Граф-схема или гипертекст? Гипертекст или граф-схема?

Разделы: География


Главная цель урока обобщающего повторения – воедино собрать знания, полученные при изучении темы (тем), установить логические связи и закономерности между изученными определениями и понятиями, а также обобщить практические умения и навыки.

В содержание уроков обобщающего повторения, как правило, включается большой объем информации.

Эта информация, отдельно включенная в содержание тем параграфов, подается порциями и не создает трудностей для запоминания ее учащимися. Но когда приходится весь объем связать в общее, то перенасыщенность терминов и понятий не всегда позволяет выявить и отследить взаимосвязь между суммой знаний, привести их в систему, показать соподчинение понятий.

Урок изучения нового материала – одной из возможных форм проведения является урок-лекция. Дидактическая функция такого урока – передача знаний, сведений. Но на лекции можно не только передавать знания, можно и организовать индивидуальное развитие и самостоятельную деятельность учащихся, через представление материала в виде схем, таблиц, опор, диаграмм.

На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Например, такими формами являются гипертекст, опорно-логический конспект, блок-схема, граф-схема или другая форма графического уплотнения информации (комбинированная когнитивная модель).

В своей педагогической практике на уроках изучения нового материала и, чаще всего, на уроках обобщающего повторения я использую задания, формирующие умения учащихся составлять граф-схему, блок-схему, на уроках изучения нового материала использую гипертекст, который похож внешне на граф- схему. Главное отличие между этими схемами состоит не в содержании и внешнем виде, а в методике работы с данной схемой.

Как работать с гипертекстом (он используется на уроках изучения нового материала) я прочитала в статье Людмилы Лошаковой, заведующей кафедрой педагогических инноваций Костромского областного института повышения квалификации работников образования, в журнале Народное образование № 2, 2001 год “Лекция - гипертекст, как современный метод обучения”.

В этой статье описаны модели уроков, которые успешно позволяют организовать целенаправленную передачу учащимся информации и в тоже время обеспечивают индивидуальное развитие и самостоятельную деятельность учащихся. Одной из таких моделей уроков является лекция – гипертекст. Гипертекст, или “сверх” текст, отличается следующими признаками:

1. Несет большой объем информации.

2. Содержит достаточно новой информации.

3. Включает научные понятия.

4. Сложен для самостоятельного изучения.

В литературе встречается несколько определений гипертекста, ни одно из них не противоречит другому.

Гипертекст – текст, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков.

Гипертекст – графическая схема, описывающая определенный раздел знаний.

Алгоритм работы с гипертекстом (по Л. Лошаковой) включает: организацию деятельности, озвучивание гипертекста, структурирование гипертекста, групповую работу над вопросами, индивидуальное контрольное задание.

Алгоритм работы с гипертекстом предложенный Е.В. Савицкой в пособии для учителя “Уроки экономики в школе” книга 1, включает в себя следующие этапы: учащимся выдается на руки графическая схема гипертекста; используя схему и текст учебника (или подготовленный учителем другой текст) школьник должен составить рассказ по изучаемой теме. Схема позволяет быстро запомнить определения и наглядно проследить все смысловые связи набора понятий, двигаясь по стрелкам-связям.

В содержание уроков обобщающего повторения включаю задание – составить схему (граф-схему или гипертекст), отражающую взаимосвязь и соподчинение всех понятий, явлений, процессов изученных в данном разделе (теме).

На первом этапе работы с учащимися перечисляются основные понятия, изученные в данном разделе (теме). Все понятия записываются на доске.

На втором этапе учащиеся выделяют, какие понятия взаимосвязаны между собой по смыслу и причинно-следственным связям.

На третьем этапе показывают, как взаимосвязаны между собой, отдельные блоки понятий.

На четвертом этапе учащиеся приводят примеры проявления взаимосвязей в жизни или подготавливают задания по работе с созданной граф-схемой (гипертекстом).

Главное отличие работы с гипертекстом и граф-схемой состоит в том, что на уроке-лекции я выдаю готовую схему (гипертекст), а на уроке обобщающего повторения учащиеся сами создают граф-схему (гипертекст).

Ниже привожу пример граф-схемы, используемой на уроке обобщающего повторения по теме “Население России”, география 9 класс.

Список литературы:

1. А.А. Остапенко и др. Техника графического уплотнения учебной информации. Педагогические технологии, № ……….

2. Людмилы Лошакова, “Лекция - гипертекст, как современный метод обучения”. Народное образование № 2, 2001 год

3. Е.В. Савицкая, С.Ф.Серегина Уроки экономики в школе. М.: Вита Пресс,1999.

4. Т.М. Бенькович, Д.Л.Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии. М.: Просвещение, 1995.

5. М.И. Коваленко, А.Г. Пекшева. Справочник учителя 1-11 классов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.