Разработка интегрированного урока по русскому языку в 7-м классе по теме: "Деепричастный оборот, или Нужны ли деепричастия поэзии?"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) Формирование представлений о роли деепричастия в художественных произведениях (на примере поэтического творчества Ф.И.Тютчева).

2) Актуализация опорных знаний и умений по теме “Деепричастие”.

Задачи урока:

1) Развивать чуткое отношение к родному языку, поэзии.

2) Совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте.

3) Развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование:

1) Портрет Ф.И.Тютчева и сборники его стихотворений.

2) Схема обозначения пунктограммы “Выделение запятыми деепричастий и деепричастных оборотов”.

3) Контрольные карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • проверка готовности к уроку;
  • запись числа, классной работы, темы (при объявлении темы может сразу состоятся короткий разговор по вопросу темы, с привлечением примеров из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”: что изменится в стихотворении, если убрать использованные поэтом деепричастия?

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
(Блестя на солнце), снег лежит…

или

(Скользя по утреннему снегу),
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня…
Вступительное слово учителя:

II. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучение темы “Деепричастный оборот и знаки препинания при нём”. Кроме этого на сегодняшнем уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи “Роль деепричастий в поэзии Ф.И.Тютчева”.

Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более образных рассуждений и описаний.

III. Актуализация прежних знаний.

Составление коллективного портрета деепричастия (групповая работа по рядам: Приложение 3).

Последовательно передавая листок-заготовку по своему ряду, указать признаки деепричастия как части речи (пока составляется коллективный портрет деепричастия, ребята работают в парах: один называет глагол, другой образует от него деепричастие, в тетрадь каждый записывает по 1-2 предложения с одиночными деепричастиями и деепричастным оборотом):

- грамматические признаки;

- морфологические признаки;

- синтаксические признаки;

- морфемные признаки;

- примеры деепричастий.

(ученик за последней партой читает описание получившегося портрета, остальные ребята класса слушают и рецензируют коллективную работу своих товарищей).

Дополнительные вопросы всему классу:

- Что называется деепричастным оборотом?

- Что вы знает о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах? (объяснение у доски, с использованием схемы “Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах”).

2) Проверка домашней работы (упр. 169, учебник 7 кл. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др., 2002 года издания):

- назвать деепричастия:

  • передающие только движения героев;
  • передающие душевное состояние героев.

- Какую роль выполняют деепричастия в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”? (дорисовывают движения героев, делают их более живописными).

(в момент проверки д/з 3 ученика класса выполняют индивидуальную работу по карточкам контроля: Приложение 1).

IV. Отчёт об исследовательской работе на тему “Роль деепричастий в поэзии Ф.И.Тютчева.

Деепричастия используются не только в прозе, но и в поэзии. Убедиться в этом позволит обращение к лирике Ф.И.Тютчева, исследовав которую, учащиеся класса готовы ответить на вопрос: “Какова роль деепричастий в поэзии Ф.И.Тютчева?”. К творчеству Ф.И.Тютчева мы обращаемся не случайно. 5 декабря 2004 года этому замечательному русскому поэту исполнился 201 год со дня рождения. Более подробно с его творчеством мы познакомимся в старших классах, а сегодня лишь прикоснёмся к его поэтическому наследию.

  1. У доски 2 девочки рассказывают о результатах своих исследований, зачитывают примеры стихотворений, в которых деепричастия выражают внешние движения лирических образов и душевное состояние.
  2. Завершается отчёт общей работой класса. Ребятам предстоит выполнить выборочный диктант с распределением деепричастий из зачитанных учителем отрывков из стихотворений Ф.И.Тютчева в 2 колонки (Приложение 7):

- деепричастия, обозначающие внешние действия;

- деепричастия, выражающие душевное состояние.

Дополнительное задание: указать вид деепричастий, выделить у них суффиксы, с помощью которых они образуются от глаголов.

V. Проба пера (работа в парах: Приложение 4).

- восстановить по подсказкам авторский текст – отрывки из стихотворений Ф.И.Тютчева (подсказками является один из двух глаголов, записанных в скобках, от которого нужно образовать подходящее по смыслу деепричастие).

- при чтении полученные результаты сравниваются с оригиналом (Приложение 6).

VI. Анализ текста (Приложение 2).

Текст посвящён творчеству Ф.И.Тютчева. На каждой парте распечатанные экземпляры.

Задания к тексту:

  • прочитать, определить стиль и тип речи (публиц., рассуждение), ответить на вопрос, что узнали о Тютчеве из этого текста;
  • списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  • подчеркнуть обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом.

VII. Подведение итогов урока.

- Знание какого пунктуационного правила помогло вам сегодня в работе?

- Как бы вы ответили на вопрос темы сегодняшнего урока?

VIII. Домашнее задание (на выбор).

  • написать продолжение текста в виде сочинения-рассуждения на тему “Согласен ли я со взглядом Ф.И.Тютчева на природу?”;
  • письменно ответить на вопрос темы урока “Нужны ли деепричастия поэзии?”.

Обязательным условием творческих работ является использование деепричастий и деепричастных оборотов.