Автоматизация и дифференциация [р-л], [р'-л'] в слогах, словах и словосочетаниях

Разделы: Начальная школа


Цели: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Продолжать развивать и закреплять артикуляционный праксис и мелкую моторику. Развивать словесно-логическое мышление. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование: Зеркала, мяч, разрезные слоги облачка и тучи, барабан с крутящейся стрелкой, фишки, вертушки, ленточки из бумаги, ПК для оргмомента.

Ход занятия

  1. Оргмомент:
  2. Исключение лишнего (на панно картинки)

    Кот, собака, лев

    Яблоко, груша, сапог

    Юбка, платье, кубики

    Стул, стол, барабан

  3. Артикуляционная гимнастика ( зеркала)
  4. Язык лопаткой положи
    И спокойно подержи
    Язык надо расслаблять
    И под счёт его держать: Раз, два, три,
    четыре, пять!
    Язык можно убирать.
    Ох и вкусное варенье!
    Жаль, осталось на губе
    Язычок я подниму
    И остатки оближу.

     

    На качелях я качаюсь
    Вверх-вниз, вверх-вниз
    Я до крыши поднимаюсь
    А потом спускаюсь вниз.
    Малышата – индюшата
    Лапками топочут,
    Весело бормочут,
    Бл-бл-бл-бл-бл-бл

    На лесной опушке,
    Где жила кукушка
    Вырос гриб волнушка-
    Шляпка на макушке,
    Звукознайка в лес пошел,
    И большой грибок нашел.
    Вот и нет волнушки
    На лесной опушке.

  5. Дыхательная гимнастика (вертушка, лента матроса)
  6. Бумажная лента крепится на кончик языка, дуть надо сильно по центру не раздувая щек. Бумажная лента развивается как лента на бескозырке матроса.

  7. Слоговой синтез
  8. Ру-ру-ру- затеваем мы игру. ( с мячом)
    Руку другу тянет друг,
    Встали все в широкий круг.
    Ра-ра-ра- начинается игра
    Я прошу со слогом РА
    Мне помочь назвать слова!

    Договаривание слога – ра и проговаривание всего слова.

    Ко……, иг….., но……, ды……, ссо….., у……, кону……, детво……

    А теперь со слогом – ла мне прошу назвать слова:

    Вста…., се…., бежа…., смотре…, гуде…., е……, пи….., мет…..

    Что мы с вами сейчас делали? ( закрепляли произношение звуков в слогах и словах)

  9. Дифференциация звуков р-л в слогах и словах.
  10. Ра-ра-ра – продолжается игра

    Выбрать нам сейчас пора слог –ра или – ла. (слоги написаны на маленьких облачках, а начало слов на тучах побольше)

    У каждой тучки было маленькое облако. Подул ветерок и облака разлетелись, помогите им найти свою тучку.

    Подобрать слог, прочесть слово:

    Жа…., смо….., шку…., ска…, мешу…., ю…., шко…., по…., ску…., пи…

  11. Развитие словесно-логического мышления
  12. На облачках загадки.

    Сидит дед, во сто шуб одет.
    Кто его раздевает,
    Тот слёзы проливает. (лук)

    Красна девица сидит в темнице,
    А коса на улице. (морковь)

    Назови слова- отгадки одним словом (овощи)

    Что за коняшки -
    На всех тельняшки! (зебры)

    Без крыльев,
    А быстрее птицы,
    С дерева на дерево
    Перелетает. (белка)

    Назови слова - отгадки одним словом (животные)

  13. Пальчиковая гимнастика (лодка, корабль, крокодил)
  14. Дифференциация в словосочетаниях.
  15. Сегодня мы с вами будем играть в популярную игру “Поле чудес”

    А чтобы узнать, кто начнет первым и дальнейшую последовательность игроков, мы с вами посчитаемся.

    И- ы , и- ы – первым точно ходишь ты,
    А-я, а-я – вот и очередь твоя,
    Э-е, э-е – а теперь ходить тебе,
    У –ю, у –ю – запомни очередь свою.

    Раздаются порядковые номера. Обязательное условие игры – правильное проговаривание звуков. На игровом поле картинки в названии которых есть звук р или л.

    Например: красный помидор, желтый подсолнух

    Ребёнок крутит стрелку, называет номер сектора и то, что изображено в этом секторе.

  16. Итог: оценка работы детей.