Информационные технологии в работе информационно-библиотечного центра

Разделы: Организация школьной библиотеки


Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Книга уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания.

Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Надо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Для школ, а следовательно и для школьных библиотек, возникает проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у наших читателей информационной компетенции.

В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается “напичкать” стандартным набором готовых знаний. Ученику – скучно.

А учитель сетует : “Даю важные вещи, а им не интересно”

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его любознательность, мотивировать интерес к приобретению новых знаний? Каким методом?

Что наши дети ждут от школы? – Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявить у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщить и структурировать знания полученные ребенком.

Мы должны учит не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. А для этого, по всей видимости, мы должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний.

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у нас возникает рад проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для формирования коммуникативной компетенции. В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования. Как часто возникает проблема при общении ученика и библиотекаря: ученик не может сформулировать проблему, с которой он пришел в библиотеку.

Нельзя отрицать, что ученики сегодня другие, и роль школьных библиотекарей как руководителей детским чтением также должна быть другой. Как изменить отношения между учеником и библиотекарем-педагогом, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?

Проблема выбора необходимого метода возникала всегда. Но в новых условиях необходимы новые (а может быть и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс взаимоотношения между читателем и библиотекарем.

Инновационный поиск новых средств приводит нас к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные проблемные и прочие формы и методы взаимодействия с читателями.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века, основоположником был философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

Метод проектов в 20-30 годы прошлого столетия привлек внимание советских педагогов, которые считали, что, критически переработанный, он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося.

Современное переосмысление основных идей метода можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод проектов – метод проблем. Проблем, для решения которых необходимо приложить знания или приобрести новые, проблем взятых из реальной жизни, значимых для ученика.

Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности.

Что такое проект, и с чем его едят?

Слово “проект” ( в буквальном переводе с латинского - “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: “Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта”.

Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились все условия востребованности этого метода.

Что такое учебный проект?

Разнообразие проектов велико: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини проектов до межпредметных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное и международное.

Первое что бросается в глаза – значительная активность проектантов и относительная пассивность руководителей.

Самостоятельность – один из признаков проектной деятельности. Она обеспечивается, во-первых нежесткостью сформулированной задачей, которую надо доформулировать.

Таким образом, включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы.

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать результат.

Что происходит при решении поставленной в ходе проекта задачи?

  • Мыслительная деятельность – каждый что-то обдумывал, предлагал.
  • Коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями.
  • Практическая работа – и её результат.
  • Презентационная деятельность – показано что, и как сделано.
  • Работа была групповой – групповая организация проекта подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым участником и объединение усилий каждого в единый результат.

Проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с руководителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблем проекта.

Проект с точки зрения руководителя- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

Методика осуществления проектов.

Этапы работы методом проектов.

В самом общем виде при осуществлении проектов можно выделить следующие этапы:

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

На первом этапе, роль руководителя, несомненно, велика. И от того, как руководитель выполнить свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль руководителя велика, поскольку ученику не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти к заключениям, может быть совсем неожиданным, поможет сделать руководитель с опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

1-й этап – погружение в проект.

Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектных технологий.. На этом этапе руководитель пробуждается интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта.. Определяются цель и задачи проекта – поиск способа решения проблемы проекта.

2-й этап – организация деятельности.

На этом – этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если необходимо. Определить роль каждого члена в группы. Объединение в группы можно предоставить самим ученикам, но если в классе есть “изгой”, требуется вмешательство руководителя.. Всегда найдется ученик, который предпочел бы индивидуальную работу. Руководитель контролирует, но все-таки это самостоятельное дело детей.

На этом этапе происходит планирование работы по решению задачи проекта.

3-й этап – осуществление деятельности.

После того как работа спланирована, пора действовать. Здесь руководитель вообще может “потеряться” или сделаться “наблюдателем”. Ребята сделают все сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того как мы их подготовили. Дети делают работу настолько самостоятельно, насколько они это умеют.

4-й этап – презентация.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки со стороны, демонстрации результатов.

Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку неоконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к плановому мероприятию.. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывая это при планировании..

Ребята поработали, что-то сделали. На первый взгляд можно сказать, что работа была ориентирована на выход какого-то продукта: макет, слайды, альманах. Но результат – это прежде всего ход самой деятельности. Нас интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникшие и отвергнутые, побочные способы её решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишне будет пояснить, а если возможно, то и показать, как необходимо осуществить предлагаемый способ решения.

Все что дети готовят к презентации – это продукт проектной деятельности.

Для успешной работы на этом этапе нужно, научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, выработать манеру излагать материал. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии – без этого здесь не обойтись.

На этапе презентации роль руководителя значительно возрастает, Он обобщает, резюмирует, дает оценку.

Обеспечение учебного проекта..

Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условие для их творчества в самом начале. Каким образом? До начала работы над проектом руководитель проводит большую подготовительную работу. Её можно обозначить как этап предварительной подготовки:

  • соответствие возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес к работе и посильное заданий во многом определяют успех проекта;
  • материально-техническое обеспечение ( это не только компьютер и пр. это и архивные материалы, пособия и пр.);
  • информационное обеспечение – вот уж поистине приоритет библиотек, даже если речь идет не как о библиотечном проекте, ни один руководитель не сможет обойтись без совместной работы со школьной библиотекой. Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Для успешной работы над проектом ребята должны иметь достаточный выбор источников информации, так как одной из образовательных целей является обучение работе с информацией: тематическому поиску источников информации (печатных, электронных, аудио и видео);выборке необходимых данных из добытых источников информации, выделение главного. Вот где полностью раскрывается необходимость обучения школьников библиотечно-библиографическим знаниям.

При информационном обеспечении проекта всегда необходимо, прежде всего, опираться на уже имеющиеся у учащихся знаний, жизненный опыт. Но этого мало, Нужно использовать все возможные источники информации: библиотеку, Интернет,CD-ROM т.д. Нужно учить работе с каталогами, пользоваться информационными технологиями.

- Организационное обеспечение, часто требуется тогда, когда участвуют ученики разных классов в урочное время. Возможно, потребуется составить расписания работы кружков, библиотеки, музеев пр. к организационному обеспечению относится и предоставление Интернет-ресурсов в удобное время.

Место, где могут собираться дети. В ряде школ – это библиотека. Очень хорошо если есть медиатека, а еще лучше, если к услугам ребят информационный цент – выполняющий все эти функции.

- Учебно-методическое обеспечение – это учебники и учебные пособия, возможные руководства и методики, электронные пособия. Опять без библиотеки не обойтись.

- Мотивация - необходимо обеспечить заинтересованность детей.

  • знать, что делать
  • знать, для чего делать
  • знать, кому делать
  • знать, как делать
  • знать, как рассказать о том, что делали.

Давайте рассмотрим каждый этап работы над проектом. На каждом шагу работы необходима грамотная, объемная, профессиональная помощь библиотекаря. Это -

  • фонд библиотеки ( и художественный, и учебный, и методический. И архивный –газеты, журналы и пр.
  • инновационные технологии в работе.
  • умение грамотно организовать поиск нужной информации.
  • навык работы с источниками различных видов;
  • ….

И еще много, много, всего. Причем, помощь наша нужна и руководителям проектов и участникам проекта. И неизвестно, кому в большей степени.

Новая, для нас форма. Конечно, речь не идет о том, что она заменит нам традиционные форма библиотечной работы, но принести огромную пользу в нашей работе, подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний содействовать повышению роли библиотек в работе общеобразовательных учреждений, она бесспорно может.

Презентация