Для воспитателей

Авторизованная программа по предмету "Уроки искусства"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики.

Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно.

Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности, которые предстают перед ними в виде трех сказочных братьев: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества. Переход от игровой формы их осознания к научной будет происходить постепенно.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

Обучение делится на три этапа. Через цветовую беспредметную живопись, а затем линию и форму нужно перейти вместе с детьми к построению предметной композиции.

I ЭТАП

4-летний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность. Занятия лучше начать с развития у детей чувства цвета.

Задачи I этапа:

  • помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
  • формировать художественно-творческую активность ребенка;
  • духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.

II ЭТАП

В 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности.

Задачи II этапа:

  • обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;
  • развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
  • развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
  • учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.

III ЭТАП

В 6 лет возникает тяга к предметному рисованию, к детализации в рисунке.

Задачи III этапа:

  • развить стремление ребенка к созданию образов;
  • учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
  • учить видеть деятельность трех Братьев Мастеров - Изображения, Украшения и Постройки, как в самостоятельном их проявлении, так и в единстве;
  • учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;
  • воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.

КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ – формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Обучение строится на следующих принципах:

  • единство и постепенность погружения в мир искусства;
  • сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи;
  • доступность и простота изучаемого.

Средства обучения:

Главное, не вести работу одними и теми же материалами, а постоянно менять их, развивая умения работать всеми, используя разнообразные техники:

  • работа с бумагой (бумагопластика), с пластилином (барельеф), с палочками (граттаж), с природными материалами (монотипия), с тушью (кляксография), со свечкой (графика).
  • рисование ладошкой, пальцами, поролоном, кисточками.
  • зрительный ряд (иллюстрации картин художников, скульптур зданий архитектуры и т.д.);
  • магнитозаписи и т.д.

Методы работы:

  • беседа;
  • пересказ;
  • наблюдения;
  • объяснение с демонстрацией;
  • предварительное разъяснение.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ “УРОКИ ИСКУССТВА”

ЛИТЕРАТУРА

  1. Никологорская О. “Волшебные краски”, М, АСТ пресс, 1997 г.
  2. Мосин И.Г. “Рисование” (в 2-х частях), Ектеринбург, У-Фактория, 2004 г.
  3. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство” (в 2х частях), М, АСТ, 1998 г.
  4. Смит А., Тетчелл Д. “Энциклопедия рисования”, М, РОСМЭН, 2000 г.
  5. Комарова Т.С. “Рисование для детей среднего дошкольного возраста”, М, АСТ, 2000 г.
  6. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. “Аппликация для детей старшего дошкольного возраста”, М, АСТ 1998 г.
  7. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. “Путешествие в прекрасное” (в 3-х ч.), М, Баласс,1999 г.
  8. Васильева-Гангус Л. “Уроки занимательного труда”, М, Педагогика, 1987 г.
  9. Коротеева Е.И. “Искусство и ты”, М, Просвещение, 1997 г.
  10. Неменский Б.М. “Искусство вокруг нас”, М, Просвещение, 2005 г.
  11. Ищенко И. “Моя первая книжка о красках”, LINKA-PRESS, 1994 г.
  12. Нерсесова О.И. “Сказки про краски”, М, Малыш, 1990 г.
  13. Никологорская О.А., Маркус Л.И. “Излечивает гнев и заполняет время” (о графике), журнал “Сделай сам” №3, 1990 г.
  14. Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г.
  15. Кий А.И., Мальцев Н.В., Козлев В.Н. и др. “ Мы входим в мир прекрасного”, Санкт-Петербург, 1995 г.
  16. Столяров Б.А. “По залам Русского музея”, Санкт-Петербург, 1993 г.
  17. Мигаль Б.Г. “Цвет в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.
  18. Мигаль Б.Г. “Линия и форма в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.
  19. Рева Н.Д. “Детский рисунок. Материалы и техника”, Санкт-Петербург, 1994 г.
  20. Желли Т. “Ной, научи нас рисовать животных”, Цицеро, Рудомино, 1992 г.