Урок по предмету "Мир вокруг нас" во 2-м классе по теме "Красная книга. Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с Красной книгой.
  2. Раскрыть факторы, отрицательного воздействия человека на природу.
  3. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в родном крае.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

Общая релаксация класса: детям предлагается посмотреть на монитор компьютера, где представлены аквариумные рыбки. (DVD фильм).

II. Основная часть.

Постановка целей урока.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных и растениях нашей страны, познакомимся с необычной книгой, которая хранит тайны леса. Поговорим о том, как мы можем заботиться о нем.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, на прошлых уроках мы с вами изучали домашних и диких животных. Домашней работой было составление рассказов о редких животных, оформление докладов. (Ответы детей у доски по плакатам).

Сообщение темы и целей урока. Введение в тему

- Ребята, вы хорошо поработали дома и познакомили нас с различными животными. Тема домашнего задания была выбрана не случайно. Она стала первым звеном в изучении Красной книги. Как вы думаете, что такое Красная книга? (Показ Красной книги Саратовской области).

- Почему переплет этой книги такой яркий? Какие сигналы красного цвета вам встречались в жизни? (Светофор, маяк, красный крест, пожарная машина и др.)

- Правильно, ребята, красный цвет сигнализирует нам о том, что природа в опасности. Кто же наносит вред животным и растениям? Конечно, в первую очередь человек.

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно
Красная книга, Красная книга.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле!

Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

- Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению много человек сделал промахов, ошибок.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстанавливается. И просчитались. Многие виды животных, птиц и растений исчезают. (Просмотр DVD фильма о влиянии человека на природу).

Обсуждение просмотренного фильма.

- Что является угрозой для окружающей нас природы?

- Начиная с 1600 года в мире вымерло более 150 видов животных, причем более половины - За последние 50 лет. Международная Красная книга находится в Швейцарии, в нее попали и животные нашей страны.

- В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждаются многие виды животных. Поэтому в 1984 году вышло второе издание. В них кратко, но ясно описано бедственное положение животных.

- Ребята, на столе лежат открытки с изображениями животных и птиц Красной книги нашей страны. Посмотрите их, выберите понравившегося животного и попробуйте от его имени обратиться к человеку. Как вы думаете, что бы они сказали нам?

Физминутка “Ноев ковчег”

Каждому ребенку на ушко говорятся звуки, которые издают животные так, чтобы получились пары. Дети с закрытыми глазами, произносят их, находят себе пару.

Работа по теме урока

Чтение материала учебника стр. 82 – 83. Обсуждение статьи.

(Просмотр DVD фильма об исчезающих животных).

- Как нелегко стало жить животным даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?

А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.

Ребята, а что мы с вами можем сделать полезного для животных, птиц и растений? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи.)

1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.

2. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – “на память!”
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…

3. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костер разжигать не годится!

4. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны –
О них порежешься ужасно!
А если вдруг на них свалиться –
В больнице можно очутиться!
И обитателям лесным
Стекляшки тоже не нужны…

5. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:|
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

- Каждый человек может сделать добро природе. Например вот как… (DVD фильм).

Обсуждение фильма:

- Чтобы восстановить природу, нужно высаживать леса, сеять траву, меньше пользоваться химическими удобрениями. Тогда птицы, насекомые, животные будут заселять эти участки земли. Тогда наша планета будет зеленеть.

III. Итог урока

- Ребята, посмотрите, эта ромашка потеряла свои лепестки, но, чтобы она совсем не исчезла, вы должны нарисовать правила охраны природы на ее лепестках и объяснить их. (Дети прикрепляют лепестки к цветку).

- Люди стали создавать заповедные зоны, где запрещается любая хозяйственная деятельность. Сейчас в нашей стране более 150 заповедников. (DVD фильм.)

Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел березу.
Шаловливый ручей
Что – то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чем-то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
- К нам пришел человек,
И не злой, а хороший!

Выставление оценок.

Домашнее задание: стр.82-91, сделать свою Красную книгу, в которой описаны животные, растения, птицы.

Приложение (звуковой архив .zip)