Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Введение

Уже много лет я собираю, совершенствую и использую в практической деятельности различные правила и рекомендации по работе с исторической и различной информацией. Пакет правил и рекомендации “ Сборник ” хранится на видном месте в кабинете истории, он в любой момент доступен для каждого ученика и постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Материалы из данного пакета могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. Предлагается широкий спектр для выбора всевозможного материала.

Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для учащихся и учителей немалую практическую ценность. А особенно касается тех учеников, которые продолжают свое образование в высшей школе и различных видах профессиональной деятельности.

Их адаптация к новым условиям учебного процесса проходит несравнимо в более благоприятных условиях и усовершенствует учебную деятельность, систематизирует, выводит на более высокую исследовательский, научно-поисковый уровень. И надеюсь в дальнейшем улучшать и усовершенствовать свой сборник.

Раздел 1. Учись - учиться

Правила семинара.

  1. Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.
  2. На тебя понадеялись, – подготовь материал.
  3. Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.
  4. Рассказывай, как понял, а не читай по книге.
  5. “Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.
  6. Говори ясно, внятно, кратко, логично.
  7. Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.

Как готовиться к семинару.

  1. Внимательно прочти вопросы к заданию.
  2. Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.
  3. Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.
  4. Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.
  5. При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.
  6. Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.
  7. Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.
  8. На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.

Правила дискуссии.

  1. Спорь по существу, а не из-за пустяков.
  2. Критикуй идею, а не человека.
  3. Уважай точку зрения того, с кем споришь.
  4. Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.
  5. Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.
  6. Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.
  7. Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.

Правила ведения дискуссии.

  1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
  2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Памятка участнику дискуссии.

  1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
  3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
  5. Не забывай о четкой аргументации и логике.
  6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.
  7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.
  8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
  9. Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.
  10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

Правила составления плана.

  1. Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь каждую часть.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
  6. Памятка по составлению плана.
  7. Деление содержания на смысловые части.
  8. Выделение в каждой из них главной мысли.
  9. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования

  1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
  2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
  3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.
  4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
  5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
  6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Памятка по конспектированию и составлению тезисов.

  1. Выделите в тексте логически законченные части.
  2. Кратко сформулируйте главную мысль каждой части, выпишите их в виде заголовков в левой части развернутого листа тетради, нумеруя.
  3. В каждой части выделите факты и выводы, уточняющие и развивающие главную мысль. Процитируйте или кратко изложите их своими словами (против соответствующих заголовков, в правовой части листа).
  4. Проверьте сделанную работу. Если это необходимо уточните заголовки, текст.

Работа с цитатой

  1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
  2. Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
  6. Каждая цитата заключается в кавычки.
  7. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Памятка: как работать с книгой

  1. Понять, как построена книга, её структуру.
  2. Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.
  3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:
    • первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;
    • второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
    • третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
  4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  1. извлечение авторских тезисов из текста;
  2. формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-
  • составить сложный план тематического конспекта постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучении и осмыслению данной проблемы;
  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Памятка учащемуся

  1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.
  2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).
  3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.
  4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
  5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
  6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
  7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
  8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
  9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
  10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
    материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).
  11. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

прочитал   проанализировал   осмыслил
   
  • Читай внимательно, вдумчиво.
  • При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

Требования к учащимся по конспектированию

  1. Заглавия всех тем записать ярким, выделяющимся цветом.
  2. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом.
  3. На каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта.
  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с “красной строки”. Между абзацами оставлять чистую строку.
  5. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом.
  6. Каждый учебный вопрос (по необходимости), тему каждого урока (обязательно) завершить обобщением (выводом), начиная словами: итак, таким образом или вывод.
  7. Тетрадь для конспектов должна быть достаточно объемной (оптимальное кол-во листов- 96).
  8. Несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала.
  9. В тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету.
  10. Следует помнить: конспект в значительно степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

Методика работы со схемой опорных сигналов

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой опорных сигналов.
  2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в которых отражен исторический материал схемы опорных сигналов.
  3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигналами схемы опорных сигналов).
  4. Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите схему опорных сигналов, пересказывая вслух или “про себя” исторический материал и фиксируя его с помощью символов схемы опорных сигналов.
  5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнение при пересказе.
  6. Дополните схему опорных сигналов (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).
  7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите схему опорных сигналов с изложением материала по памяти вслух (если дома) и “про себя” (если в классе).

Памятка к рассказу по содержанию наглядных пособий.

  1. Выделите главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения.
  2. Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке.
  3. Сделать выводы, оценить событие и его участников.
  4. Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).

Схема обсуждения после просмотра спектакля или фильма.

  1. Краткое содержание спектакля (фильма).
  2. Насколько спектакль (фильм) достаточно полно и правдиво раскрыл историческое событие.
  3. Сумели ли актеры перевоплотиться в исторические персонажи.
  4. Какие мысли и чувства пробудил спектакль (фильм).
  5. Подведение итогов.

Описание учебной картины (иллюстрации).

  1. Определите основной замысел картины.
  2. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
  3. Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний - задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?
  4. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

План урока-экскурсии в музей

  1. Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить какой-либо материал, сделать сообщения, подготовить доклады, рефераты и т. п.).
  2. Роль археологии в изучении истории (если этот вопрос связан с темой урока). В этом случае учитель может ограничиться небольшой беседой.
  3. Изучение музейных экспонатов.
  4. Способы датировки археологических памятников.
  5. Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. д.
  6. Экскурсию ведет обычно сам учитель или совместно с экскурсоводом.
  7. Экскурсия, как правило, заканчивается повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока.

В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т. п. по теме урока-экскурсии.

Памятка по работе с историческим документом.

  1. Прочитайте документ, отберите из него яркие описания фактов, образные сравнения, эпитеты.
  2. Составьте рассказ, объединяя материал из учебника и документа.

Памятка - как работать с газетными материалами

  1. Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на следующие вопросы:
    Какую информацию содержит заголовок? Знакомство с содержанием статьи начинайте с её заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.
  2. Какую информацию содержит подзаголовок?
    Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортёром или информационным агентством. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.
  3. На каких фактах автор заостряет внимание?
    В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание статьи. Оно даст вам разностороннюю информацию о событии, ситуации.
  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?
    Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и чётко, одним – двумя предложениями.

Памятка – как сравнить газетные публикации.

  1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащие в исследуемых статьях.
  2. Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по отношению к одному и тому же событию?
  3. Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?
  4. Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть ваша точка зрения отличается от этих мнений? В чём она состоит? Подготовьте выступление для остальных участников.

Составление опорных конспектов.

3 этапа:

  1. Подбор фактического материала.
  2. Генерализация материала.
  3. Кодирование материала.

Принципы создания опорных конспектов и требования к ним:

  1. Опора на сигнал – эквивалент смыслового значения.
  2. Лаконичность.
  3. Структурность. Автономность блоков.
  4. Удобство восприятия и воспроизведения.
  5. Непохожесть опорных конспектов между собой.
  6. Принцип акцента на основных смысловых элементах.
  7. Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.
  8. Принцип занимательности, парадоксальности.
  9. Унификация обозначений.
  10. Цветовое оформление.
  11. Шрифт.
  12. Разнообразие опорных сигналов.
    1. Смысловые.
    2. Вербальное (словесное).
    3. Ассоциативные.
    4. Аббревиатурные.
    5. Графические.
    6. Орфографические.
  13. Комбинированные.
  14. Вариативность речевых образований.
  15. Принцип свертывания и развертывания информации.

Памятка по рецензированию ответов.

  1. Раскрывает ли рассказ тему (правильно, полно, последовательно, по намеченному плану), не выходит ли за рамки ответа.
  2. Указано ли время и место действия.
  3. Объясняются ли причины, характер, классовая направленность, последствия, значение крупных событий явлений.
  4. Употребляются ли новые термины.
  5. Правильность и богатство речи.

Как дать рецензию на ответ товарища

  1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
  2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
  3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
  4. Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
  5. Укажите ошибки и недостатки речи, ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий.

Требования к качеству речи

  1. Содержательность, т. е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слоев, эпитетов и т. д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Требования к речи в процессе обучения.

Качества:

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность, последовательность изложения, его пропорциональность, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
  3. Богатство речи. Образное и яркое выражение мысли и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
  4. Правильность речи, соблюдение норм литературного языка (сюда входит и чистота речи – отсутствие жаргонных словообразовании, диалектизмов, слов – сорняков).

Специфические требования:

  1. Овладение стилем изложения, присущего исторической науке, ее терминологией.
  2. Выражение средствами речи – выбором, интонацией и др. своих убеждений и чувств, своего личностного отношения к событиям истории, своей гражданской позиции.
  3. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Усложнение работы по развитию мышления.

  1. Объем изучаемого содержания.
  2. Большей или меньшей его сложностью.
  3. Характер источника, из которого учащиеся черпают знания.
  4. Количество этих источников.
  5. Сложностью сущности, которую нужно установить при изучении явления.
  6. Количеством смысловых единиц, в которых раскрывается сущность при ответе.
  7. Общим составом мыслительной деятельности, которую осуществляет учащийся.
  8. Объем и сложностью логических операций.
  9. Степенью участия учителя в преодолении возникших трудностей.

Умения самостоятельно.

  1. Увидеть проблему.
  2. Сформулировать её.
  3. Определить пути решения.
  4. Решить.
  5. Проверить правильность решения.

Частично поисковый метод.

  1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
  2. Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы).
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Построение плана исследования.
  5. Осуществление плана.
  6. Формулирование решения, объяснения.
  7. Проверка решения.
  8. Практические выводы о применении полученных знаний.

Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.

  1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
  2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Если в условии не хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
  4. Свое решение обязательно докажите. Если из этих условия задачи – следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
  5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ. Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
  6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.
  7. Проверьте, все ли вы возможные выводы по существу вопросы задачи вы сделали и доказали.
  8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

Памятка по формированию умения делать выводы.

  1. Систематическое разъяснение содержания и характера выводов, имеющихся в учебниках.
  2. Чёткость и обоснованность выводов самого учителя.
  3. Объяснение учащимся, как следует делать индуктивные и дедуктивные выводы.
  4. Неуклонное требование к учащимся. Завершать выводами изложение фактов, их анализ, сравнение, самостоятельно делать выводы при выполнении заданий.

Памятка по обучению сравнению (линии усложнения в сравнении)

  1. Оно становится более разнообразным по содержанию.
  2. Сопоставление наглядных источников все чаще уступает место сопоставлению на основе словесного изложения.
  3. Вычленяется большее число признаков и связей, усложняется их формулировка.
  4. Осуществляется переход от одного к нескольким выводам, они становятся все более значительным по объему и понятийно нагрузке.

Памятка по формированию (развитию) умения доказывать

Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

  1. Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
  2. Определите вывод, который будете доказывать.
  3. Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
  5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
  6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Компоненты формирования умений умственного труда.

  1. Объяснение учителем цели, сущности и способов выполнения мыслительных операций, приемов.
  2. Показ этих приемов.
  3. Серии развивающих заданий, оправивших себя на практике.

Обучение доказательств.

  1. Выводы – то, что требуется доказать.
  2. Доводы, – подобранные из разных источников факты и суждения (мысли), подтверждающие это положение.
  3. Рассуждения, связывающие доводы с той мыслью, которую вам нужно доказать.

Формирование умений раскрывать взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.

  1. От поиска одной главной причины к поиску нескольких основных, а затем к установлению всех, вытекающих из содержания данного материала (количество связей).
  2. От анализа более простых к анализу самых сложных связей (и количество, и сложность связей).
  3. От понимания причин связей к выделению связей закономерных (сложность связей).
  4. От показа односторонней связи к показу диалектики этих связей (диалектика связи, взаимовлияние).
  5. От показа только причины и следствия к показу всех этапов, звеньев, лежащих между причиной и следствием.
  6. От анализа явлений с менее сложной структурой фактов и связей к анализу более сложных взаимосвязей, к уяснению значения их структуру для материального понимания жизни общества.

Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.

  1. Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?
  2. Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.
  3. Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.
  4. Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах:
    а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
    б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)
  5. На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.
  6. Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.

Анализ текстов.

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:

  • распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
  • объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
  • описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
  • характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
  • выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
  • выделять главную мысль текста;
  • самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
  • сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
  • делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  • составлять план, тезисы;
  • конспектировать;
  • составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
  • преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).

Виды чтения.

  1. Чтение просмотр.
  2. Выборочное чтение.
  3. Сканирование–быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.
  4. Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.
  5. Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.

  1. При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;
  2. Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.
  3. Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.
  4. Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом
  5. Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.
  6. Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.

Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца.

Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.

Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:

  1. Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.
  2. Постановка вопросов. Это критическое чтение.
  3. Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.
  4. Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.
  5. Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.

Приемы работы с текстами:

Чтение и анализ: выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

Способы работы с печатными материалами.

Для учителя: 1) включение сведений из печатных СМИ в изложение нового материала;

2)пересказ или зачитывание отдельных публикаций; 3) анализ газетной информации и ее комментирование; 4) использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий; 5) разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни.

Для учащихся: 1)чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; 2) коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; 3) выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; 4) подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.

2. Соотнесите вопросы и предписания, сформулированные в задаче, с её условием:

а) определите, что дает условия для решения задачи;
б) подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;
в) подумайте. Какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

а) соответствует ли ответ существу вопроса задачи;
б) если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
в) нет ли противоречий между вашими аргументами;
г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
е) не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами;
ж) готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства, объяснить, каким путем получен ответ.

Памятка для выполнения учебно-практических заданий.

  1. Уясните смысл требований (предписания) задания.
  2. Продумайте, какие знания необходимы для выполнения задания, из каких источников их можно почерпнуть.
  3. Продумайте план выполнения задания:
    а) наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
    б) определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
    в) подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
    г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
    д) определите сроки выполнения задания (по этапам);
    е) обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его.
  4. Реализуйте составленный план.
  5. Убедитесь, что задание выполнено полностью:
    а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
    б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
    в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);
    г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;
    д) уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания; учтены ли они в итоге выполнения задания.
  6. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием учителя в устной, письменной или наглядной форме.

Как составлять тезисы ответа или сообщения

  1. Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли.
  2. Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного.
  3. Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие его факты.
  4. Проверьте правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

Уровни заданий.

Воспроизводящий уровень: Выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана по известному учениками типу и т.д.

Преобразующий уровень: Рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделение в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовку небольших рефератов, докладов и пр.

Творческо-поисковый уровень: Познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений и пр.

Система задач “ проблемно-содержательного ” характера (9 типов).

  1. Установление причинно - следственных связей общих и частных закономерностей общественного развития.
  2. Определение преемственности между фактами, событиями, явлениями, эпохами.
  3. Выяснение тенденций развития.
  4. Определение степени прогрессивности исторического явления.
  5. Периодизация эпохи или развития явления.
  6. Выяснение специфики общественного явления и эпохи, установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.
  7. Установление новых фактов и явлений.
  8. Оценка характера явлений.
  9. Извлечение уроков истории из фактов прошлого.

5 типов вопросов-заданий.

  1. Вопросы для воспроизведения знаний с целью активизации деятельности учащихся, особенно в случаях, когда включенные задания сопряжены с формированием определенных практических и логических умений.
  2. Вопросы, способствующие обогащению уже известных понятий новыми признаками, более углубленному изучению уже знакомого явления (особенно при концентрическом построении курса).
  3. Вопросы для выявления причинной связи явлений.
  4. Вопросы для показа перспективности в развитии явлений, поступательной или, наоборот, “ нисходящей направленности в развитии явления, решения проблемы.
  5. Вопросы для обобщения, сравнения и оценки однородных явлений, определения их значений и т.п.

Задачи в работе над вопросами – задания.

  1. Каково целевое назначение вопросов и заданий.
  2. Каковы предполагаемые ответы, т.е. эталон ответа.
  3. Какова степень сложности заданий, и в какой мере подготовлены учащиеся к их выполнению.
  4. В какой форме будет выполняться задание, в каком звене учебного процесса, каковы временные рамки ответа.
  5. Необходимость дополнительных инструкций, каковы степень их обстоятельности, какие возможны варианты, зависимые от конкретных учебных ситуаций.
  6. Необходимость замены имеющихся в учебнике вопросов иными, новыми вопросами и заданиями.

Виды самостоятельных работ.

  1. Проблемные (требующиеся самостоятельной работы и объяснения исторических явлений, их сущности).
  2. Преобразованные способы изложения (составление плана, конспекта, тезисов, объединение сведений из нескольких источников).
  3. Оценивающие (ответ товарища, доклад, книгу).
  4. Практические (доклад, проведение экскурсии, сбор краеведческого материала).

Реферат.

В энциклопедиях и справочниках реферат (от лат. докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Это вторичный текст, по своему смыслу соответствующий первоисточнику, ограниченный меньшим объёмом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы или проблемы, методике проведения исследования, его результатах.

В реферате выделяют:

  • собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника.
  • справочный аппарат.

Различают в зависимости от количества источников монографические рефераты (результат переработки одного источника) и обзорные (написанные на основе исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

Реферат это также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор литературы и других источников.

Язык реферативного текста характеризуется общими для научного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью, и доказательностью.

В устном представлении реферата предполагается:

  • обоснование актуальности избранной темы (почему данная работа представляет интерес для самого автора и в чем объективная необходимость обращения к данной теме);
  • анализ реальной ситуации, выделение противоречия, требующего разрешения в процессе выполнения работы;
  • указание, какого результата хотел бы автор работы добиться в идеале (сформулировать определенное решение учебной или научной проблемы).

Подготовленный текст работы, снабженный необходимым научным аппаратом, аккуратно переписанный или перепечатанный, заблаговременно, в установленные в образовательном учреждении сроки, сдается рецензенту, а на экзамене представляется на публичную защиту.

С позиции современного школьного образования реферат представляет собой мини – исследовательскую работу ученика по выбранной теме. Большое значение приобрели научные общества ребят, создаваемые при цикловых кафедрах, методических объединениях учителей. Это творческие группы ребят, совместно или индивидуально организующих исследовательскую работу по конкретной теме.

Обычно такая работа проводится в течение всего года и завершается написанием цельного логически взаимосвязанного материала в виде реферата.

Проблема может рассматриваться в хронологической последовательности, используются приемы сравнительного анализа эволюции или положен, может быть, принцип системности, аналитического сопоставления позиций разных ученых, мыслителей на эту проблему, тогда необходимо раскрыть причинно – следственные связи. А может быть композиционно расчленена на отдельные вопросы, изучение которых в совокупности позволит сделать общее заключение о сущности подобного явления или проблемы.

Есть смысл согласиться с мнением ряда ученых о том, что “тема реферата по обществознанию может быть ориентирована на местный материал, в таком случае теоретические знания курса будут конкретизированы, применены, отражены в практической плоскости. В основе реферата могут быть и социологические исследования, проведенные учеником”.

На постоянных консультациях школьники узнают об особенностях жанра рефератов, общих требованиях к ученическим работам, получают помощь в выборе литературы, в составлении плана исследования, в грамотном оформлении текста, подготовке выступления на защите.

Памятка “Как писать реферат”.

  1. Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
  2. Составьте его план.
  3. При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
  4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
  5. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
  6. Оформите реферат.

Отдельные положения этой схемы нуждаются в дополнительных комментариях. В частности, приступая к новому виду научно-исследовательской работы, школьники должны отчетливо представлять структуру реферата.

Структура реферата.

  1. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.
  2. Обоснование выбора темы.
  3. Теоретические основы выбранной темы.
  4. Изложение основного вопроса.
  5. Вывод и обобщения.
  6. Практическое значение реферата.
  7. Список использованной литературы.
  8. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

План реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

Оформление списка использованной литературы.

Ф.И. 0. автора. Название книги. Место издания. Издательство. Год издания.

Оформление титульного листа.

  1. Название среднего учебного заведения.
  2. Тема реферата.
  3. Фамилия, имя автора.
  4. Класс.
  5. Ф. И. О. учителя обществознания, осуществляющего научное руководство.
  6. Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста или 24 страницы ученической тетради.

Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется на рецензию учителю-предметнику, осуществляющему научное руководство. В отзыве отмечаются:

  • содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;
  • умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;
  • умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  • присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  • умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;
  • правильное оформление работы (структурирование на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. п.);
  • сопроводительные материалы (иллюстрации, чертежи, карты и т. п.).

На экзамене аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Модели защиты реферата.

I. “Классическая”. Устное выступление старшеклассника сосредоточено на принципиальных вопросах:

1) тема исследования и ее актуальность;

2) круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;

3) новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);

4) основные выводы по содержанию реферата.

II. “Индивидуальная”. Старшеклассник раскрывает личные аспекты работы над рефератом:

1) обоснование выбора темы реферата;

2) способы работы над рефератом;

3) оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

4) личная значимость проделанной работы;
5) перспективы продолжения исследования.

III “Творческая” защита предполагает:

1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;

2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;

3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным в рецензии критериям оценки реферата на его защите добавляются:

  • умение ясно выражать свои мысли в устной форме;
  • умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

На не экзаменационных защитах рефератов одноклассники участвовать в оценивании работ, заполняя “судейские карточки” по нескольким заранее определенным критериям.

Реферат — сжатое, краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, параграфа, целой книги и монографии, брошюры, патента) по всем затронутым в нем вопросам, полученное в результате его смысловой обработки. Основным назначением реферата является оперативное распространение важнейшей научно-технической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий.

Реферат имеет свою структуру:

1. Предметная рубрика: наименование области или раздела знаний, к которым относится реферируемый документ.

2. Тема: более узкая предметная отнесенность источника или ряда источников.

3. Выходные данные источника, или совокупность источников на иностранном и русском языках:   фамилия и инициалы автора, заглавие, издательство, место, год издания (для журнала – название и номер.

4. Главная мысль, идея реферируемого материала: реферат сжато формулирует главную мысль, не внося в нее своих комментариев, даже если она в тексте автором лишь подразумевается.

5. Изложение содержания: содержание реферируемого материала излагается в последовательности, в которой он приводится в источнике.

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на а) информативные, или рефераты-конспекты, и б) индикативные, или рефераты - резюме. Первые достаточно полно излагают все основные положения, доказательства и выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств. Оба вида рефератов могут быть монографическими, составленными на основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких источников, объединенных общей темой, и обзорными, излагающими результат обзора многих источников по определенной тематике, плану.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворительным, нормальным по объему.

В практике составления рефератов допускаются следующие объемы:

а) статьи до 5 печатных страниц свёртывается в реферат из 125 – 200 слов;

б) статься до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

в) для более крупных документов – до 1200 слов.

Как подготовить реферат

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.

  1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
  2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
  3. Составь план реферата.
  4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение, которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
  5. Прочитай текст и отредактируй его.
  6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).

Эссе по обществознанию или истории.

Эссе от французского – жанр критики, публицистики и др.- прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком – либо предмете или по какому-либо поводу.

Цель эссе – выявить умение учащихся, приступивших к систематическому изучению данного предмета, самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение (основанное на тех или иных источниках или научной литературе) по определенному законченному вопросу (теме).

Словарные задания для 3 – 9 классов.

  1. Объяснить смысл и происхождение народных пословиц и поговорок, песен, приводимых в тексте учебника.
  2. Подобрать пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения из нескольких рассказов по одной общей теме.
  3. Выписать из параграфа учебника и из документов все новые слова и выражения, помогающие охарактеризовать исторического деятеля.
  4. Подобрать к историческому термину семью родственных слов, объяснит исходные, затем производные.
  5. Объяснить историческое происхождение и смысл слова, выражения. Когда примерно те или иные могли возникнуть. Почему?
  6. Подобрать синонимы.
  7. Употребить перечисленные выражения и термины в связной речи.
  8. Объяснить смысл терминов и вспомнить с какими событиями они связаны.
  9. Объяснить значение, а в ряде случаев и происхождение терминов.
  10. Разграничить сходные термины. а) в каких случаях употребляются слова, б) в чем различие между реставрацией, реконструкцией, памятников культуры, в) употребите правильно слова в контексте.
  11. Объяснить происхождение, первоначальный и современный смысл крылатого слова, выражения, изречения.
  12. Объяснить происхождение исторического термина и дальнейшее применение его значения.
  13. Вспомнить кому принадлежит изречение и с каким событием оно связано.
  14. Объяснить смысл эпитета, образного выражения.
  15. Объяснить исторический смысл изречения, поговорки.
  16. Сгруппировать термины из учебника по одной теме.
  17. Объяснить историческое происхождение названных городов и других населенных пунктов.

Словарные задания для 9 – 11 кл.

  1. Назвать и объяснить (определить) группу терминов, связанных по содержанию.
  2. Соотнести первоначальное и современное значение термина.
  3. Определить понятия, выраженные в иностранных терминах, через соответствующие им слова в родном языке.
  4. Объяснить сущность эпитета употребляемого при характеристике.
  5. а) исторического деятеля, б) исторических фактов.
  6. Объяснить смысл приложения древних крылатых слов к современности.
  7. Употребить в контексте исторические термины. Разграничить понятия выраженные термины.
  8. Объяснить происхождение и современное значение слова.
  9. Объяснить смысл образного выражения, метафоры.
  10. Вспомнить, кому принадлежат афоризмы, с какими крупными историческими событиями они связаны или в каких обстоятельствах высказаны.
  11. Объяснить значение высказываний.
  12. Объясните названия дореформенных населенных пунктов. О чем свидетельствуют названия современных населенных пунктов.

Список использованной литературы

  1. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей в 2-х ч. Ч.2. Отв. Ред. Н.Г. Дайри. М., “Просвещение”, 1978.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ.пособие /Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.-5-е изд., стереотип.-Мн.: Выш.шк., 1999.-522 с.
  3. Короткова М.В., Студенкин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-192с.
  4. Бахмутова Л.С. Методическая подготовка будущего учителя. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 6 2002 стр. 48 – 56.
  5. Дремова И.Н. Пакет правил и рекомендаций “учимся учиться” для кабинета истории // Преподавание истории в школе. № 7 2002 стр. 40 – 45.
  6. Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществознания в школе. № 7 2002 стр. 28 – 36.
  7. //Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2 2001г.
  8. История России с древнейших времен до конца ХVII в. 10 кл: Поурочные планы по учебнику А.Н.Сахаров, В.И. Буганов /Авт.-сост. Н.С. Кочетов.- Волгоград: Уч-ль, 2005.
  9. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории // Преподавание истории в школе. № 9 2005г. стр.30-32

Раздел 2.

26.03.2007