Информационные технологии как средство личностного развития учащихся

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Приложение 1

“В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире”. [1].

В последние годы персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. Увеличивается их число в индивидуальном пользовании. Есть различные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании, но этот вопрос представляется в значительной мере решенным. Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, поэтому они уже участвуют в процессе образования. Влияние новых технологий на образование неизбежно.

Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий в образовании, найти ответ на два вопроса: “Какие задачи образования должен помочь решить компьютер?”, и “Какова технология их решения?”. Скорее всего, внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

В течение нескольких лет я использую информационные технологии в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и в качестве средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Таким образом, информационные технологии выступают средством развития личности учащихся.

Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку я рекомендую осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, таких программ, как: “Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей”, “Обучающая программа-тренажер “Фраза”, “Мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор”, ПМК “Семейный наставник”, “Менеджер тестов” (Приложение 2) и электронной таблицы Microsoft Excel (Приложение 3).

Оригинально представлена в “Стране Лингвинии”, во “Фразе”, мультимедиа-комплексе “1С: Репетитор” и в ПМК “Семейный наставник” система контрольно-диагностических тестов и задания, которые контролируют уровень владения орфографией и пунктуацией по темам, выявляют в ходе тестирования причины ошибок и обеспечивают пользователя индивидуальными рекомендациями, помогающими избежать ошибки в дальнейшем.

Данные программы удобны тем, что диагностические процессы (подведение итогов работы, формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов, построение графиков и т.д.) происходят в компьютере автоматически. Но в рамках классно-урочной системы использование некоторых комплексов не совсем удачно, так как на выполнение предложенных заданий уходит большое количество времени, тесты, представленные в комплектах, не рассчитаны на разноуровневую подготовку учеников. Поэтому эффективнее использовать мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор” и ПМК “Семейный наставник” для индивидуальной работы при подготовке к централизованному тестированию, единому государственному экзамену.

Отбирать тестовые задания с учетом времени, изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся позволяют программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel.

Эти программы можно применять для преобразования тестов с бумажного носителя в компьютерное приложение. С их помощью можно очень быстро создавать программы-тесты, что позволяет без проблем многократно использовать тесты, не заботясь о подсчете баллов. Программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel имеют простую форму, но удобны и практичны в работе. Они дают учителю возможность быть самому “программистом”.

Составляя тест, необходимо придерживаться некоторых требован2ий:

  1. Тесты должны нести в себе содержательную валидность: включать задания по возрастающей трудности, включать правдоподобные ответы (при выборе ответа).
  2. Тесты должны быть функционально валидны, то есть соответствовать выявленному уровню.
  3. Тесты должны быть просты, то есть в одном тесте должны быть представлены задачи одного уровня.
  4. В тестах не должно быть двусмысленных формулировок.
  5. В тестах должна быть однозначность и правильность решения эталона.

Использование компьютерных технологий не заменяет традиционных видов и форм проверки знаний, а лишь дополняет их. Опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование программно-методических комплексов, являющихся логическим продолжением традиционной работы над орфографическими и пунктуационными правилами и ставящих своей целью организовать индивидуальную работу учащихся по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся.

И все-таки при использовании информационных технологий возникают некоторые риски:

  • снижение мотивации к традиционным формам обучения;
  • снижение уровня коммуникативной компетентности.

Поэтому еще раз обращаю внимание на то, что информационные технологии на уроках русского языка необходимо применять в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Результат работы по данной методической модели замеряется с помощью диагностики усвоения знаний, предложенной В.П. Беспалько, и мониторинговыми исследованиями уровня обученности и обучаемости.

По подходам В.П.Беспалько степень выполнения теста измеряется по формуле:

K = N / M,

где K – коэффициент усвоения знаний,

N – число выполненных операций,

M – общее число операций.

В среднем у большего числа учащихся коэффициент усвоения знаний не менее 0.7, иногда 0,9 и 1 – значит, процесс обучения на данном этапе завершен, и дальше учащийся способен совершенствовать свои знания. Но есть и такие случаи, когда коэффициент менее 0.7, значит, учащийся не усвоил знания данного уровня и поэтому обучение на данном этапе не закончено. Учителю придется поработать с данными учащимися индивидуально для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, а затем опять провести тестирование по этой же теме.

Мониторинговые исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности по пройденным темам у большинства учащихся выше среднего.

Следует обратить внимание на психологическое состояние учащихся, а именно на уровень тревожности, во время работы на компьютере. Диагностика уровня тревожности осуществлялась с помощью тестирования Спилбергера, был выявлен положительный результат: при работе на компьютере уровень тревожности ниже по сравнению с уровнем тревожности при работе по карточкам.

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации школ многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование информационных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия.
  • Классные часы (с демонстрацией мультимедийной презентации).
  • Создание видеофильмов.

Вот уже почти 10 лет в нашей школе под моим руководством действует литературное творческое объединение “Мир слова”. Объединение занимается разными видами деятельности: участие в конкурсах чтецов, создание рукописных книг, работа над проектами, создание видеофильмов и др. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. Это “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”. [2]

Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по некоторым параметрам. По месту – школьный, внешкольный. По масштабу субъекта: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться по реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, сетевой. По содержанию: предметный, межпредметный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

Упорядочить работу учащихся и педагога помогает составление памяток, перечня этапов, плана работы над проектом. Например, обозначение этапов работы на стороне преподавателя и учащихся может выглядеть так.

Содержание работы над проектом (для учителя)

  1. Введение учащихся в проектную деятельность.
  2. Определение и утверждение тематики проектов.
  3. Составление графика работы над проектом.
  4. Подбор и анализ литературных источников.
  5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
  6. Контроль за выполнением проекта.
  7. Организация и проведение предзащиты проекта.
  8. Контроль за доработкой проекта.
  9. Защита проекта.
  10. Подведение итогов проекта.

Содержание работы над проектом (для учащихся)

  1. Получение информации о проекте.
  2. Выбор темы проекта.
  3. Составление индивидуального графика работы.
  4. Осуждения хода выполнения проекта.
  5. Оформление проекта.
  6. Предзащита в группе.
  7. Доработка проекта.
  8. Защита проекта.

Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с изучения программы Intel “Обучение для будущего”, поэтому продукт проектной деятельности мы оформляем с помощью информационных технологий. Для меня программа Intel была начальным этапом знакомства с проектированием. С творческой группой ребят мы начали работать над проектом “Поэт “невольничьей музы”. Проект был посвящен изучению творчества украинского поэта Т.Г.Шевченко, связи поэта с Оренбургским краем. В итоге работы над проектом был создан слайд-фильм в программе Power Point “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”, путеводитель по оренбургскому музею-гауптвахте Шевченко, web-страница “Жизненный путь Тараса Шевченко”. В результате проектной деятельности ребята смогли реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор и получить интеллектуальное удовлетворение от процесса работы. Но это лишь некоторые положительные черты проектной деятельности, на самом деле каждый отдельный проект имеет свой перечень целей и задач, позволяющих сделать образовательный процесс разносторонним и современным.

В дальнейшем большая часть творческих работ стала сопровождаться проектированием.

Новый учебный год, 2006-2007, принес в нашу проектную деятельность некоторое усовершенствование. Мы получили возможность создавать видеофильмы также в рамках проектов с помощью программы Pinnacle Studio. Медиатека личных работ пополнилась первым видеофильмом “И ходит по Земле Босая Память…”, посвященным жизненному пути дубровского учителя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто много участвовал в проектировании, безусловно, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные “приращения”. Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию.

В заключение отмечу самые яркие результаты проектной деятельности, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • 2004 год - участие во Всероссийском конкурсе литературно-творческих работ, посвященном 190-летию украинского поэта Т.Г.Шевченко (слайд-фильм “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”);
  • 2005 год – 1-е место в областном конкурсе исследовательских работ “Моабитская тетрадь”, посвященном 100-летию со дня рождения М.Джалиля (слайд-фильм “Лишь в отважном сердце вечность есть!”);
  • 2006 год – видеофильм “И ходит по Земле Босая Память …”. Этот фильм мы представили на конкурсы разных уровней: муниципальном, региональном, федеральном, и везде он был отмечен. На районном конкурсе, посвященном 80-летию, занял 1 место, на областном конкурсе исследовательских работ “Со школьного порога – в вечность” - 2 место, на областном конкурсе видеофильмов “Юные патриоты России” объединение стало Лауреатом, со Всероссийского конкурса исследовательских работ “Россия. Человек: XX век” ребятам были присланы свидетельства участников этого конкурса.
  • 2007 год – проект “Живи, моя родина!”. Проект состоит из трех видеофильмов: “Возникла среди лесов…”, “Судьба деревни”, “Дубровка сегодня”, посвященных истории возникновения села Дубровка и современной жизни в этом селе. Проект занял 2-е место в областном конкурсе видеофильмов в номинации “Памятники Отечества”. Планируем отправить проект на другие конкурсы.

Возможности внеклассной работы во многом шире, чем в пределах классно-урочной системы. Это объясняется тем, что внеклассная работа изначально ориентирована на развитие личности и не подразумевает выравнивание учащихся под единый шаблон. Внедрение новых информационных технологий во внеклассную работу позволяет придать новое качество традиционным формам работы во внеурочное время. Таким образом, практика показывает, что в образовательных учреждениях необходимо вести активную работу по внедрению новых информационных технологий не только в учебный процесс, но и во внеклассную и внеурочную работу.

Список литературы

  1. Болотов В.А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. - 2003. - № 4
  2. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-ое изд., испр. – М., 2004. – С.5.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2005.
  4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2005.