Урок русского языка по теме: "Личные окончания глаголов" (повторение изученного в начальной школе) . 5-й класс

Разделы: Русский язык


Цель: освежить в памяти учащихся знания о правописании е и и в личных окончаниях глаголов.

Знать: условия выбора буквы в безударных личных окончаниях.

Уметь: определять спряжение глагола.

ХОД УРОКА

- Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске появился вот этот рисунок?

- Как вы думаете о какой части речи я хотела вам сказать при помощи рисунка? (О глаголе)

- Правильно. Это дядюшка Глагол. Он делает так много и сразу, что кажется у него несколько рук и ног.

- Давайте найдём все действия, которые он выполняет (ребята называют глаголы, учитель их прикрепляет на доску с помощью магнита).

Что общего между перечисленными глаголами:

  • они отвечают на один и тот же вопрос;
  • употреблены в настоящем времени;
  • указывают на 3-е лицо глагола.

А какие ещё морфологические признаки есть у глагола? Давайте за помощью обратимся к учебнику на стр. 29. (Учебник: Русский язык 5-й класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. М.: “Просвещение”, 2002.)

- Внимательно прочитайте т/м и попробуйте представить т/м в виде опорного конспекта (о/к) или таблички.

Ребята работают в группах, на выполнение задания отводится 7–9 минут. Затем каждая группа показывает свой результат на доске и пробует защитить его.

Примерный опорный конспект

После чего о/к, выполненные детьми возвращаются в группы для дальнейшего закрепления т/м (опираясь на свой о/к дети ещё раз проговаривают т/м в своей группе 2–3 минуты)

- А теперь посмотрим умеете ли вы на слух отличать глаголы от других частей речи. Для этого поиграем в игру. Я зачитаю вам небольшой рассказ, а вы, как только услышите глагол, должны подпрыгнуть на месте или хлопнуть в ладоши, или присесть и т.д. Победит тот, кто всё правильно и вовремя будет делать. (Проводится физминутка в виде игры.)

Мордик-комментатор: Мы начинаем наш репортаж. Судья вбрасывает тапок на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает тапок у Фы. Зе несётся наперерез Гу и выхватывает тапок из его рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь: перевязывает коленку. Вратарь Ши волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник Ца охает и пропускает тапок. Болельщики аплодируют и свистят. Счёт 1: 0 в пользу жёлтых мордиков. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается. На этом мы прощаемся с вами. До новых встреч!

Спряжения глагола

Что такое спряжение? (Изменение по лицам и числам.) Известно, что существуют 1-е и 2-е спряжения, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению, какие к 1-му?

Основной вопрос: зачем нам все это знать?

Основной ответ: безударные личные окончания глагола (а также суффиксы причастий) зависят от того, к какому спряжению относится глагол.

Обязательно разграничить понятия “окончание глагола в неопр. форме” и “оканчивается на ...”. Можно не вводить понятие “суффикс основы”, но знать, что суффикс неопределенной формы -тъ (-ти) или -чь, обязательно.

- Каких глаголов больше — 1-го или 2-го спряжения?

- По какой форме определяется спряжение глагола?

- Как рассуждаем? (Если не второго, то первого спряжения.)

Считалочка-помогалочка. Способ этот очень прост – посмотри скорей на “хвост”.

- Работа с учебником, § 18, таблица окончаний глаголов.

Подсказка. Можно над вторым спряжением (каждый в меру своих способностей) нарисовать ослика или просто написать И А, а над первым – написать слово Ед У (именно в таком виде).

Алгоритм: глагол в личной форме с безударным окончанием – глагол в неопределенной форме (“Хвост”) – правило (если не второе, то первое) –И А или ЕдУ – выбор гласной в окончании (строят – строить – все глаголы на -ить второго спр.— И А строят).

Отрабатываем т/м по следующей схеме:

Практическое закрепление материала

1. Определение спряжений.

Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют.

Задание. Выделите окончание, определите спряжение.

Учитель сообщит, что точнее спряжение определяется по неопределенной форме глагола.

Диктант с заданием. Выбрать из словосочетаний глаголы с ударным личным окончанием и записать их в два столбика (1-е, 2-е спряжение).

Плывут по реке, тихо шуршит, поют песню, ведут пересчет, шумит по камушкам, звенят в небе, сошьют форму, выезжают стремительно.

2. Работа в парах.

Каждый учащийся получает карточку с предложениями. Данный текст каждый по очереди диктует соседу по парте.

Задание. Запишите текст, определите спряжение глаголов. Взаимопроверка. Проверка по классу.

Карточка 1.

1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.

2. Если выйд_шь поутру, галки стынут на ветру.

Карточка 2.

1. Ветер лепесток колыш_т, в капле солнышко сквозит.

2. Вот зайчик мои живет, дыш_т, и серебрит ся, и сколъз_т.

3. Домашнее задание: упражнение 85, таблицу из упражнения 81 выучить.

27.03.2007