Урок русского языка для 4-го класса в системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Безударные личные окончания глаголов II спряжения. Глаголы-исключения"

Разделы: Начальная школа


Тема программы: "Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени".

Тема урока: Глаголы-исключения II спряжения.

Цели:

- формировать умения по правописанию безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов-исключений;
- развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончаниях глаголов;
- расширить лексику данной темы, включив работу с пословицами;
- развивать умения дифференцировать языковые явления, на основе предлагаемых разнообразных заданий, способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желания творить самим.

Оборудование: учебник А. В. Поляковой "Русский язык, 3 кл.", тетрадь на печатной основе "Шаг за шагом", сигнальные карточки, видеофрагмент из мультфильма "Летучий корабль", лист самоконтроля, таблица "Личные окончания глаголов I и II спряжения".

Ход урока:

1. Добрый день. Начинаем урок русского языка.

Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
"Все, что надо, под рукой".

Положите перед собой лист самоконтроля. Отметьте свое настроение перед началом урока

2. Этап формулирования темы урока.

Запишите на строке слова:

исключения, включить, глаголы

и постарайтесь найти среди них лишнее слово. Ответ свой обоснуйте Вывод учителя. Можно по-разному группировать эти слова, но предлагаю найти среди них тему нашего урока.

Дети находят и записывают тему урока: "Глаголы-исключения".

3. Этап проверки домашнего задания.

Что такое глагол? (Хоровой ответ правила о глаголах.)

Учитель: - Строки правила не передают значения глаголов в жизни каждого человека. Поэт о них сказал образнее:

Что без него предметы?
Лишь названья.
Но он придет, все в действие придет.
Бегут машины, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Глагол - это не отдельное понятие, как имя существительное. Это сообщение о чем-то. Когда-то глаголом называли всякое слово. В русском языке среди сотен тысяч слов третью часть занимают глаголы. У А. С. Пушкина каждое третье слово - глагол. Цель сегодняшнего урока: "Из большой группы глаголов с безударными личными окончаниями выделить глаголы-исключения".

Какие глаголы-исключения вы уже знаете?

Из группы глаголов какого спряжения они исключены?

Расскажите четверостишие, которое помогло запомнить их в темпе скороговорки:

Чтобы курицу соседки
Чисто, наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

Какие концовки к стихотворению Т. Г. Рик вам удалось придумать? Дети зачитывают свои стихотворения.

4. Этап актуализации знаний учащихся.

Учитель: Готовность к восприятию нового материала я проверяю в ходе выполнения теста, который сегодня проводится в форме игры “Крестики-нолики”. Верное высказывание - х, неверное высказывание О".

1. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает ,признак предмета. О

2. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Х

З. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, кроме брить, стелить. Х

4. У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. О

Инструкция учителя. Найдите закономерность расположения верных и неверных высказываний. Оцените свои работы. На сигнальных карточках отметьте правильный ответ зеленым цветом. Покажите учителю, кто справился с заданием.

С теорией вы справились отлично. Сумейте ее применить на практике. Детям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма "Летучий корабль" по мотивам русской народной сказки, который несет новые знания для ребят.

Я водяной, я водяной, никто не води… со мной.
Внутри меня води... , и что с таким води... .

Какие слова из песенки Водяного интересно сравнить?

Укажите все случаи общего и различного у слов с пропущенными буквами во втором предложении.

Фронтальная работа с классом сочетается с работой у доски.

Общее:

водица
водиться

  • Звуковая форма слова.
  • Состоятельные части речи.
  • Общий корень.
  • Безударные гласные в корне слова.
  • Одинаковый ударный гласный.

Различное:

1. Корень одинаковый, но лексическое значение разное:

слово с одним значением
многозначное слово

Водица - жидкость
Водить - управлять кем-то, чем-то:
водить смычком, водить машину,
водить детей гулять
Водить – дружить:
водить хлеб - соль
Водить - исполнять наиболее активные действия в игре:

Мише водить.

2. Образованы от разных слов:

водица - вода
водиться - водить

3. Различные морфологические признаки.

4. Различное написание и произношение.

5. Разными членами предложения являются:

Какое из слов поможет правильно написать слово в первом предложении.

5. Работа с новым материалом. Создание коллизии.

а) Распредели глаголы по спряжениям. Глаголы запиши в начальной форме.

I способ группировки:

ссыпать

понимать

вертеть

блестеть

водить

 

II способ группировки

Поставь глаголы во II лицо настоящего времени. Запиши новые грyппы:

ссыпаешь

понимаешь

водишь

вертишь

блестишь

 

Проверь, в каком положении (ударном или безударном) находится гласная в окончании глаголов?

Какое слово оказалось лишним? Запомни: слова с ударными личными окончаниями глаголов не подчиняются правилу.

Какое слово в двух группах в разных группах? (вертеть)

Постарайтесь объяснить свое мнение. Вы уверены, что это глагол - исключение? Давайте убедимся в этом, прочитав правило в учебнике А. В.Поляковой "Русский язык" на странице 63.

б)Работа с учебником по новому материалу.

Дети открывают страницу учебника, а вместо ожидаемого правила их встречает записка следующего содержания:

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Мы, глаголы-исключения: семь на -ЕТЬ, четыре на -АТЬ, решили, что вы про нас забыли, мы решили вас проучить. Теперь ищите нас сами.

Глаголы-исключения.

Учитель. Не будем терять времени, отправимся на поиски пропавших глаголов в упражнение N 147.

Выборочное письмо с комментарием:

зависят (2)

- зависеть (?)

дышите (2)

- дышать (? )

держат (2)

- держать (? )

вертит (2)

- вертеть (?)

ненавидим (2)

- ненавидеть (?)

не обидят (2)

- не обидеть ( ? )

смотрите (2)

- смотреть ( ? )

видите (2)

- видеть ( ? )

терпят (2)

- терпеть ( ?)

На доске одновременно заполняется таблица:

Гласная в окончании глаголов

ударная

I спр.

безударная

II спр.

I спр.

Не на -ИТЬ

II спр.

на -ИТЬ

-УТ

- ЮТ

-АТЬ

-ЯТЬ

брить

стелить

по мере записи появляются новые глаголы

Сколько глаголов-исключений встретили в упражнении?

Все глаголы найдены?

Сколько глаголов-исключений осталось найти? Как догадались?

(В записке указано общее количество на -еть и на -ать)

Угадайте, о каких глаголах-исключениях говорится в высказываниях:

1. Различать, воспринимать звуки - Слышать

2. Заставлять двигаться куда-нибудь, откуда-нибудь - Гнать

Вот теперь все глаголы-исключения найдены. Остается найти следующим этапом работы, не изменяют ли они спряжение в разных формах, откуда исключаются, куда включены.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Какой глагол - исключение встретился в песенке?

6. Этап закрепления изученного.

Работа по вариантам.

Образуйте от данных глаголов-исключений различные формы. Сравните личные окончания глаголов.

1 вариант: глаголы с приставками настоящего времени, II лица, единственного числа.

2 вариант: глаголы с возвратным суффиксом - СЯ настоящего времени , II л., единственного числа.

С пятью глаголами составь словосочетания, используя слова из словаря, используя связь управление.

Взаимопроверка. Укажите в листе самоконтроля количество допущенных ошибок при написании безударных личных окончаний глаголов, слов из словаря.

7. Этап применения полученных знаний в творческой работе разноуровневого характера.

I группа - собирает разрезанные пословицы;
II группа - вставляет в такие же пословицы пропущенные орфограммы;
III группа - вставляет пропущенные слова.

Самопроверка с комментарием орфограмм. Отметка в листе самоконтроля о выполнении творческого задания.

Работа с сигнальными карточками. Какого спряжения глаголы встретились в пословицах. .

Дареному коню в зубы не смотрят.
Рыбак рыбака видит издалека.
Услышишь звон, да (не) знаешь, где он.
Бумага все стерпит.
За двумя зайцами погонишься, ни одного (не) поймаешь.
Сколько волка (не) корми, а он все в лес смотрит.

8. Этап запоминания глаголов-исключений.

Работа с пословицами показала, что нашим предкам нужны были эти слова. Но современный русский язык стал богаче и разнообразнее. Может быть, нет необходимости загружать свою память запоминанием целой группы слов-исключений из правил.

Работа по картине В. М. Васнецова "Богатыри".

Составьте предложения по картине.

Дополните данные предложения:

Богатыри... вдаль.

Богатыри... в дали.

Удалось ли обойтись без глаголов-исключений? (Нет)

Тогда придется их заучить, чтобы употреблять не только в устной, но и в письменной речи грамотно.

9. Этап промежуточного контроля за усвоением новых знаний.

Тест. В листе самоконтроля запишите запомнившиеся глаголы-исключения.

Подведение итогов показало, что не все обучающиеся запомнили 11 глаголов-исключений.

10.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, мы применили упражнения с включением зрительной, слуховой памяти. А теперь подключим тактильную память.

Разрежьте данные глаголы-исключения и постарайтесь их срифмовать.

Кому трудно, обратитесь в упражнение за помощью.

Смотреть, все слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Терпеть, держать, дышать,
Вертеть, обидеть, гнать.
Смотреть, обидеть, видеть,
Дышать и ненавидеть,
Зависеть, слышать, гнать,
Терпеть, вертеть, держать.

11.

Я предлагаю еще раз обратиться к картине "Богатыри", подключив ассоциативную память, запомнить глаголы-исключения в таком порядке:

Гнать, держать,
Дышать и слышать.
Смотреть, видеть, ненавидеть.
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

12.

В класс незаметно, озираясь по сторонам, входит неизвестный человек в образе шпиона, который говорит, что только для ребят раскроет секрет одного очень важного документа, который ему достался в наследство. (Литература. Т. Рик. “Здравствуй, дядюшка Глагол!” -М.: РИО “Самовар”, 1998 год, с.76.)

Когда-то, ребята,
Во времечко оно
Второе спряжение
Имело шпиона.
Здесь его инструкции.
В них шпионьи функции.
Вот они, спешите видеть:
От связного не зависеть,
Всех "клиентов" ненавидеть,
побольнее их обидеть.
Стойко трудности терпеть,
Над собой лассо вертеть,
Через щелочку под дверью
За врагом своим смотреть.
По шоссе машину гнать
И в зубах кинжал держать,
Чтоб за стенкой голос слышать,
Совершенно не дышать.

- Вот какая нелегкая жизнь у шпиона. Все выделенные глаголы и спряжения, не забудьте их!

13. Этап контроля. Диктант.

Кто вперед смотрит, тот далеко видит. Воду в решете не удержишь. Не посмотришь - не увидишь, не расспросишь - не найдешь. Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.

Слышит звон, да не знает, где он.

14. Этап комментирования домашнего задания.

а) Зарисовать глаголы-исключения по лексическому значению.

б) Индивидуальные творческие задания записаны на обороте листа с классной работой.

15. Этап подведения итогов.

Что узнали на уроке? Какое настроение в конце урока? Зарисуй на листе самоконтроля.

Сделай отметки о количестве устных ответов на уроке.

Если на листе самоконтроля выставлено 4-5 плюсов - оценка за урок "5".

Покажите сигнальные карточки.

Если выставлены 3 плюса - оценка "4".

Покажите сигнальные карточки.

Троек на уроке не получили.

Благодарю всех за урок.

Приложение 1

Приложение 2

21.01.2008