Использование информационных технологий в преподавании материальных технологий (труда)

Разделы: Информатика, Технология


Вот уже 10 лет я использую в своей практике мультимедийные системы обучения “Учимся шить” (Рисунок10) и “Учимся поварскому искусству” (серия мультимедиа-издания “Мастера России”, 1996 год). Материальная технология – одна из тех дисциплин, которую не целесообразно изучать на компьютере, нельзя научить шить, готовить, вязать на компьютере, здесь нужна практика, но использовать компьютер все же необходимо и возможно.

“Учимся шить”. Мультимедийная система состоит из 30 уроков, 55 контрольных вопросов, 10 практических заданий. В нее входят такие темы, как: материаловедение; оборудование и инструменты; ручные и машинные работы; влажно-тепловые работы; технология обработки отдельных узлов; технология пошива юбки, блузки, платья.

img1.jpg (55282 bytes)

Запустив программу, ученик попадает в учебную комнату, в которой находится учебник (изучение теоретического материала, представленного в виде гипертекста, иллюстраций, анимационных, дикторских и видеофрагментов), вопросник, задачник (практические задания), журнал (отображаются результаты работы пользователя), видеоплеер (воспроизведение видеоклипов).

В основном данную программу я использую для контроля знаний учащихся, т.к. в программе представлены карточки по всем разделам курса. Ответы в карточках даны не только в виде текста, но и в виде графических рисунков и схем. Например, отвечая на вопрос карточки, по теме машинные швы (Рисунок1), учащийся должен указать окантовочный шов с открытым срезом. На карточке в виде графического изображения даны 5 видов швов и из них ребенок должен выбрать правильный. Эти карточки я использую комплексно – несколько карточек (вопросов) по разным темам на одного учащегося. Стараюсь подобрать их таким образом, чтобы они были взаимосвязаны, что дает возможность ребенку при ответе отвечать не односложно, а составить небольшой ответ-рассказ.

Работая самостоятельно на уроке с такими карточками, учащиеся, отвечая на них, сразу видят результат своего ответа: правильно (Рисунок2) или неверно (Рисунок3). Количество попыток ответа на вопрос ограничены, и если учащийся не отвечает на вопрос, то этот вопрос блокируется. Все эти данные фиксируются в журнале, и учитель знает результат каждого ребенка.

 

Очень часто у учащихся вызывает затруднение терминология различных работ. Закрепить владение терминами также помогают карточки контроля. Примером такой карты служит карта по терминологии ручных работ (Рисунок4). С правой стороны карточки расположены термины: сметывание, заметывание, приметывание, обметывание, наметывание, выметывание, пришивание, вметывание. А с левой стороны карточки расположены элементы, которые необходимо распределить в соответствии с данными терминами (низ рукава, борт, боковой срез, крючки, накладные кокетки и т.п.). Учащийся выполняет задание, передвигая элементы деталей на названия терминов, проверяя результат видит правильность выполнения работы (Рисунок5), а также имеющиеся ошибки, если они были допущены (Рисунок6). Такие карточки есть также по терминологии машинных работ, терминологии влажно-тепловых работ.

 

Так же широко я применяю и карточки по построению правильной технологической последовательности (Рисунок7). Такие карточки удобны не только для проверки и закрепления знаний, но и при работе с отстающими учащимися, для планирования этапов работы. \

Еще пример – карточка более сложного уровня. В такой карточке не одно изделие, а три – например, три вида прорезных карманов (Рисунок8а, Рисунок8б). Зная технологическую последовательность изготовления всех трех видов прорезных карманов, ученик должен указать те операции обработки, технологические условия для которых полностью совпадают. Таким образом, ученик должен знать технологию обработки не одного вида детали, а трех, что, соответственно, усложняет его задачу.

И еще пример используемых мною карточек – это карточки-описания (Рисунок9) – где ученик должен дать описание внешнего вида изделия по заданной схеме и определенным терминам. Эти задания достаточно легкие. На базе таких карточек учащиеся самостоятельно изготавливают карточки данного типа, пополняя тем самым копилку дидактического материала.

Работая на уроке с такими карточками, я имею возможность полностью опросить всех учащихся, выявить пробелы в знаниях и успешность усвоения материала в целом. Данные карточки позволяют также дополнительно опросить учащихся по нескольким темам, закрепить ранее полученные знания. Такие карточки эффективны и при самоконтроле или взаимоконтроле учащихся.

Во внеурочной деятельности эта программа также широко используется учащимися: поиск материала по учебнику, дополнительный материал для творческих работ, просмотр видеофрагментов, пооперационный разбор изготовления того или иного изделия и т.д.

Проводимые уроки с применением мультимедийной системы обучения “Учимся шить” хорошо зарекомендовали себя на практике, эти уроки отличаются более высокой самостоятельной деятельностью учащихся, приносят хороший, положительный результат. Применяя данную программу, учитель более глубже видит проблемы, с которыми встречается школьник и соответственно, может быстро и качественно их решать. Ученик же, работая с программой, стоит в более выгодном положении, чем ученик, работающий только со слов учителя. У учащихся работающих с мультимедийной системой обучения “Учимся шить” более развита аккуратность, они хорошо ориентируются в изученном материале, не теряются при ответе, владеют терминологией.

Применение данных систем позволяет интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения.

Примеры заданий: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3