Интеллектуальный футбол (игра для учащихся среднего и старшего школьного возраста) "Путешествие герба и флага РФ"

Разделы: Внеклассная работа


Участники: 2 команды по 11 человек (каждая команда имеют название, девиз, эмблему), комментатор, судейская бригада, тренеры, зрители, игроки запаса.

Оформление:

  1. Книжная выставка, посвященная государственным символам:
    • Энциклопедия символов. М, 2002.
    • Славянская энциклопедия в 2-х томах. М, 2001.
    • “Я познаю мир” Детская энциклопедия. История. Научно-популярное издание. М, АСТ, 1998.
  2. Репродукции или рисунки гербов РФ (герб Руси 1494 или 1497 гг; герб Австрийской империи; гербы тех родов, которые происходили от греческих императоров и т.д.; современный герб РФ). Символы Ставропольского края, города Георгиевска.
  3. Жетоны разного цвета (выдаются за правильные ответы - “голы в ворота соперника).
  4. Рисунки, плакаты, газеты, посвященные футболу.
  5. Карточки желтые и красные.
  6. Карточки с вопросами.

Цели:

  • дать разностороннее представление о Государственном гербе РФ, показать его государственную и общественную значимость;
  • прививать уважение к символике РФ.

Форма: развлекательно-познавательная игра.

Методы: информирование, диалог, интервьюирование, использование наглядных пособий.

Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка сценария игры и соответствующих наглядных пособий.

Рекомендации: в рамках подготовки команд классные руководители, старшие вожатые, организатор или руководитель кружка проводит с ребятами беседы: “О Российском гербе и его изменениях”; “Государственные атрибуты РФ”; устный журнал “Символы РФ и история”, “Символы края и города”.

Функции участников игры:

  1. Команды заранее готовят эмблему, девиз, название; выбирают капитанов;
  2. Комментатор “озвучивает” игру для зрителей;
  3. Судейская бригада следит за правильностью ведения игры, принимает решение, следит за этикой и тактом игроков. В качестве наказания (если есть такая необходимость) судьи выдают желтые или красные карточки; удаляют игроков с “поля”. За правильные ответы команда получает зеленые жетоны, за неправильные – желтые или красные.
  4. Тренеры (желательно чуть старше остальных игроков) во время перерывов (музыкальных пауз, рекламных роликов, которые готовят группы поддержки и т.д.) настраивают игроков на позитивную игру, напоминают интересные факты истории, говорят о толерантном отношении к команде соперников.
  5. Зрители могут приносить плакаты, транспаранты для поддержки своей команды.
  6. Игроки запаса находятся на “скамейке запасных” и выходят и принимают участие в футболе в том случае, если этого потребует ситуация (игрок команды удален с поля).

ХОД ИГРЫ

Судья 1: Уважаемые гости! Мы пригласили Вас на игру “Интеллектуальный футбол”, чтобы познакомить с новой формой работы с активом. Мы предлагаем Вам посмотреть расширенное заседание актива, тема “Приключения герба и флага Российского” по направлению “Отечество”.

Примечание: такую форму работы дети с удовольствием принимают; игру можно проводить с классами, с активом старшеклассников, на уроках истории, литературы, классных часах и других внеклассных мероприятиях.

Судья 2: В игре принимают участие команды (объявляется название команд). Команды готовы? Тогда попрошу Вас поприветствовать друг друга.

Команды приветствуют друг друга, судей, гостей.

I тур “Разыграй мяч”

Главный судья: Любую страну можно отличить по ее символике. Главные символы государства, знаки его суверенитета – герб, флаг, гимн. Во многих новых гербах используются существовавшие ранее геральдические знаки, поэтому знакомство с государственной символикой невозможно без обращения к истории.

В первом туре принимают участие капитаны команд. Им будет задан вопрос, на который они должны будут ответить. Если капитан затрудняется ответить, то право ответа предоставляется запасным игрокам. Каждый правильный ответ капитана (в дальнейшем основного игрока) приносит команде зеленый жетон – 1 балл – гол в ворота соперника; ответ запасного игрока – желтый жетон – 0,5 балла – гол засчитывается после правильного повторного ответа запасных игроков в последующих турах (но в случае равенства голов учитывается при подсчете баллов); отсутствие ответа равносильно голу в собственные ворота - красный жетон – команда теряет 1 балл.

Данная система оценки действует на протяжении всей игры. Игроки могут удаляться с поля за нарушение правил игры. Такое решение принимают судьи, используя при этом желтые (предупреждение) и красные (удаление) карточки. Удаленный игрок заменяется запасным, направляется на “штрафную” скамью и лишается права дальнейшей игры.

Вопросы первого тура: капитаны получают с помощью жеребьевки.

Что такое флаг? (Это символ или знак, сделанный из ткани. Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, таким образом показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации).

Что такое “бесик”? (Это своего рода шифр: Белая, СИняя, Красная – так чередуются полосы на государственном флаге России).

Подведение итогов первого тура

Музыкальная пауза

II тур “Нападение”

Главный судья: Во втором туре принимают участие “защитники” и “нападающие” по три человека с каждой команды. Методом жеребьевки “нападающие” выбирают по три вопроса и в течении нескольких минут обсуждают их. Затем каждый “нападающий” выбирает “защитника”, которому будет адресован его вопрос. Задавая вопрос “нападающий” пытается забить гол. Если “защитник” отвечает на вопрос – мяч считается отбитым, если не отвечает – право ответа предоставляется “нападающему”, задающему вопрос. Если “нападающий” отвечает, то гол считается забитым, если не отвечает, то мяч считается отбитым. После обмена предложенными вопросами, каждая команда задает один приготовленный вопрос.

Вопросы второго тура:

  1. Когда на гербе России появился двуглавый орел? (В источниках указаны две даты: 1494 г. и 1497г.).
  2. Флаг какой страны считают самым старым? (Самым старым государственным флагом, вероятно, является флаг Дании – белый крест на красном фоне. Согласно легенде, он появился в XIII веке).
  3. Когда в России появилось сочетание трех цветов (белый – синий – красный) на флаге? (Такое сочетание цветов на флаге России появилось во время царя Алексея Михайловича – отца Петра I).
  4. Откуда пришел герб с двуглавым орлом и что символизировал? (Двуглавый орел впервые появился на римском гербе эпохи образования двух империй – Восточной и Западной. Ту и другую символизировал обычный орел с одной головой, но поскольку обе империи были объединены под одним скипетром, то две головы были вынуждены довольствоваться одним телом).
  5. С чем впервые был связан выбор трех цветов для государственного флага России? (Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись на Российском гербе при царе Алексее Михайловиче – отце Петра I).
  6. Каким был государственный флаг России во II половине XIX века? (Во второй половине XIX века государственный флаг России изменил свой цвет: он стал черно-желт-белым (это тоже цвета Российского герба). Но уже в конце XIX века Россия вернулась к бело-сине-красному флагу).

Подведение итогов второго тура

Музыкальная пауза

III тур “Защита”

Главный судья: Каждой команде предлагаются вопросы для обсуждения. В конкурсе участвует вся команда. Во время ответа судьи дополнительными вопросами стараются запутать игроков, а участники должны отстоять свою точку зрения “защититься”.

Вопросы третьего тура:

  1. Почему на русском гербе орел появился во время правления Ивана III? (Иван Васильевич был женат на Софье (Зое) Палеолог, племяннице византийского императора Константина XI. На ее родовом гербе изображался орел).
  2. В гербах каких государств появилось изображение орла? (В гербах тех государств, которые считали себя преемниками великого Рима, например Австрийской империи).
  3. Какие родовые гербы украшал двуглавый орел? (гербы того рода, чья фамилия происходила от греческих императоров или соединенных с ними узами брака).
  4. С какого года бело-сине-красный флаг стал Российским государственным флагом? (С 1705 г.).
  5. Кто вернул трехцветный флаг России вместо черно – желто – белого? (Александр III перед своей коронацией 7 мая 1889 года “высочайшим повелением” вернул трехцветный Российский флаг).
  6. Когда в качестве Государственного флага России был утвержден красный флаг? (10 июня 1918 года V Всероссийский съезд Советов утвердил в качестве Государственного флага России – красный флаг).

Подведение итогов третьего тура

Рекламная пауза

IV тур “Штрафной удар”

Главный судья: В этом туре принимают участие “вратари” команд. “Вратарь” не имеет право на помощь. Если нет ответа на вопрос – ГОЛ. Вопросы задаются “вратарям” по очереди. Время на обдумывание не дается. Оценивается правильность и “быстрота реакции”.

Вопросы четвертого тура:

  1. Когда на Руси был издан первый официальный закон о Государственном гербе и с каким событием это связано? (В 1667 году, года по заключении Андрусовского мира было велено изготовить Большую Государственную печать, на которой зафиксированы его точные канонические атрибуты).
  2. Как изменился облик орла на Российском гербе после свержения татарского ига? (Опущенные ранее крылья орла взмывают, замкнутые клювы грозно раскрываются, лапы напряженно сгибаются, в них появляются крест и меч).
  3. Что означали цвета флага конца 19 века? (Красный – единство русских; синий – единство украинцев; белый – единство белорусов. С глубокой древности эти цвета символизировали откровенность и благородство (белый), верность и честность (синий), мужество, смелость, любовь (красный)).
  4. Когда последний раз бело-сине-красный флаг вновь стал государственным? (В 1991 году бело – сине – красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны).
  5. Что происходило с флагом при Петре I? (Сначала он передал бело-сине-красный флаг военно-морскому флоту, а затем торговому).
  6. Какие изменения с течением времени претерпевал орел на гербе? (На голове – венцы Цесарские и короны Царские; шапки Мономаха и короны двухъярусные; венцы королевские и короны Императорские. Крылья – опущенные, вздернутые, распрямленные, острые, круглые. В когтях держал – и крест, и меч, и державу, и яблоко, и Евангелие, и пальмовую ветвь, и молнии, и скипетр).

Подведение итогов четвертого тура

Музыкальная пауза

V тур “12-ти-метровый…”

Главный судья: В пятом туре принимают участие по четыре человека от команды по выбору тренера. Болельщикам разрешено отвечать на вопросы, на которые не смогла дать ответ команда, за которую они болеют. Таким образом, не дав ответа, команда зарабатывает ГОЛ, но имеет возможность отыграться за счет болельщиков. Право ответа предоставляется той команде, тренер которой первый свистнет в свисток.

Вопросы пятого тура:

  1. Где впервые был поднят трехцветный флаг? (Впервые он был поднят на первом отечественном корабле “Орел”).
  2. Каково отношение ширины флага к его длине? (отношение ширины флага к его длине – 2:3).
  3. Назовите точную дату установления Дня государственного флага РФ. (В 1994 году 22 августа был установлен День Государственного флага РФ).
  4. Что вы можете сказать о самом большом государственном флаге РФ? (Самый большой флаг – 3х4 метра развевается над Кремлем).
  5. Приведите примеры отношения к государственному флагу РФ и его защиты. (Государственному флагу, как святыне, отдают высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, осквернение его рассматривается как оскорбление чести нации и государства. В Положении о Государственном флаге говорится: “Лица, виновные в осквернении Государственного флага РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ”).
  6. Что обозначает слово “герб”? (Слово “герб” происходит от немецкого “эрбе” - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города).

Подведение итогов игры

Награждение победителей