Нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся

Разделы: МХК и ИЗО


“Нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся” - ведущая тема творческих работ моих учеников, занимающихся исследовательской деятельностью в рамках программы “Одаренные дети”. Обучающиеся принимают участие в конференциях различного уровня: Всероссийского, Регионального, Муниципального, школьного.

Их деятельность была отмечена документальным подтверждением: Дипломами, Свидетельствами, ценными подарками.

Изучение культуры и искусства родного города - художественной летописи истории, не только увлекает, но и воспитывает примером ответственного отношения горожанина к миру вечных духовных ценностей.

Актуальность тем исследовательских работ учащихся, выполненных в рамках внеклассной учебно-воспитательной деятельности, состоит в том, что изучение творчества омских художников, искусствоведов, писателей, поэтов и музыкантов выступает нравственным ориентиром в самостоятельном жизненном выборе самих учащихся.

Цель исследования: раскрыть преобразующую роль нравственного аспекта в исследовательской деятельности на становление ценностной ориентации учащихся.

Организация нравственной рефлексии необходима для духовного развития обучающихся, их самосознания, воспитания гармонично развитой личности. Предметом рефлексии могут быть жизненные ситуации как собственные, так и происходящие с другими людьми.

Учащиеся приобрели опыт поиска научной литературы, обработки и систематизации приобретенных научных знаний, научились оформлять тезисы к выступлению перед аудиторией, к печатному изданию. Приобретенный опыт исследовательской деятельности востребован в участии на конференциях, в публицистической деятельности и в году обучения в высшем учебном заведении.

Темы юных исследований отражают не только интерес к изучению художественной культуры родного города, но и стремление исследовать нравственные мотивы в творчестве омских художников:

2003 год

  • “Солнечный цветок” в живописи Е. Дорохова
  • Учись чувствовать добро /на материале творчества Е.Д. Дорохова/
  • “Я считаю его своим учителем!” / Творчество омского искусствоведа Леонида Петровича Елфимова/
  • Образ реки в творчестве омского художника Е.Д. Дорохова
  • Образ города в творчестве омского художника Г.С. Катилло-Ратмирова

2004 год

  • Воспитай ответственность в себе /на материале творчества Е.Д. Дорохова/
  • Ответственность /на материале творчества Г.С. Катилло-Ратмирова/
  • Смысл жизни /на материале творчества Г.С. Катилло– Ратмирова/
  • Роль музейной педагогики в нравственном воспитании личности
  • Творчество омских художников
  • “Против течения”. /На материале творчества Е.Д. Дорохова/
  • “Моя жизнь – мое творчество”: на материале творчества Г.С. Катило-Ратмирова

2005 год

  • Творчество омского искусствоведа. Галины Юрьевны Мысливцевой
  • Митрофорный протоиерей – мой прадедушка

2006 год

  • Патриотический интерес в творчестве художника XIX века /В.П. Петров/
  • Ответственность. Эссе об омском искусствоведе Г.Ю. Мысливцевой

2007 год

  • Все начинается в детстве
  • Пейзаж в творчестве омского художника Бориса Николаева
  • Портрет в творчестве омского художника Леонида Медведева
  • Искусство объединяет семью

Юные искусствоведы, обращаясь к анализу вопросов по нравственной проблематике, через собственную исследовательскую деятельность актуализируют необходимость раскрытия соответствия моральной деятельности личности ее долгу, осознания взаимоотношения: чем шире и выше общественные полномочия, тем выше и мера их ответственности перед обществом.

Перспективность и практическая значимость исследовательской деятельности обучающихся проявляется в возможности не только во время учебы, но и по окончанию школы в процессе совместного творческого общения, участвовать вместе с учителем в научных семинарах, конференциях культурологического направления, иметь собственные публикации на искусствоведческие темы, раскрывающие собственное отношение к культуре родного города.

Так, мои ученики и выпускники принимали активное участие:

- в 2004 году в работе научно-практического семинара в форме Круглого стола “Местные музеи в контексте местной культуры”;

- в 2005 году в работе научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана в рамках проекта “Реки Сибири”.

Были опубликованы и исследования моих выпускников:

- в 2005 году Высокая волна /о творчестве омского художника” // Журнал- путешествие для подрастающих детей. “Поднять паруса” № 1, ноябрь.- Омск: 2005.-32с.

- в 2006 году Символика картины Евгения Дорохова “Против течения” в восприятии омских школьников // Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта. В рамках проекта “Реки Сибири”. Материалы научно- практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана.- Омск: 2006.-С. 109

- Водные пространства в произведениях Евгения Гурова и Сергея Краморова // Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта. В рамках проекта “Реки Сибири”. Материалы научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана.- Омск: 2006.-С.114

- Патриотический интерес художника XIX века /В.П. Петров/ “Шаги в науку – 2006”. Материалы муниципальной конференции обучающихся МОУ, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью. - Омск, 2006, 102с. – С. 96

Таким образом, исследовательская работа обучающихся - это учебно-воспитательное пространство, в которой формируется их жизненное самоопределение, развивается умение рефлексии, и возможность делать самостоятельный выбор – это духовно-практическая деятельность, направленная на сотворение нравственного опыта.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5