Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся

Разделы: Музыка


Современная музыкальная жизнь многозвучна и противоречива. Нас, и учителей и обучающихся, окружает “безбрежное музыкальное пространство” с узорчатым переплетением образов серьезного и развлекательного искусства разных эпох, стран, композиторских школ и направлений. Мы приобрели “всеядность” в поглощении любых новаций, в том числе и музыкальных, но, к сожалению, не так часто задумываемся о сохранении своих духовных традиций.

Раскрыть высокий смысл музыкального искусства, несущий в себе неисчерпаемость нравственности, добра и патриотизма, - основное направление Программы по музыке В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак [1].

Цель данной статьи состоит в актуализации духовного начала в краеведческом материале на уроках музыки, в бережном, осознанном изучении основ православной культуры через музыкальное искусство.

Изучение тем: “Рождество Твое, Христе Боже наш…”, “Колокольные звоны на Руси”, “Музыка в храме” в третьем классе, на мой взгляд, целесообразно сопровождать вопросом: “Какой центр духовной культуры на Левобережье города Омска вы знаете?”

- Христо-Рождественский кафедральный собор, - отвечают мои ученики, не зависимо оттого, ходят они с родителями на службу в собор или нет. А вот почему собор так величают, не каждый может ответить.

Изучая тему “Рождество Твое, Христе Боже наш…” обучающиеся узнают о празднике Рождества Христова, читают стихотворение “Рождественское” [2; 47], рассматривают репродукции “Поклонение младенцу Иисусу” [2; 46], “Мария с младенцем” [2; 49], предложенные авторами Программы.

- Сын Божий Иисус Христос родился в пещере, в которую во время ненастья пастухи загоняли скот. В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещающая рождение Спасителя. Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила его в ясли. Первыми о рождении Иисуса узнали пастухи, пасшие скот невдалеке. Внезапно небо озарилось ярким сиянием, и явился ангел: “Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь”. В тот же момент на небе появилось множество ангелов. Они запели песнь, прославляющую Бога. Услышав благую весть, пастухи поспешили к пещере, чтобы поклониться чудо-младенцу. [2; 48]

На уроке мы слушаем духовную музыку А. Лядова “Рождество Твое, Христе Боже наш”, и размышляем над вопросом: “Почему эту музыку отличает спокойный, мирный, небесно-возвышенный характер?”

“Праздник Рождества Христова отмечают люди во всем мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские елки, и все ждут исполнения своих желаний”. [2; 46]

“В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к празднованию Рождества” - читаем мы далее в учебнике по музыке.

- Как вы думаете, - обращаюсь я к своим ученикам, - в чем состояла особенность приготовления к рождественскому празднику на Руси, найдите ответы в учебнике. [2; 50]

- Заранее готовились к празднованию Рождества.

- Рождества Христова - помогаю я учащимся.

- Накануне Рождества Христова молодые девушки и парни ходили по домам и пели обрядовые песни – колядки. В них желали хозяевам счастья и здоровья. Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями.

Читаем колядки, предложенные авторами Программы, сначала нараспев, а затем сочиняем свои мелодии, простые, незатейливые, представляя себя в роли колядовщиков:

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда, моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь. [2; 51]

- Хозяева в доме наводили чистоту, - продолжаем рассматривать с детьми особенности приготовления к празднику Рождества Христова на Руси.

- Дети рисовали рождественские рисунки и развешивали их в доме.

- Ходили сами в гости и принимали гостей, всем желали здоровья и счастья. Все гости были желанными.

- В день самого Рождества Христова наряжали праздничную елку. На верхушке елки укрепляли звезду – в память о Рождественской звезде.

- А мы тоже дома наряжаем елку и на ее верхушке тоже устанавливаем звезду. Так это есть звезда Рождества Христова!!!

- Рождество – это праздник доброты и милосердия.

- И для нашей семьи – это добрый праздник. Мы все собираемся вместе!

Дети, в семьях которых воспитывается осмысленное, духовное отношение к празднику Рождества Христова, отмечают, что “в день самого Рождества Христова не только наряжают праздничную елку и на верхушке укрепляют звезду – в память о Рождественской звезде, но и читают молитвы всей семьей, ходят в церковь всей семьей, ставят свечки перед иконами. Просят о помощи”.

Так постепенно ответы на вопрос: “Как встречали праздник Рождества Христова на Руси?” “перешагнули” в день сегодняшний. Дети рассказывают о праздновании Рождества Христова в своей семье. Они уже поняли, почему собор около нашей школы величают Христо-Рождественский!

В рабочей тетради по музыке каждый рисует свою рождественскую открытку, в которой “оживает” и история праздника Рождества Христова, и духовное музыкальное впечатление, и, конечно же, родной Христо - Рождественский кафедральный собор.

Следующая тема на уроке музыки в 3 классе - “Колокольные звоны на Руси” [2; 52].

- В звучании колоколов отражена душа русского народа, вся его жизнь. Колокольный звон сопровождал человека от рождения до смерти – во времена великих праздников и событий, в моменты радости и горя.

Дети узнают о том, что колокола бывают разные по размерам, отличаются мелодичным звучанием.

- В случае тревоги было принято бить в набатный колокол. Частые звуки набата служили сигналом к сбору людей. В дни радостных событий можно слышать праздничный трезвон всех колоколов. Устанавливают колокола на башнях церквей. Это место называется колокольней или звонницей.

В учебнике по Музыке для 3 класса /по программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак/ представлены репродукции К. Юона “Купола и ласточки”, Соборы Московского Кремля, приглашающие учащихся к духовному размышлению и любованию.

Как часто мы слышим красивое мелодичное звучание колоколов Христо - Рождественского кафедрального собора. Но задумывались ли мои ученики, какая “высокая песнь” звучит с колокольни собора, что она возвещает, к чему призывает. Как хочется надеяться на то, что уроки духовной музыки помогут моим ученикам быть внимательнее и ответственнее к тем мелодиям, в мире которых они живут.

Тема “Музыка в храме” [2; 56], предлагаемая Программой, также неотделима от изучения и осмысления духовного краеведения.

- Если вы бываете в церкви, то вам знакомо чувство благоговения, какое испытывает человек в храме. В церкви все особенное: лики святых на иконах, фресках, молитвенное пение, огонь свечей, запах ладана…

- Что вы слышите в церкви во время каждой службы?

- Хоровое пение, - отвечают дети.

На уроке они узнают и о главном правиле церковного пения, которое, заключено всего в двух словах. “Пойте разумно”. А это означает проникновение в смысл слов: “Господь внимает не голосу, а сердцу и не может быть умолен восклицаниями…” Поэтому и характер церковных песнопений неспешный и сдержанный, звучание никогда не бывает слишком громким.

Дети отмечают: “Слушая духовную музыку не появляется желания кривляться, гримасничать, “дергаться под мелодию и ритм”.

- Почему? – задаю я вопрос.

- Музыка проникает в душу, - звучат ответы, - Она спокойная. Настраивает на добрые чувства и мысли.

-…небесно-возвышенная, - “помогает” нам учебник по Музыке. [2; 49]

Слушая на уроке с детьми песнопения в записи хора Христо-Рождественского кафедрального собора, находим подтверждение своим словам о духовной красоте церковного пения. /Регент Виктория Бабийчук, запись 2006 года/. [3]

Папы и мамы, бабушки и дедушки проявляют свой взрослый интерес к информации, изучаемой на уроке музыки, поэтому мы и их включаем в наше совместное обучение.

- Что в пении означают слова “пойте разумно”? Почему в церкви недопустима легкомысленная, эстрадная музыка? О чем поют православные колокола? – предлагаются вопросы для домашнего обсуждения в кругу семьи.

Таким образом, уроки музыки в общеобразовательной школе открывают широкие возможности в изучении духовной культуры как основы нравственной культуры человека.

Библиографический список

1. Алеев В. В. Музыка. 1-4 кл. , 5-8 - Кл. : Программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2003. -96 с.

2. Алеев В. В. Музыка. 3 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. -М. : Дрофа, 2005. -111, [1] с. : ил.

3. Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим Клирос Христо-Рождественского кафедрального собора Омска. Регент Виктория Бабийчук. ЗвукорежиссерЕвгений Шабанов. Запись 2006 года. По багословению митрополита Омского и Тарского Феодосия.

21.01.2008

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306