Урок на тему: "Оператор условного перехода, полная форма" (с применением интерактивной доски)

Разделы: Информатика


Цель урока:

Обучающая: сформировать знания о полной форме условного оператора и умения применять при решения задач.

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, умения логически мыслить, строить причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать полученную информацию, составлять информационные модели примеров из реальной жизни.

Воспитательная: осознание роли информатики в истории культуры человеческого общества, вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности, воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: доска, мел, персональные компьютеры (14), компьютер для демонстрации (1), мультимедийная доска, карточки с заданием, файлы с практической работой.

План урока.

  1. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
  3. Выполнение заданий:
    • пробных упражнений;
    • тренировочных упражнений;
    • заданий, требующих творческого применения знаний в нестандартных условиях.
  4. Подведение итогов урока и домашнее задание.
  5. Ход урока.

1) Сообщение темы, цели и задач урока.

Итак, тема сегодняшнего урока: ”Условный оператор. Полная форма”. Наша цель научиться решать задачи с помощью условного оператора (оператора ветвления). Эпиграфом к нашему уроку я хочу взять отрывок из трагедии Вильяма Шекспира “Гамлет”

To be or not to be...

Быть или не быть? Этот вопрос очень часто беспокоит любого человека, как сделать выбор?

2) Актуализация знаний учащихся

Просмотр презентации.

Слайд №1 – Заставка

Слайд №2

Для записи алгоритмов чаще всего используются три типа команд:

  • Присваивания;
  • Ветвления;
  • Повторения.

Команде ветвления в Pascalе соответствует условный оператор

Слайд №3

  • Условному оператору отвечают две структуры:

1 структуранеполная.

(блок-схема)

Слайд №4

2 структура

полная

  • при выполнении условия выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок действий.

(блок-схема)

Слайд №5

Если твой сосед по парте
Стал источником заразы
Обними его, и в школу
Две недели не придешь…

(блок-схема)

Слайд №6

… Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравила:
Как по той ли по дорожке прямоезжей
Да пехотою никто да не прохаживает,
На добром коне да не проезживает…
Героические былины.

(Картина “Витязь на распутье” Виктора Васнецова)

Немало сказок сложено о богатыре – русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине “Витязь на распутье” художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении – со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом все вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор…

Слайд №7

Быть или не быть – таков вопрос;
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?…Умереть, уснуть –
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, – как такой развязки
Не жаждать?

(блок-схема)

Слайд №8

Общий вид оператора

IF <логическое выражение>

THEN <оператор_1> ELSE <оператор_ 2> ;

Слайд №9

Составить программу для наибольшего из двух чисел.

Слайд №10

Как записать условие?

Слайд №11

Как составить программу?

Program n1;
Uses crt;
Var x:integer;
Begin
                ...
                readkey;
End.

Слайд №1

2 – Заставка (окончание)

3) Выполнение заданий:

  • пробных упражнений;
  • тренировочных упражнений;
  • заданий, требующих творческого применения знаний в нестандартных условиях.

Задача №1

Оля и Коля живут в одном доме
Все про них ясно, одного только кроме.
Выглядит Оля Коли моложе.
Но, Коля старше, говорил нам Сережа.
Кто же тут прав – пусть компьютер решит!
Ты для него алгоритм напиши,
Чтобы ввести только возраста данные
И получить ответ долгожданный.

Задача №2

Мальчик приятной наружности
Циркулем в правой руке,
Нарисовал окружность
На белоснежном листке.
Оси провел через центр
Точку случайную взял.
И в тот же самый момент
Скромно в углу написал:
“Друг мой, я знаю точно
Что хватит тебе ума
Узнать лежит ли точка
В этом кругу сама?”

Что требуется найти в задаче? Лежит ли точка внутри круга, радиуса R

Что дано (что нужно ввести) ? Координаты точки – х и у.

Как записать условие?

If x*x + y*y<=R*R then writeln(‘Точка лежит внутри круга’)

else writeln(‘Точка не лежит внутри круга’);

Нужно ли выводить результат? (Нет)

Задача №3

Вот зазвенел веселый звонок.
Счастье, какое! Последний урок.
Двинулись дети на выход к двери,
Но хулиганы остались, их три…
Первый этаж и открыто окно.
Есть правда “но” – узковато оно.
Спрыгнуть – дело не хитрое это
К тому ж высота 50 см.
Чу! Чей-то голос за дверью знакомый,
Как не узнать директора школы.
Срочно ребята выпрыгивать стали.
Вот одного только рамы прижали.
Самым объемным он оказался,
Двое удрали, а этот остался.
Ну-ка, ребята, быстро ответьте,
Кто же остался в том кабинете?

Что нужно найти в задаче? Максимальное (а, в, с)

Как записать условие?

Практическая работа учащихся

  1. Составить программу для нахождения минимального из двух чисел
  2. Дана точка с координатами (x,y). Определить, лежит ли она на окружности радиуса R с центром в точке (0;0) Составить программу.
  3. Даны три числа a,b,c. Найти минимальное из этих чисел.

Подведение итогов.

ДЗ.

1)Даны три числа a,b,c. Определить, образуют ли они геометрическую прогрессию.(b*b=a*c)

2) Даны три числа a,b,c. Определить, образуют ли они арифметическую прогрессию.(2*b=a+c)

Презентация