Приемы технологии критического мышления как средство развития речи учащихся

Разделы: Литература


Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Задача учителя заключается не в передаче ученикам готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности, способной самой находить необходимые знания и умения и применять их в нестандартных ситуациях.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо является оптимальной методикой для решения данной задачи. Она предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Современная жизнь устанавливает свои ценности: не просто знание определенной информации, а способность пользоваться приобретенным и получать на базе известного новые знания, критически их оценивать, осмысливать и применять. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь прогнозировать будущие знания.

Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедийных информационных источников, огромный выбор развлекательных программ отодвигает чтение на второй план. С другой стороны, чтение не представляет для большинства никакого интереса. Поэтому уроки литературы и русского языка, где изучаются художественные произведения, вызывают сложности у школьников.

Использование на уроках приема технологии критического мышления чтение с остановками делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Примером использования данного приема на уроке литературы является предлагаемый урок.

Тема: “Одиночество: счастье или беда в жизни людей”.

Цель урока: создание условий для работы над понятием “Одиночество” при работе с художественным текстом

Задачи урока:

  • развивать умение работать над понятием;
  • воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия у учащихся;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока: работа с художественным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов, эссе.

Все не ладится в этой квартире,
В этом городе, в этой стране,
В этом блёклом, развинченном мире,
И печальней всего, что во мне.

Д. Быков

Не приведи, Господь,
Чужой беды не слышать.
Не дай – то, Бог, услышав, не помочь.

Рина Левинзон

ХОД УРОКА

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

1.-----------

2.тоскующий, разочаровавшийся

3. забыт, печалится, замкнулся

4. он ушел ото всех

5. чувство

Вопрос:

- Определите первое слово синквейна? (Одиночество)

- Сегодня мы поговорим об одиночестве.

- Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?

- Запишите в тетради, как вы понимаете слово ОДИНОЧЕСТВО, и подумайте, что может, на ваш взгляд, служить причиной этого явления

- Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.)

- А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы)

- Значит одиночество может дарить и счастливые минуты жизни, и самые горькие.

Оно может быть и ловушкой, попав в которую, сложно найти выход, а может быть панацеей от всех бед.

- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое одиночество)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Л, Петрушевской “Страна”.

- Как вы думаете, о чем может быть это произведение? (Фиксирует на доске ответы учащихся)

- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дала такое название рассказу.

Стадия осмысления

Читают текст, используя прием технологии КМЧЧП,- чтение с остановками.

Фрагмент 1.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец её яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад.

Вопросы:

- Как живет эта женщина?

- Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?

- Какова внешность дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть её характер?

- Что мы узнаем об отцы? Какое чувство вызывает у вас описание его внешности?

- Как вы считаете, как относятся к женщине окружающие? Есть ли у неё друзья?

- Почему они живут именно так?

- А как, на ваш взгляд, жила раньше эта женщина?

- Как вы считаете, о чем мечтают мать и дочь?

- Как вы думаете, любит ли девочка ходить в садик? Где ей лучше: дома или в садике?

Задание: - Составьте кластер – описание матери и дочери.

Читают фрагмент №2

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была своя, пока блондин ходил у неё в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждёт. Ждет, пока решится там у них, на том конце провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Вопросы:

- Что нового узнаём мы о женщине и её дочери?

- Так чего же ждет женщина? Какое место в её жизни занимают эти посещения?

Почему?

- Опишите новую жену блондина? Расскажите, как живется ему теперь? Счастлив ли он? Изменилось ли у вас отношение к нему? Почему?

- Как ведет себя женщина в гостях? Как к ней относятся окружающие? Являются ли они её друзьями?

- Зачем она ходит в гости?

- Как вы думаете, как относится автор к своей героине?

Задание: Дополните кластер характеристики героев (желтые ячейки)

Читают фрагмент №3

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все прошло само собой, потому что, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоём и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило на обед, будет уходить на вино, - девочка сыта в детском саду, а её самой не надо ничего.

Вопросы:

- Как вы считаете, девочке на самом деле все равно, что делает мать?

- Кто виноват в том, что мать и дочь так живут?

- Можно ли что-то изменить ещё?

- Будет ли мать что-то менять? Дочь?

Задание: Доделайте кластер (синие ячейки)

Читают фрагмент №4

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в 9 часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Вопросы:

- Какие сны снятся девочке и матери?

- Почему они не хотят просыпаться?

- С чем ассоциируется слово сон в этом тексте?

- Рассказ начинается и заканчивается одним и тем же событием, почему?

- Как, по вашему мнению, сложится жизнь этих людей дальше?

- О какой же стране шла речь в заглавии?

- Считаете ли вы удачным название рассказа? Почему?

Задание: дополните кластер (розовые ячейки)

Стадия рефлексии

Вопросы:

- Сделайте вывод о жизни матери и дочери. (Они очень одинокие и несчастные люди, они мечтают о другой жизни, но не могут выбраться из своего одиночества, потому что у них нет друзей. Они создали страну, в которой счастливы, и уже не хотят из неё возвращаться. А это самое страшное. У них потерян смысл жизни.)

- Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве. Это те моменты в жизни, когда они хотят побыть одни, подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.)

- А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы.)

- О каком понимании одиночества идет речь в данном рассказе? (Об одиночестве забытых всеми людей)

- Можем ли мы что-то сделать, чтобы таких людей было как можно меньше? (Быть внимательными к людям, понимать их проблемы и видеть пути выхода из них)

- В чем главная проблема героев этого рассказа? (У них не было друзей, к ним все были равнодушны. А равнодушие окружающих может привести к гибели всего человечества, ведь даже животные заботятся друг о друге)

Задание:

- Составьте синквейн - свое понимание слова одиночество.

Домашнее задание:

- напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

“Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.” (Сенека, римский писатель)

“Равнодушие есть наивысшая жестокость” (М. Уилсон, американский писатель)

“Мечта могущественнее реальности” (А. Франс)

“ Истинный друг познается в несчастье” (Эзоп)

Используемая литература:

  1. Стихи Дмитрия Быкова и Левинзон Рины. Сборник “Строфы века.” Составитель Е.А. Евтушенко. Минск 1997
  2. Дискуссионные формы работы в библиотеке. Методические рекомендации. Москва 2005