Основы православной культуры. Групповое занятие в 4-м классе по теме: "Георгий Победоносец - символ победы добра над злом"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1. Познакомить с наиболее почитаемым христианским святым, который своей жизнью и смертью провозгласил торжество добра над злом.
2. Пробудить интерес к христианским истокам русского народа, заложить фундамент для дальнейшего изучения культурной православной традиции.
3. Вызвать чувство патриотизма, дать ориентиры добра, истины, любви, силы духа. Оборудование: рисунки, таблицы, грамзапись, репродукция иконы.

План.

I. Орг. момент. День Победы. Беседа о 60-й годовщине.
II. Сообщение темы.
III. Рассказ о Святом Георгии. 3 век.
IV. Чудо Георгия о змие. Поэтический монтаж.
V. Знакомство с иконой.
VI. Общность сюжета со сказкой Никиты Кожемяка. Представление выставки рисунков.
VII. Черты характера героя, о котором мечтали люди.
VIII. Чему учит «Чудо Георгия о змие».
IX. Герб Москвы. XV век. Наша копейка.
X. Рассказ о Георгиевском кресте. 1769г.
XI. Маршал Г.К.Жуков. Связь имени человека со святым.
XII. Итог.

Ход занятия

I. Звучит музыка. «День Победы».

- Ребята, кому знакома эта мелодия?

- О каком дне мы вспомнили?

9 Мая - день Победы. 60 годовщина победы над фашисткой Германией.

- Назовите годы Великой Отечественной войны. (1941-1945г.).

II Сегодня мы будем говорить о человеке, в чьём имени главное слово - победа. Это наиболее почитаемый святой Православной Церкви. Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом на белом коне с копьём, убивающим дракона.

Верхом на коне,
под копытом - дракон,
Копьё вонзается в пасть!
На помощь спешит
Согрешающим он
И тем, кто в грех
Может впасть!

- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина?

- Это Георгий Победоносец.

III. Сегодня мы совершим путешествие в историю.

Жил он очень давно, в III веке, в далёкой южной стране, в Римской империи, где правил царь Диоклетиан. Царь был язычник.

-Кто такие язычники?

Язычники верили, что множество разных богов приносят им удачу или несчастье. Они ставили этим богам деревянных или каменных идолов и поклонялись им. Язычники не верили в Христа и хотели заставить христиан отказаться от своей веры. Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам.

Георгий был мужественным воином, принёсшим своему царю славу и много побед

Он пришёл к царю и стал защищать христиан.

- Зачем ты убиваешь невинных? Разве это законно? Попробуй разобраться, где правда! Как это можно - кланяться истуканам?!

- Так ты христианин?- спросил царь.

- Я раб Христов.

- Зачем ты пришёл сюда?

- Свидетельствовать об Истине. -

Тогда царь сказал: - Прощу тебя, но принеси жертву Богам.

- Я воздаю жертву хвалы только моему Богу. И тебя призываю е этому.

Разгневанный правитель приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжелый камень, казалось, что юноша не выдержит мучений и отречётся от веры Христа. Утром Георгий едва держался ногах.

-Ну как? Не передумал?

-Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры.

Георгия привязали к колесу, под которым острые ножи. Поворачивается колесо - ножи впиваются в мученика. Сначала Георгий громко славил Бога. Потом едва слышно молился. Затем затих.

-Где же Бог твой, Георгий?! - произнёс Диоклетиан. Почему он не спас тебя?

Царь приказал снять Георгия с колеса, а сам отправился в храм Аполлона.

Слуги начали отвязывать тело. Вдруг сильный удар грома раздался среди ясного неба. Площадь озарилась ярким светом раздался голос:

- Не бойся, Георгий, я с тобой.

И Георгий встал на ноги и пошел за царём. Появление Георгия в храме ошеломило людей.

- Велик Бог христианский - воскликнули царские сановники.

- Немедленно казнить! - приказал царь.

Диоклетиан выбрал жестокое мучение - зарыть в известковую яму. Смерть медленная, мучительная, верная.Только через несколько дней Диоклетиан велел выкопать, выбросить его кости. Но и на этот раз раб Христов оказался живым и невредимым.

- Как тебе удалось выжить? - спросил раздражённый царь.

-Господь сохранил меня.

Много чудес сотворил Господь через Георгия. Мёртвого воскресил на глазах у всех, исцелял больных, помогал советом путешественникам.

Царь устал от Георгия. Что толку мучить того, кого Бог избавляет от мук? И назначил день казни.

-Может, одумаешься? - спросил царь напоследок.

- Пойдём в храм Аполлона, - произнёс Георгий. Неужели он откажется от Христа?

- Поклонись богам Георгий, - сказал царь в храме.

- Этих истуканов ты называешь богами? Именем Господа Иисуса Христа повелеваю им разрушиться. Грохот, пыль. Осколки камней полетели в стороны.

Георгия казнили. После своей великомученической кончины Георгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать. Поэтому его и назвали Георгием Победоносцем.

Многие жители Рима уверовали в Христа. Так получалось, что гонения на христиан только утверждали и распространяли христианство. Приняла святое крещение и жена жестокого императора - царица Александра. Взбешённый Диоклетиан приказал казнить и собственную жену.

После своей земной жизни Георгий Победоносец продолжал совершать чудеса

исцеления. Самый известный подвиг - победа над змием.

IV. В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей -дракон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Георгий, повелел он ей обвязать дракону голову поясом и привести его в город. Царевна исполнила приказание и привела чудовище. Святой Георгий вступил в бой с драконом и поразил его копьём. Этот сюжет получил название «Чудо Георгия о змие».

- Послушайте поэтические рассказ об этом событии.

Действую лица: Рассказчик. (6 человек) Дева, Воин

1. Куда это воин - красавец
В плаще, словно в алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несётся на белом коне?

Вдоль грозно гремящего моря,
Где вал закипающий крут,
Недолог был путь его, вскоре
Увидел он славный Бейрут.

Был город красив несказанно,
Как сад зеленел, а вдали,
За озером горы Ливана
Вставали, и кедры росли.

И солнце плоды золотило
По рощам искусной рукой...
Но что-то печальное было
В стране изобильной такой.

2. Ни голоса птицы, ни зверя,
Ни даже мычанья вола...
Безлюдье…Закрыты все двери
Лежащего рядом села...

Но возле могучего древа,
Где озера плещет волна,
Стоит одинокая дева,
И горько рыдает она.

И вот подъезжает к ней воин
На белом коне и с копьём,
И взор его добр и спокоен,
И неба сияние в нём.

Он мчался сюда по дорогам
Как Божьих свершитель чудес,
И всё уже зная, ведь Богом
Он послан был прямо с небес.

Как Божьему чуду не сбыться?
Кто Бога сильнее? И всё ж
«О чём ты так плачешь, девица,-
Спросил он,- кого ты здесь ждешь?»

Дева. О юноша, воин отважный!
Живёт в этом озере змей –
Губитель жестокий и страшный,
Страны разоритель моей.

Дыханье его ядовито,
А сила его велика!
Скорее отсюда беги ты,
Не вышел губитель пока!

Как велено было богами, -
Врагу, что не сыщешь лютей,
Отцы здесь своими руками
Всех отдали в пищу детей...

Я царская дочь, но настала
Теперь и моя череда...
Вот, воин, о чём я рыдала.
Беги же! Прощай навсегда!

Воин. Пристало ли христианину
Кому-то в беде не помочь?
О нет, я тебя не покину.
Не плачь же, о царская дочь!

На змия, губителя злого,
Как, впрочем, на всякое зло,
Оружие - имя Христово,
Что свет в этот мир принесло!

3. Вдруг с шумом вода забурлила,
И пена вскипела на ней –
И вылез, страшней крокодила,
Огромный чешуйчатый змей.

Дохнул - и обуглились травы,
Пожухла на дубе листва,
И птица от этой отравы
Упала на землю мертва.

Взревел он и сделался выше,
А хвост ещё в озере был –
Но вот он и весь уже вышел
И пасть на царевну раскрыл...

Георгий же перекрестился,
Прославивши Господа сил,
На змия, как вихрь, устремился
И в горло его поразил.

И демоны вырвались с воем
Сквозь страшные змия уста:
«Уходим, уходим мы, воин,
Отважный посланник Христа!»

И тотчас, когда их не стало,
Как смолкли и их голоса,
Страшилище будто опало
И стало не более пса.

Немало пришлось подивиться
О чуде великом таком
Не только спасённой девице,
Но каждому в городе том!

Открыты ворота Бей рута,
Глядит изумлённый народ
Как, поясом змия опутав,
Сюда его дева ведёт.

И как бы земли не касаясь,
В плаще, словно в алом огне,
За ней едет воин-красавец
На белом прекрасном коне

Воин. «Надейтесь на Бога, о люди!
Воскликнул он.- Бог наш - Христос!
Вам радость в сегодняшнем чуде
И веру в Него я принёс!

Я мученик, посланный с Неба
От идолов вас отвратить,
Принёс вам Небесного хлеба,
Чтоб ради спасенья вам жить!»

И всаднику люди внимали,
И змий был убит и сожжён.
И капище тут же сломали,
Все статуи выбросив вон.

Священники призваны были,
Они же, молитвы творя,
В озёрной воде окрестили
Народ весь, и первым царя.

Принявши великую милость
От Бога, страна эта вдруг,
Как будто весной оживилась,
И всё в ней запело вокруг...

Блистая листвой изумрудной,
Качал дуб вершиной своей,
И Господа песенкой чудной
На нём воспевал соловей.

V. Этот сюжет так полюбился русскому народу, что на Руси Георгия стали изображать воином на белом коне, пронзающим копьём змея. Одна из древних икон написана на этот сюжет.

- Рассмотрите эту икону. Это фотография. В Храмах нашего города «Петра и Павла» и «Скоропослушницы» есть эти иконы. В конце учебного года во время экскурсии в Храм вы увидите их.

- Этот образ отразился и в сказках.

- Ребята, не вспомнилась ли вам русская народная сказка со сходным сюжетом? Конечно, это русская сказка «Никита Кожемяка». С этой сказкой мы уже знакомились раньше. Даже рисовали иллюстрации. Вот самые удачные из них.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ. - Давайте, напомним некоторые моменты.

В старые годы появился у Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал он в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её. Хитростью узнала царевна, что сильнее змея Никита Кожемяка, что живёт в Киеве. Отправила она весточку царю. Пошли царь с царицей просить Никиту выручить дочку. Никита мял разом 12 воловьих кож, руки у него задрожали, и разорвал он все 12 кож. Рассердился он и не пошёл. Собрали царь с царицей 5000 малолетних сирот и послали просить Кожемяку.

Сжалился он. Вызвал змея : «Выходи на чистое поле». Долго ли коротко ли они бились, повалил змея Никита и стал его душить. Змей говорит: «Давай, разделим весь свет поровну». Стали они он Киева межу прокладывать. Землю разделили, стали море делить. Вогнал Никита змея в Черное море да там и утопил.

- О чём мечтали люди, рассказывая эту сказку своим детям? Мечтали о герое, который принесёт спасение народу.

- Какими чертами должен обладать герой? (доброта, смекалка, вера, мужество, смелость).

VIII. Современные люди удивляются, как люди соглашались отправить на съедение змию своих детей! Но если подумать, то в нашем время дети подвергаются нападениям многих змиев: насилия, разврата по телевидению, компьютерным играм, алкоголизму, наркомании. Взрослые должны защитить детей от этих змиев, дети не поддаваться, не становиться злыми и развратными.

Чудо святого Георгия о змие учит нас тому, что прежде всего надо бороться с тем злом, что находится внутри нас, в наших душах. Очищаясь духовно, мы можем помочь и себе, и ближним.

- С каким злом?

IX. Наши предки хорошо понимали это и поэтому на первом гербе древней Москвы изображён святой великомученик Георгий Победоносец, пронзающий копьём змия. Москвичи особенно почитали святого Георгия и признали его своим покровителем и покровителем русского воинства.

На современном гербе изображён молодой всадник, пронзающий копьём змия, а не христианский святой - с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне, небесны покровитель и защитник Москвы и всего русского воинства.

Рассмотрим изображение на российском гербе.

Рассмотрим копейку. Что изображено на ней? Почему так называется?

X. Одной из самых почитаемых наград в русской армии до 1917г. Был Георгиевский крест. Императорский Военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия был учреждён в 1769 году. Выдавался он исключительно за боевые отличия. Этой награды мог удостоится тот, кто «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу» или захватит вражескую крепость, неприятельское знамя, возьмёт в плен главнокомандующего. В статуте ордена говорилось: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами он приобретён».

Многие из «старшего поколения» военачальников имели эти почётные награды. Маршал Буденный заслужил 4 Георгиевских креста.

Георгий Константинович Жуков был награждён двумя «Георгиями».

XI. Об этом человеке хотелось сказать больше.

Сообщение ученицы: Г. К. Жуков родился в крестьянской семье. На восьмой день после рождения в день великомученика Георгия его нарекли Георгием и крестили в церкви.

Жили трудно, голодно. С детства Георгий был трудолюбивым, смелым и добрым. В 15 лет он спас из горящей избы больную старуху и детей. Став взрослым он часто помогал людям. Много учился военной науке и стал опытным полководцем. За победу в решающих сражениях В.О.войны его называют спасителем России.

Своё имя маршал Жуков получил в честь римского полководца Георгия Победоносца, мужественного воина, принявшего мучение и смерть за исповедание веры Христовой. Его христианское имя таинственно связывает человека с тем святым, имя которого он носит.

Маршал Жуков по рождению своему и воспитанию был православным человеком. Православными были и его солдаты, перед боем говорившие «Ну, с Богом».

В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам казанскую икону Божией Матери, прислал в церковь села Брестской области посылку в тонну весом - это были три колокола, помог восстановить православный храм - памятник русской славы в Лейпциге.

Есть свидетельства, что Жуков приезжал к старцу Нектарию. И как в древние времена Дмитрий Донской получил благословение старца Сергия «Ты победишь», и Г.К. Жуков был благословлён старцем Нектарием на великую победу «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Учёба не пройдёт даром».

Во время битвы под Москвой многие люди вырезали портрет Жукова из газет и молились, как на икону. Верили, что он спасёт.

Жуков не спал 11 суток подряд, человеческий организм не способен вынести это. Без помощи божьей это было бы невозможно.

И вообще, в это время было много знаменательных совпадений: пасха 1945 года пришлась на 6-е мая, день великомученика Г. Победоносца: 6-го мая немцы прекратили сопротивление и началась подготовка к подписанию капитуляции.

Итог: - С какого имени мы начали разговор?

- А заканчиваем?

Начали мы с имени святого Георгия Победоносца и заканчиваем именем человека, имя которого тоже Георгий. Это имя прошло через всю его жизнь и действительно принесло победу.