Элективные курсы по черчению и информатике для 9-х классов

Разделы: Информатика, Технология, Внеклассная работа


Элективные курсы. Черчение. Информатика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Основной задачей курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий. Программы трактуют расширенный и углубленный курс некоторых тем информатики, черчения.

Курсы рассчитаны на изучение в 9-х классах общеобразовательных учреждений. На изучение курса отводится не менее чем 14 занятий, при этом большая часть учебного времени – на практические работы на персональном компьютере, работе над индивидуальными творческими проектами. Содержание практических занятий ориентированно на подготовку учащихся к активному использованию компьютеров на занятиях по другим предметам. Учитывая разный возрастной уровень учащихся, различный уровень знаний и подготовку, необходимо основной акцент сделать на индивидуальную работу и дифференциацию в обучении, проектный метод обучения.

Элективные курсы:

  • “Графика. КОМПАС 3D”;
  • “Подготовка презентаций”;
  • “Коммуникации в глобальной сети Интернет. HTML”;
  • “Основы компьютерного делопроизводства”;
  • “Основы предпринимательства”.

Основные цели курсов:

  • формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
  • знакомство учащихся с современными информационными технологиями;
  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала любого ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого богатейший компьютерный инструментарий.

В результате изучения курсов учащиеся должны:

  • овладеть основными средствами представления информации, необходимыми для решения учебных задач с помощью персонального компьютера.
  • знать основные виды и назначение программного обеспечения персональных компьютеров, входящих в курс;
  • уметь применять основные виды программного обеспечения персональных компьютеров, изученного на занятиях курса, для решения учебных задач.

ГРАФИКА. КОМПАС 3D.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте на персональном компьютере. Овладев базовым курсом, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи (эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделии на персональном компьютере при помощи САПР.

Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графических программ на персональном компьютере.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе распределением часов как условным. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Поэтому особое значение придается работе кружков, организации выставок работ учащихся, конкурсов, олимпиад и экскурсий.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы задачи и упражнения носили творческий и индивидуальный характер. Отбор объектов для графических работ следует осуществлять, где это возможно, в тесной связи с учителями смежных блоков предметов.

Все графические работы должны выполняться с соблюдением правил и техники оформления чертежей, установленных стандартами.

При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей деятельностно-творческой среды, где система “Знания, умения, навыки” рассматривается не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.

Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической, гуманитарной направленности, обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся. Желательно, чтобы в процессе изучения отдельных разделов графики учащиеся выполняли заказы школы, различных организаций и предприятий по их художественно-графическому оформлению. Следует создавать условия для украшения учащимися своих домов, квартир, комнат. Жилище надо рассматривать не как “утилитарную среду обитания”, а как объект эстетического осмысления человеком самого себя и своей жизни. Поэтому полезно поручать учащимся выполнение дизайн проектов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (18 ч)

№ п.п.

Тема

Количество учебных часов

Примечание

1

Введение

1

Основная задача – приобщить (поддержать, развить) интерес к компьютерной графике

2

Технические средства машинной графики (МГ)

3

На уровне знакомства

3

Графические редакторы

7

Один из редакторов (Компас)

4

Программное обеспечение МГ

6

На базе алгоритмических языков

5

Обобщение знаний

1

Выставка работ учащихся

ПРОГРАММА

1. Введение (1 ч)

Что такое компьютерная графика? Краткая история механизации и автоматизации графических операций. Применение компьютерной графики в технике, науке, искусстве, в учебном процессе — яркие, интересные примеры и иллюстрации. Перспективы использования компьютерной графики в различных сферах деятельности человека.

2. Технические средства компьютерной графики (3 ч)

Графический вывод. Печатающее устройство. Графопостроители (плоттеры) – планшетные и барабанные. Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и скорость вычерчивания, четкость, контрастность и размер изображения. Матричные печатающие устройства. Дисплеи. Графические дисплеи. Основные параметры дисплеев и их характеристики.

Графический ввод. Функциональная клавиатура. “Световое перо”, “мышь”, джойстик – основные принципы работы. Считывание информации на копировочных планшетах.

Основные правила работы с ПК в режиме графики.

3. Графические редакторы (7 ч)

Знакомство с графическим редактором. Вход в редактор, начало выполнения чертежа, Выход из редактора.

Инструменты редактора. Меню. Работа с фрагментами, их копирование и перемещение; запись и чтение.

Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта. Работа с символами.

Изменение масштаба. Редактирование чертежа. Удаление с экрана и восстановление управляющих полей. Сохранение и установка режимов работы редактора.

Работа с панелями инструментов. Вывод чертежа на принтер.

Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного проектирования (Компас).

Понятие об автоматизированных обучающих системах, примеры обучающих и контролирующих программ.

4. Программное обеспечение компьютерной графики (6 ч)

Языки и команды. Правила кодирования графической информации в системах компьютерной графики. Графический вывод простейших геометрических элементов (примитивов). Основные управляющие команды.

Простейшие фигуры. Генерация на экране ПК ломаных линий, прямоугольников, эллипсов и плоских геометрических фигур, составленных из них. Закрашивание областей. Построение обводов и контуров технических деталей и художественных изделий. Сопряжения и лекальные кривые.

Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот, инверсия. Построение с помощью преобразований узоров, орнаментов, обводов и контуров различных изделий.

5. Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ учащихся на экранах дисплеев ПК. Анализ и оценка работ. Выставка работ учащихся, выведенных на твердый носитель; их анализ и оценка.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

  1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использованием графического редактора.
  2. Линии чертежа.
  3. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.).
  4. Условные графические обозначения на электрических схемах;
  5. Электрические принципиальные схемы простейших изделий (например, электронных игрушек).
  6. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных чертежах; фрагменты архитектурно-строительных чертежей например, фасад домика или его фрагмент – оформление оконного или дверного проема; деталь плана жилой комнаты).
  7. Библиотека элементов учебной программы КОМПАС 3D LT.
  8. Радиоэлектроника; строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.

Литература

  1. Компакт-диск с программой КОМПАС 3D LT 5.10 и библиотекой заготовок и чертежей.
  2. Богуславский А.А. Образовательная система КОМПАС 3D LT.
  3. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д.Ботвинникова и др. “Черчение. 7-8 классы” - М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
  4. Применение программы “Компас” в обучении школьников черчению / Школа и производство, 2003, № 1.

занятия

Название темы

1-2

Подготовка презентаций.

Вводное занятие. Техника безопасности. Назначение программы PowerPoint.

3-4

Базовая технология создания презентаций.

5-6

Создание управляемых кнопок. Эффекты мультимедиа.

7-8

Создание презентации из нескольких слайдов.

9-14

Творческий проект. Презентация в PowerPoint.

1-2

Коммуникации в глобальной сети Интернет. HTML

Вводное занятие. Техника безопасности.

Язык разметки гипертекстов HTML.

3-4

Язык записи гипертекстов HTML.

5-6

Web-страница с графическими объектами.

7-8

Web-страница с гиперссылками.

9-14

Творческий проект. Web-страница.

“Подготовка презентаций”, “Коммуникации в глобальной сети Интернет. HTML”

“Основы компьютерного делопроизводства”, “Основы предпринимательства”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курсы предполагают ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом компьютер используется как рабочий инструмент. На эти разделы отводится по 14 ч.

В рамках курсов предусмотрены освоение и развитие так называемых пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т. е. работы с готовыми программными продуктами, облегчающими и автоматизирующими труд в различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности.

Программы ориентированы в достаточно большой степени на существующие в настоящий момент типы универсальных пользовательских программ – текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.

В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, видами информации, ее ролью в современном мире; компьютерным набором и редактированием текста, деловой перепиской, работой с графическим редактором, созданием и редактированием изображений, работой с базами данных, использованием компьютера для анализа ситуаций в школе, на рынке и т. д., бухгалтерскими операциями на компьютере, компьютерным делопроизводством, использованием ПК в системах управления (роботами, станками с программным управлением и т. п.), высокими технологиями.

Учащимся предлагается ролевая частично имитационная игра в “предприятие” (“фабрика игрушек”, “швейная фабрика”, “кафе-мороженое” и т. п.) с использованием компьютера и, по возможности, навыков и умений, полученных к этому моменту при изучении всех разделов курса “Технология”. Возможности использования компьютера в организации и работе такого предприятия: ведение деловой переписки, реклама продукции, учет расходов и доходов, ведение складской документации (учет наличия и расхода товаров), дизайн и упаковка продукции, разработка фирменного знака, оформление меню, создание выкроек (по которым потом может быть сшита игрушечная и настоящая одежда), эскизов игрушек (которые могут быть сделаны), раскладка продуктов при изготовлении блюд (которые тоже можно приготовить).

Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов курса “Технология”, можно имитационную часть игры свести до минимума. Предполагается также, что в процессе игры учащиеся будут меняться функциональными ролями, т. е. каждый сможет побыть директором, бухгалтером, художником, делопроизводителем и т. д.

Возможно, при проведении игры учащиеся впервые встретятся с базами данных, познакомятся и освоятся с такими операциями, как ввод, поиск, изменение и извлечение информации.

При изучении курсов учащиеся знакомятся с основами делопроизводства и возможностями использования компьютера в делопроизводстве. Кроме того, учащиеся осваивают электронные таблицы и их использование в финансовых и других расчетах, знакомство с базами данных и возможностями их использования для ведения документации в офисе, школе, на предприятии, в регистратуре поликлиники и т. п.

Учащиеся знакомятся с использованием компьютера в современном мире, в различных сферах деятельности современного человека. Итогом работы учащихся является реферат по теме занятий, подготовленный с использованием компьютера.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

“Основы предпринимательства”.

Учащиеся должны знать:

возможность использования компьютера (ПК) в организации работы предприятия, профессии оператор ПК, программист, практическое использование компьютера в различных сферах деятельности современного человека.

Учащиеся должны уметь:

использовать возможности ПК в деловой переписке, рекламе, финансовых операциях, ведении документации, использовать возможности компьютера для подготовки реферата, статьи, заметки и т. п.

“Основы компьютерного делопроизводства”

Учащиеся должны знать:

основы делопроизводства на компьютере; элементы бухгалтерского учета на компьютере; понятие об электронных таблицах и базах данных, практическое использование компьютера в различных сферах деятельности современного человека.

Учащиеся должны уметь:

работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных, использовать возможности компьютера для подготовки реферата, статьи, заметки и т. п.

Тематический план

занятия

Тема

Количество

учебных часов

Основы предпринимательства.

14

1

Анализ возможностей использования компьютера

в работе предприятия.

2

2

Деловая переписка (текстовый редактор).

2

3

Реклама и дизайн (графический редактор).

2

4

Учет доходов и расходов предприятия.

2

5

Ведение документации склада.

2

6

Распределение ролей и игра в “предприятие”.

4

Основы компьютерного делопроизводства.

14

1

Знакомство с основами делопроизводства и

возможностями использования компьютера.

2

2

Практические занятия по подготовке документов

2

3

Понятие об электронных таблицах

2

4

Работа с электронными таблицами

2

5

Элементы бухгалтерского учета на компьютере

2

6

Практическое занятие по бухгалтерскому учету

2

7

Работа с базой данных.

2