. Именно ей он посвящает свое стихотворение.

(учащийся читает стихотворение Е.А.Баратынского “Княгине З.А.Волконской”)

Ведущий 1: Александр Сергеевич Пушкин встретил в салоне Зинаиды Волконской самый сердечный прием.

<Рисунок 7>

Пушкин, не раз бывавший в доме княгини Волконской, в знак благодарности за гостеприимство посылает ей томик “Цыган” и посвящает стихотворение.

(учащийся читает стихотворение А.С.Пушкина – Княгине З.А.Волконской)

Среди рассеянной Москвы,
При толпах виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою женской держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой. (1827)

(звучит романс А.Даргомыжского, ст. А.Пушкина “Я вас любил”)

Ведущий 2: Присутствие Пушкина оказало огромное влияние на деятельность салона Волконской.

Своему салону Зинаида Волконская придала музыкально-литературный характер, этим он резко выделялся среди прочих московских “открытых домов” с их балами, маскарадами, карточной игрой. В доме Зинаиды Александровны Волконской Пушкин становится свидетелем вдохновленных импровизаций Адама Мицкевича, вызывавших “удивление и восторг слушателей”. А импровизатором Мицкевич был блестящим. Ему задавали тему, а он под негромкий музыкальный аккомпанемент разворачивал перед ошеломленной публикой целое действо. Вот как описал увиденное польский поэт А.Э.Одынец: “Во время одной из таких импровизаций в Москве Пушкин, в честь которого был дан вечер, вдруг вскочил с места и, ероша волосы, почти бегая по залу, восклицал: “Какой гений! Какой священный огонь!”

Ведущий 1: 26 декабря 1826 года А.С.Пушкин был приглашен на прощальный вечер в честь княгини Марии Николаевны Волконской, уезжавшей в Сибирь к ссыльному мужу-декабристу С.Г.Волконскому. О своей последней встрече с Пушкиным в доме Зинаиды Волконской Мария Николаевна рассказала в “Записках” много лет спустя: “Пушкин, наш великий поэт, тоже был здесь… Во время добровольного изгнания нас, жен сосланных в Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне свое “Послание к узникам” для вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александре Муравьевой”.

Ведущий 2: Салон З.А.Волконской в условиях наступившей реакции приобретает особое значение, здесь хранят верность идеалам декабризма. Ее дом становится центром, куда стекаются все сведения о декабристах. В первые, самые страшные месяцы после расправы над декабристами, над общественной мыслью России, в те дни, когда большей частью общества овладел страх и растерянность, литературные чтения в салоне Зинаиды Александровны Волконской приобрели не только литературное значение, но они стали символом жизнестойкости, неистребимости освободительного движения, они вселяли надежду и веру в будущее.

Ведущий 1: Строгий и солидный философ Иван Васильевич Киреевский поддался неотразимому обаянию этой женщины и посвятил ей свое единственное, написанное им в несвойственном ему духе, хвалебное стихотворение.

( учащийся читает стихотворение И.В.Киреевского)

Средь жизни холодной, средь жизни пустой,
Средь мертвого круга вседневныя прозы,
Как сон, как поэта живая мечта,
Отрадно явилась она предо мною.
К ней сердце летело, к ней звуки неслись,
И в песню восторга уж стройно сливались,
Но мимо виденье, на миг озарив
Мне душу сияньем, в край лучший умчалось,
Как сон, как поэта живая мечта.
И первая песня ей в дар зазвучала
Последним, печальным, сердечным: прости!
Лишь думу об ней и как мощи святые
С любовью и верой в ту раку кладу.
Что память сковала из лучших мгновений,
Богато усыпав огнистой иглой
Блестящих, несбыточных, чистых мечтаний. (1828)

Ведущий 2: 1826 – 1827 годы были самыми яркими годами существования и деятельности салона З.А.Волконской, почти все воспоминания о нем относятся к этому периоду. В эти годы он исполнил свою историческую миссию: противостоя реакции, он сохранил передовую культуру и общественную мысль разгромленного царизмом движения декабристов. Николаевская реакция усиливала давление на культурную и общественную жизнь России, Волконская и ее салон находились под постоянным полицейским надзором, многие из посетителей салона уехали из Москвы, а Зинаида Александровна Волконская переживает внутреннюю мировоззренческую, религиозную драму. Она переходит в католичество и в 1829 году уезжает за границу, изредка приезжая в Россию.

( учащийся читает стихотворение Н.Ф.Павлова)

Как соловей на зимние квартиры
Под небо лучшее летит.
Так и она в отчизну сладкой лиры
Воскреснуть силами спешит.
И далеко от родины туманной
Ее веселье обоймет.
Как прежний гость, как гость давно желанный,
Она на юге запоет.
Там ей и быть, где солнца луч теплее,
Где так роскошны небеса,
Где человек с искусствами дружнее
И где так звучны голоса.
Но здесь и там тропою незабвенной
Она прорезала свой путь:
Где ни была, восторг непринужденный
Одушевлял поэта грудь.
Где ни была, волшебные искусства
Спешили дань ей принести,
И на земле без горестного чувства
Никто ей не сказал: Прости!
Ее хранит в странах различных света
И память сердца и ума.
Ах! Для чего в Италии все лето,
И для чего у нас зима! (Москва. Январь 1829)

(звучит Песня венецианского гондольера из цикла “Песни без слов” Ф.Мендельсона)

Ведущий 1: Это стихотворение было написано в связи с отъездом З.А.Волконской в Италию.

Из Италии, в 1844 году, она писала брату Д.В.Веневитинова, вспоминая 1820-е годы: “Москва мне дорога… Какие сердца я там нашла! Мои воспоминания”.

И память о З.А.Волконской дорога Москве. З.А.Волконская, о которой мы сегодня говорили, не могла остаться незамеченной - настолько высок был ее духовный потенциал, что свет, исходящий от нее, находил отражение в творчестве художников, поэтов, музыкантов… Ее салон 1824 – 1829 годов на Тверской – заметная и прекрасная, романтическая и героическая страница в культурной жизни России первой половины XIX века.