Урок математики в 1-м классе "Закрепление табличных случаев сложения и вычитания чисел в пределах 10. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Закрепить знания о сложении и вычитании в пределах 10, умение решать простые задачи на сложение и вычитание; закрепить знания о геометрических фигурах.

2. Работать над развитием познавательных способностей учащихся; над формированием математических понятий; навыков самостоятельности.

3. Воспитывать культуру поведения на уроке; интерес к предмету, доброту и милосердие.

Оборудование:

1. Иллюстрация снеговика.

2. Геометрические фигуры.

З. Наборное полотно, карточки с цифрами.

4. Схема задачи.

5. Иллюстрация кормушки со снегирями.

6. Схема ломаной линии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Начинаем урок математики.

Вопрос: Вы готовы к уроку?

2. Основная часть

Задачи в стихах. (На наборном полотне карточки с цифрами)

Задание: Будьте внимательны. Прослушать задачу, решить, на парте положить карточку с ответом (у детей кассы, учитель на наборном полотне)

а)

7 малюсеньких котят,
Что дают им, всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? (8)

б)

Вот 8 зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой? (10)

в)

Все ли здесь цыплятки – детки
Надо сосчитать наседке:
6 - на грядках, 3 - во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)

г)

5 ворон на крышу сели,
2 ещё к ним прилетели.
Покажите быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

Работа с рядом чисел

- Все ли цифры стоят по порядку? Разложите по порядку. Ряд чисел 7, 8, 9, 10 (у детей кассы, один работает у доски)

Задание:

  • Прочитать получившийся ряд чисел. (хором)
  • Самое маленькое число? Самое большое?
  • Какое число стоит перед 10? Следует за 7? Между 8 и 10?
  • Вспомнить, что значит" увеличить на... ", "уменьшить на...".

Задание:

· Увеличить число 7 на 1, 8 на 2.

· Уменьшить число 9 на 2, 10 на 1.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо начали работу на уроке. Я открою для вас секрет.

- К нам на урок должен прийти необыкновенный гость. Но он появится лишь в том случае, если вы дружно и правильно справитесь со следующей работой.

Вопрос: Вам интересно узнать, кто будет нашим гостем?

- А вы готовы справиться со следующим заданием?

- Тогда вперёд!

Работа с геометрическим материалом

На доске:

Вопрос: Что вы видите на доске?

Задание: Разделить их на 2 группы. Как это можно сделать? (По цвету, по форме)

Вопрос:

  • Сколько здесь фигур? Какие?
  • Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту?
  • Сколько треугольников? на каком месте он расположен?
  • Сколько кругов? Все ли они одинаковые по размеру? Каким по счету стоит самый маленький круг?

Задание: Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.

Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они находятся на доске.

(На столах конверты с геометрическими фигурами)

Проверка: Проверьте себя.

Задание: из этих фигур соберите тот предмет, о котором пойдёт речь в загадке.

Загадка:

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)

Учитель: Получился математический снеговик, а на урок к нам придёт снеговик сказочный. (дети собирают снеговика из фигур на партах)

Задание: Чей ряд быстрее приготовится к встрече гостя и наведёт порядок на столе?

Учитель: А вот и наш гость пожаловал.

Нравится он вам?

Занимательный момент. Появление снеговика

Учитель: Снеговик принёс интересные математические задания, но все они связаны с зимой, с холодом. Догадались почему?

Снеговик - зимний житель, в тепле он боится растаять, поэтому он решил подстраховаться и принёс " холодные" задания. Не боитесь замёрзнуть?

Тогда вперёд.

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.

- Что за цветы такие ? Я таких не встречала, а вы?

Задание: в тетрадях нарисовать выполнить графический диктант “ Снежинки)}.

Возьмите синий карандаш (две клетки вниз, 2 клетки слева направо, делим пополам, а теперь с левого верхнего угла ведем в правый нижний, с левого нижнего в правый верхний) До конца строки.

Работа с математическими выражениями

На доске:

Снежинки-выражения:

5 + 2 =

8 + 1 =

8 - 3 =

9 + 1 =

Учитель: Посмотрите, а вот и снег пошёл. Да не простой, а математический.

Вопрос: Что несут с собой снежинки? (Математические выражения)

Есть ли среди них лишнее выражение

Задание: Прочитать по-разному и вычислить результат.

Физ. минутка

Учитель: Вы справились с заданием, но снег продолжает падать. Лёгкие, пушистыe снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.

Давайте покажем как они это делают.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок

- Ой, снежинки намели целый сугроб! (на доске нарисован сугроб, на сугробе схема)

Повторение частей задачи6

Сугроб со схемой:

Учитель: Посмотрите, какой сугроб намело.

Вопрос:

- Что за обозначения на нём?

- Что означает буква У.? Что такое условие задачи?

- Что обозначает буква В? Что такое вопрос в задаче?

- В виде чего мы записываем решение задачи? (в виде математического выражения)

- Что обозначает буква О? Правильно, это ответ!

Учитель: Проверим готовность к работе:

- Руки? Дети: "На месте!"

- Ноги? Дети: "На месте!"

- Локти? Дети: "У края!"

- Спина? Дети: "Прямая!”

Игра. Математические снежинки

Решение задач на сложение и вычитание.

Учитель: Снеговик снова предлагает вам поиграть в снежки, только в математические. На снежках - задача.

Задание: Внимательно её прослушать, найти среди выражений её решение и записать в тетрадь. Варианты решения на доске.

Если вы с заданием справились правильно, значит, снеговик промахнулся, ну, а если неверно, ... (значит, снежок угодил прямо в вас).

Вопрос: Вы готовы?

Задача №1: На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на горке?

На доске запись: 8-1, 8 + 1

Вопрос: Какое из выражений является решением этой задачи?

- Почему эту задачу нужно решать вычитанием?

- Так сколько осталось ребят на горке?

Задание № 2: На катке каталось 5 мальчиков и 2 девочки.

Вопрос: Почему это не задача?

Поставьте вопрос.

Найдите среди выражений решение, запишите.

Что означает 5? 2? (5+2=7)

Почему решаем сложением?

Так сколько ребят каталось на катке?

Составление задачи по рисунку.

Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.

(Рисунок: кормушка со снегирями).

Учитель: Пока мы с вами играли, на кормушку к снеговику прилетели его друзья. Вы их узнали?

Задание: Составить задачу по рисунку, чтобы в её условии были слова, "стало на ... больше".

Задание: Повторить условие, вопрос. Каким действием будем решать задачу? Почему?

Что значит выражение "на 2 больше"?

Записать решение задачи в тетрадь (с комментированием).

(Дети записывают в тетрадях, 1 ученик комментирует и “ведёт класс” .Учитель - у доски).

Физ. пауза.

Учитель: Снеговик приготовил для птиц угощение, но не может подойти к кормушке, на его пути сугроб. Давайте поможем ему протоптать дорожку.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Бегать прыгать и играть.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько снегирей у нас.
Дружно хлопнем столько раз,
Сколько веточек у нас.
На носочки выше встанем,
И до облачка достанем!

Самостоятельная работа

(На проверку случаев сложения и вычитания)

Учитель: Ребята, мне кажется, со снеговиком что - то происходит. Он начал таять. Не помогли ему его "холодные" задания, тепло от вашей дружной работы оказалось сильнее.

Но есть средство, которое может спасти снеговика. Вот эти льдинки. Если их расколдовать, а это сможете сделать только вы, снеговик не растает.

-Вы готовы помочь снеговику?

Задание: записать в тетрадь примеры и решить их. (У каждого своё задание)

3. Заключительная часть

Учитель: Это Снеговик ставит вам "5"в знак благодарности за его спасение и за дружную хорошую работу на уроке. Я тоже говорю вам спасибо за урок и разрешаю взять после урока ту снежинку, которая вам больше нравится.

Спасибо за работу!