Бессмертный образ. Урок по мировой художественной культуре

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: проследить за формированием образа Мадонны в творчестве Рафаэля и сделать вывод: какие изменения он претерпел.

Урок начинается с чтения учителем отрывка стихотворения А.Пушкина “Мадонна”:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образ.

А. Пушкин

-? О ком эти строки?

(о Мадонне, Марии, богородице)

Человек, о котором сегодня на уроке пойдет речь, а точнее, о чьих произведениях – на экране.

Рисунок № 1

-? Что вы можете о нем рассказать?

(Большие, задумчивые глаза, нежное лицо)

Он был на 30 лет моложе Леонардо, а умер почти одновременно с ним, прожив 37 лет. Недолгая, но плодотворная жизнь. Он был если не столь универсальным, как Леонардо, то все же очень разносторонним художником: и архитектором, и мастером портрета. Но больше всего он известен как создатель дивных “Мадонн”.

Среди множества работ хорошо известны самое раннее и самое позднее произведение:

Рисунок № 2 Рисунок № 3

Учитель показывает одновременно

“Мадонну Конестабиле” и “Сикстинскую Мадонну”

Объявляется тема урока: Бессмертный образ.

Предлагается проблемный вопрос: Как меняется образ матери?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к его творчеству.

Перед нами “Мадонна Конестабиле” (1502-1503г.г.) О 17,5

- Какова композиция картины?

(Она вписана в круг, “тондо”; впоследствии Рафаэль очень часто будет к нему обращаться. У Мадонны гладкие волосы, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром. Мать и дитя трогательны и простодушны.)

- Что соединяет Мадонну и ребенка в компактную группу?

(Молитвенник.)

- На каком фоне изображена Мадонна?

(На фоне природы: это Умбрия - родине места Рафаэля. Мягкие линии холмов, тонкие, стройные деревья, весенняя, пробуждающаяся природа воспринимается аккомпанементом образу мадонны, юной, чистой, как окружающий её мир.)

- Почему Рафаэль выбирает именно форму тондо?

(Она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придает всей сцене особо гармоничный характер.)

Эта картина находится в Государственном Эрмитаже.

А сейчас мы посмотрим на Мадонн флорентийского периода.

Рисунок № 4

“Мадонна дель Грандука” 84 х 55 (1504 г.)

- Изменилась ли композиция этой картины?

(мадонна вписана в композицию так, что почти не остается незаполненного пространства. Небольшая по размерам картина кажется монументальной.)

- Изменилась ли форма холста, фон?

(Тондо заменило обрамление, а пейзаж нейтральный фон.)

- Как изображена Мадонна?

(Она изображена в фас, спокойно стоит, опустив глаза. Мадонна не смотрит ни на младенца, ни на зрителя, очень печальна.)

- Почему, что ей видится?

(Вероятно, ей видится жертвенная судьба её ребёнка.)

Следующая Мадонна этого периода

Рисунок № 5

“Мадонна в зелени” 113 х 88 (1505 г.)

- Какова композиция этой картины?

(В центре Мадонна, у её ног два ребёнка: один – Иисус, другой – Иоанн Креститель.)

- Какая геометрическая фигура здесь просматривается?

(Пирамида.)

- Что же здесь происходит, есть ли ощущение единства?

(Иоанн протягивает Иисусу свой крест.)

- Но хочет ли этого мать?

(Нет, она пытается удержать Иисуса. Ведь крест грозит ему жертвенной мукой. Мария решительно отгораживает сына от Иоанна.)

- Какой образ Мадонны создает Рафаэль в этой работе?

(Она нежная, любящая мать, в то же время чувствуется тревога за сына.)

Очень близка по содержанию “Мадонне в зелени” ещё одна работа этого периода “Прекрасная садовница” 122 х 80 (1507 г.)

Давайте сравним композицию предыдущей Мадонны с этой.

- Что общего?

(Всё та же пирамида.)

- Но что изменилось? Попробуем рассказать, что здесь происходит. В этом нам помогут взгляды персонажей.

(Мать и сын смотрят друг на друга. В лице матери мягкость сочетается с сердечностью, в нем звучит земной голос материнского неравнодушия.) Первоначально Рафаэль изобразил Марию сидящей на грубой деревенской скамье. Одежда её очень напоминает одежду крестьянки. Видимо, именно по этой причине картина получила название “Прекрасная садовница.”

- Но давайте посмотрим на детей. Что происходит между ними?

(Иоанн присел на одно колено, взор его обращён на Иисуса, в правой руке он держит крест. В его взгляде – нетерпение и настойчивость. Рот приоткрыт: он что-то говорит, очевидно, зовет Иисуса с собой.)

- Но куда?

(Может быть, играть, играть с крестом, может быть – в пустыню.)

Теперь понятна поза и движения Иисуса, его просящий взгляд, устремленный к матери. Прижавшись к ней, он с детской настойчивостью просит отпустить его играть с приятелем. Чтобы усилить свою просьбу, мальчик поставил свою босую ножку на босую правую стопу матери. Но мать непреклонна. Она не отпускает Иисуса гулять с Иоанном.

Недолго Рафаэль живет во Флоренции, всего 4 года.

И вот он в Риме.

Там он создает “Сикстинскую Мадонну” 265 х 196 (1513-1514 гг.)

Картина была написана для монахов монастыря Св.Сикста. В XVI веке картина не была столь известна, так как считалась предметом религиозного культа.

В России, особенно в первой половине XIX века, “Сикстинская Мадонна” очень почиталась, ей посвятили восторженные строки В. Жуковский, В. Белинский, А. Пушкин.

Ф. Достоевский и Л. Толстой имели репродукции картины в своих рабочих кабинетах.

“Сикстинскую Мадонну” Рафаэль создал как собирательный образ, включающий черты многих женщин.

Рассмотрим композицию.

Все фигуры соединены между собой и образуют треугольник.

(В центе Мадонна с младенцем, по бокам Св. Сикст и Св. Варвара, а внизу два ангелочка.)

- Куда опускается Мария? Как держит она своего ребенка?

(Она спускается на землю, в лице её печаль, тревога за сына, а младенца она держит так, как будто через мгновение кому-то его отдаст.)

- А что происходит с цветом в картине?

(Цвета одежды Мадонны, папы и Варвары удивительно согласованы между собой так, что ни одна краска нигде не выбивается резкостью своего тона из общего колорита.)

- Какие чувства, мысли пробуждает эта работа?

(Жизнь, смерть, бессмертие, красота.)

Возвратимся к началу урока и попытаемся ответить на вопрос: как же изменялся образ матери в произведениях Рафаэля?

(Ответы учащихся.)

Рафаэль болел 7 дней. 6 апреля 1520 года он скончался. Это было в день его рождения. Весь Рим принял эту весть с рыданиями. Художник был похоронен в Пантеоне, в нише, куда ставили статуи святых. Над его могилой, по бокам – две колонны, а между ними – статуя мадонны.

Д/з Сопоставьте Мадонны Рафаэля с Мадоннами Леонардо. В чем различие, а в чем сходство. Почему образ Мадонны называют бессмертный образ?

Приложение