"Посвящение в биологии". Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать развитию познавательного интереса школьников к предмету.

Оборудование:

  • портреты ученых,
  • микроскоп,
  • таблички с названиями наук.

Действующие лица: ведущий, «Био»- девочка в костюме греческой богини, юный эколог.

Ведущий: Здравствуйте! Мы приветствуем сегодня всех, кто пришел к нам.

«Био»:

Я жизнь сама! Я жизни порожденье,
Пред изумленным взором предстаю!
Так совершенны все мои творенья,
Ключи от многих тайн в себе храню.

Здравствуйте ребята, зовут меня «БИО», я приехала к вам из Древней Греции. Жизнь, именно так звучит мое имя, если перевести его на русский язык. Уже много веков назад люди начали изучать живые организмы, пытаясь разгадать удивительную загадку жизни. Живые организмы - это островки упорядоченности в океане беспорядка. Чтобы как-то управляться с необозримым множеством живых организмов и появилась биология – совокупность наук о живой природе.

Биология- наука вечная. В сущности, пещерные люди, жившие 20 тыс. и более лет назад, были, вероятно, первоклассными биологами, судя по тому, как точно и художественно они изображали на стенах своих пещер оленей, быков, мамонтов, населяющих окружающий мир. Исследование живого мира всегда было одной из важных сторон человека. Знание ряда важных биологических фактов было необходимо первобытному человеку, так как от этого зависела его жизнь. Людям необходимо было знать, какие из населяющих Землю миллионов живых организмов – растений, животных, бактерий и грибов - можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственных средств или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. Лишь позднее человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой с познавательными целями. Биология как упорядоченная система знаний возникла у древних греков. Греки и римляне описали множество известных в то время растений и животных. Были созданы энциклопедии, содержавшие смесь подлинных фактов и вымыслов относительно живых существ. Люди стали изучать организмы, более тщательно собирали их, и составляли списки животных и растений, населяющих разные места. В этот период изучение живых существ обычно называли естественной историей, не считая наукой. Однако естественная история послужила предшественницей биологии, представляющей собой настоящую науку. В средние века накопление биологических знаний диктовались интересами медицины. Описание человеческого тела оставалось непререкаемым в этой области на протяжении 1300 лет. В средние века вскрытие человеческого тела было запрещено, и анатомия была в действительности анатомией животных, главным образом свиней и обезьян. Составлялись «травники» и «бестиарии»- перечни и описания растений и животных. Изобретение микроскопа, применение его для исследования живых существ, создали условия для быстрого развития области, получившей название цитологии. После изобретения микроскопа ученые исследовали тонкую структуру растительных и животных клеток. В 18 веке было накоплено уже много знаний о природе, назрела необходимость классифицировать все живые организмы, привести их в систему. Созданная классификация растений и животных, с введением бинарной номенклатуры, позволила дать каждой форме животных и растений определенное научное название. Зарождение науки проходило в борьбе со старыми религиозными представлениями. В мифах причудливо переплеталась фантастика с примитивными наблюдениями над жизнью природы, все проявление которой объяснялось разумной деятельностью различных богов. Считалось, что от воли богов зависит жизнь человека: его судьба заранее предопределена, как и всё, что его окружает.

В пещерах, в древности ты родилась,
Сейчас в науку превратилась.
В тебе есть многое: цветы; грибы и травы
Дельфины, обезьяны и удавы.
Их, может тысячи, а может миллионы,
От жителей Земли тебе поклоны.
Ты всем - наука из наук.

Помни, что человек уже много извлек для практической жизни из наук о природе.

Сейчас биология- ведущая наука современности.

Друзья! Огромны и удивительны задачи, стоящие перед наукой.

О том, чем занимается наука биология, вам расскажет мой друг – юный эколог.

Юный эколог:

Биология- предмет, конечно, важный,
Знать её обязан каждый,
Изучаем всё подряд, человека и котят.
И цветочки, и травинки,
Стебли, пестики, тычинки.
Эволюции примеры,
И структуру биосферы.
Даже, если поседеем,
Все равно мы одолеем.
Хоть наука нелегка,
Мы не унываем,
И надеемся, в дальнейшем
Многое узнаем.

Наука биология изучает бесчисленные формы живых организмов, их строение, функции, эволюцию, индивидуальное развитие и взаимоотношения с окружающей средой. Она стала слишком обширной наукой, чтобы её смог охватить один исследователь. Большинство биологов - специалисты в какой-либо одной из биологических наук. Ботаник и зоолог изучают типы организмов и их взаимоотношения в растительном и животном царствах. Анатом, физиолог и эмбриолог занимается изучением строения, функций и развития организма. Паразитолог изучает организмы, живущие в организмах и существующие за их счет. Цитолог исследует строение, химический состав и функции клеток, гистолог занимается свойствами тканей. Палеонтолог изучает ископаемые организмы. Генетик интересуется способом передачи признаков от одного поколения к другому; это тесно связано с изучением эволюции, которое ставит своей целью выяснить, как возникают новые виды и каким образом современные формы произошли от существовавших ранее. Наука о классификации растений и животных и об их эволюционном родстве между собой известно под названием систематики. Одной из самых молодых биологических наук является экология, изучающая взаимоотношения той или иной группы с окружающей средой. Существуют также специалисты, занимающиеся определенной группой живых организмов; ихтиологи, изучающие рыб; микологи, изучающие грибы, орнитологи, изучающие птиц и т.д. Сфера применения биологических знаний обширна; актуальны в настоящее время специальности эколога, ландшафтного архитектора, фермера, фармацевта, фитодизайнера. Каждый, кто хочет стать полезным членом общества, в котором наука и её плоды играют столь важную роль, должен знать естественные науки.

Ведущий:

А сейчас, мы выясним, все ли знают, как правильно называется наш предмет. Кроссворд – ключевое слово «природоведение».

По вертикали:

  1. Среда обитания дождевого червя (почва).
  2. Прибор, увеличивающий изображение исследуемого объекта (микроскоп).
  3. Организм, который поедает других животных, умертвив их (хищник).
  4. Организм, который питается за счет другого организма (паразит).
  5. Процесс, благодаря которому живые организмы производят себе подобных организмов (размножение).
  6. Обоеполый организм (гермафродит).
  7. Клетка, из которой развивается новый организм (зигота).
  8. Самое необходимое условие для жизни растений (свет).
  9. Женская половая клетка (яйцеклетка).
  10. Процесс слияния гамет (оплодотворение).
  11. Организм, который уничтожает хищник (жертва).
  12. Пища растительноядного животного (растение).
  13. Распространение семян, характерное для бешеного огурца и некоторых других растений (саморазбрасывание).
  14. Структура, из которой состоят все живые организмы (клетка).

Ведущий: Вы хорошо справились с вопросами кроссворда. Каждый из вас уже побывал в роли исследователя и сделал свое первое открытие. Пока оно еще очень простое, но очень важное, поможет вам проникнуть в тайны живой природы. О чем следует помнить, изучая природу, нам поможет разобраться юный эколог.

Юный эколог: Эти правила очень важны.

  1. В природе все так или иначе взаимосвязано. Надо понимать причины всего того, что происходит вокруг, и вырабатывать привычку искать эти причины.
  2. Не пытайтесь запоминать все увиденное, запись наблюдений и зарисовки дадут более надежные сведения.
  3. Задавай вопросы. Постоянно спрашивай- не только у других, но и у себя. Не успокаивайся на первом пришедшем в голову ответе, стремись к полной ясности.
  4. Будь терпеливым, пунктуальным в малейших деталях, способным бесконечно повторять эксперимент, зачастую заканчивающийся ничем.
  5. Будь внимательным. Этот принцип означает постоянную бдительность, готовность к любой неожиданности.
  6. Чтобы работа шла успешно, требуется собранность и точность в мыслях и аккуратность в действиях. Аккуратно сделанными коллекциями и записями гораздо легче пользоваться. Лучшие коллекции - это те, которые умеют рассказывать. (Следует указать, где найден экспонат, кем, в какое время года, как он выглядел первоначально. Информация такого рода составляет суть коллекции.)
  7. Научись сотрудничать, работать в группе, веди себя соответственно обстоятельствам, чтобы не только ты, но и другие увидели, что-либо интересное.

Ведущий:

Чтоб продлить природы век
Должен помогать природе
Друг природы- человек

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья, достойны ли они стать юными биологами.

Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет -
Замечательный букет.

Дайте оценку этому стихотворению (нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться при помощи семян)

Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил,
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.

Дайте оценку этому стихотворению (нельзя ловить насекомых, они являются пищей для других животных)

Бутылки и банки бросаем в походе -
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку,
И обнаружили свалку.

(Какой вред могут причинить консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично).

Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,
От берез нашли сережки,
Так зачем нам это впрок?

Дайте оценку этому стихотворению. Почему необходимо собирать семена древесных пород? (Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений).

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат -
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение. Докажите свое мнение. (Нет, неверно, лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

Ведущий: Ещё одно испытание я предлагаю пройти всем учащимся и поиграть в игру «Биологический алфавит». Каждый участник игры называет любой известный ему живой организм (животное, растение, гриб) в соответствии с буквой алфавита, которая выпадает ему по очереди (очередность определяется любым предметом, который передают участники друг другу, учитель следит за тем, чтобы не было повторений названий и участников). Если учащийся затрудняется ответить, учитель приходит ему на помощь. После одного круга, задание, если позволяет время, можно усложнить, чередуя название растения, название животного и так до конца алфавита. В качестве быстрой помощи учителю приводится таблица с названиями растений, животных, грибов.

а абрикос (р) астра (р) акула (ж) анаконда (ж)

аскарида (ж)

б бамбук (р) боярышник (р) белка (ж) бурундук (ж) бледная поганка (г)
в василек (р) верба (р) ворон (ж) волк (ж) волнушка (г)
г герань (р) голубика (р) грач (ж) голубь (ж) груздь (г)
д дуб (р) дурман (р) дафния (ж) дельфин (ж) дикобраз (ж)
е ель (р) ежевика (р) ехидна (ж) еж (ж) енот (ж)
ж жасмин (р) женьшень (р) жимолость (р) жаба (ж) жираф (ж)
з зверобой (р) земляника (р) зубр (ж) зебра (ж) змееяд (ж)
и ирис (р) ива (р) инжир (р) игуана (ж) иволга (ж)
к кукуруза (р) кедр (р) кенгуру (ж) канарейка (ж) кальмар (ж)
л ландыш (р) лотос (р) ласточка (ж) лев (ж) лисица (ж)
м мак (р) мимоза (р) медведь (ж) морж (ж) мухомор (г)
н нарцисс (р) нивяник (р) носорог (ж) нерпа (ж) норка (ж)
о одуванчик (р) ольха (р) олень (ж) оса (ж) опенок (г)
п петрушка (р) подорожник (р) пеликан (ж) пингвин (ж) подберезовик (г)
р росянка (р) рожь (р) рысь (ж) рак (ж) росомаха (ж)
с сосна (р) слива (р) соболь (ж) стрекоза (ж) сыроежка (г)
т тюльпан (р) тополь (р) тигр (ж) тарантул (ж) трутовик (г)
у укроп (р) ужовник (р) утконос (ж) уж (ж) удав (ж)
ф фиалка (р) фикус (р) форель (ж) фазан (ж) филин (ж)
х хризантема (р) хлопчатник (р) хамелеон (ж) хорь (ж) хомяк (ж)
ц цикорий (р) цинния (р) цапля (ж) циклоп (ж) цесарка (ж)
ч череда (р) черемуха (р) черника (р) черепаха (ж) чага (г)
ш шиповник (р) шалфей (р) шакал (ж) шимпанзе (ж) шампиньон (г)
щ щавель (р) щетинник (р) щука (ж) щегол (ж) щитни (ж)
э эвкалипт (р) элодея (р) энотера (р) эму (ж) эфа (ж)
ю юкка (р) юбея (р) юла (ж) юрок (ж) южный кит (ж)
я ясень (р) ячмень (р) ягуар (ж) язь (ж) яйцеед (ж)

«Био»: После этого испытания, я думаю, ребята достойны быть юными биологами.

Ведущий: А теперь осталась малость, Дать торжественную клятву!

Я, юный биолог (фамилия, имя каждого ученика- называют сами учащиеся по очереди)

Обещаю:

- стать исследователем, изучать законы, действующие в природе; (обещаю),
- бережно относиться ко всем живым существам (обещаю)
- соблюдать правила поведения в природе, стать её активным защитником, сохранять и приумножать природные богатства, изучать природу родного края, помогать в решении экологических проблем; (обещаю)
- выполнять законы здоровой жизни. (Обещаю).

Юный эколог: Биологические знания применяются в области медицины, здравоохранении, в сельском хозяйстве и в консервировании пищевых продуктов, изучение биологии имеет также эстетическую ценность. И, пусть ваша будущая профессия, не будет тесно связана с биологией, знание элементарных основ биологии необходимо каждому из нас, они стали одним из показателей общей культуры человека.

«Био»:

На биологию глаза не закрывай,
И учебник –то почаще ты листай.
Это интересно и полезно знать,
Потому учи ты сей предмет на пять:
Он тебе так нужен!

Я познакомила вас сегодня, лишь с некоторыми фактами из своей биографии, остальные, вы узнаете, если серьезно будете относиться к предмету биология. Желаю успехов!

Литература:

  1. Балабанова. В.В и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Учитель 2002.
  2. Биологический энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия 1989
  3. Газеты «Последний звонок» № 2 2000, № 2 2004, №3 2005.
  4. Справочник по биологии под ред. К.М. Сытника. Киев Наукова Думка 1985