Командное соревнование "Упражнения в решении расчетных задач по первоначальным химическим понятиям"

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях; производить расчеты по химическим формулам.
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
  3. Воспитательные: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Методы обучения. Поисковый.

Оборудование: Комплект заданий для каждой группы учеников; ПСХЭ Д.И. Менделеева; калькуляторы; фломастеры; плакаты для записей (листы формата А3); на доске начерчен кроссворд и записан девиз урока; плакаты (на листах А3) с таблицами для игры в «Крестики-нолики».

Девиз урока

«Истина не рождается в голове одного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения».

М. М. Бахтин.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Контроль
1 Организация начала занятий. Проверяет готовность к уроку (класс заранее разделен на 4 группы и в каждой выбран лидер, который контролирует работу всей группы).

Сообщает, что сегодняшний урок пройдет в форме командного соревнования, представляет команды, знакомит учащихся с правилами игры, объявляет число конкурсов и их названия:

Вспомнить все;

кто быстрее;

сделай сам;

игры, в которые могут играть химики.

Каждый конкурс (кроме 3) оценивается 5 баллов.

Оценка за 3 конкурс выставляется каждому ученику отдельно после проверки учителем его работы.

Таким образом, команды могут набрать 15 баллов.

Лидеры групп зачитывают девиз группы и приветствие соперникам.  
2 Актуализация опорных знаний и мотивация. Просит одного из учащихся зачитать эпиграф к уроку, а остальных учеников подумать над этими словами, почему именно они выбраны в качестве девиза ?

Сообщает учащимся, что любое (даже химическое) соревнование начинается с разминки (1-ый конкурс), предлагает выполнить кроссворд и найти ключевое слово, которое и будет являться основным в теме урока (Приложение 1).

Проверяет правильность выполнения кроссворда на доске, обсуждает трудные моменты, называет тему урока.

Зачитывают эпиграф (девиз) к уроку, думают и высказывают предположения о значении эпиграфа.

Командно выполняют кроссворд.

Команда, которая первая справилась с заданием, записывает верные ответы в кроссворд, начерченный на доске, остальные учащиеся сверяют свои решения.

Контроль за работой каждой группы.
3 Закрепление Сообщает учащимся, что разминка прошла успешно, все участники соревнования вспомнили все основные понятия и даже назвали тему урока-соревнования.

Называет следующий конкурс «Кто быстрее» (Приложение 1), объясняет, что победит команда, которая за определенное время быстрее всех и верно решит задачи, представленные в таблице.

Подводит итоги этого соревнования.

Объявляет, что в следующем конкурсе «Сделай сам» (Приложение 1) каждый учащийся работает самостоятельно и выполняет любые 3 задачи из выданной карточки на листочках.

Учитель собирает листочки с выполненными задачами.

В результате после проверки каждый учащийся получит оценку.

Сообщает, что в любом соревновании всегда должна быть небольшая перемена и предлагает учащимся отдохнуть и поиграть в крестики-нолики - конкурс «Игры, в которые играют химики» (Приложение 1). Для игры выбираются 8 человек из разных команд, их приглашают для выполнения задания к доске. Остальные учащиеся болеют за своих товарищей.

Учитель подводит итоги этого последнего конкурса и всего соревнования, называет самых активных учащихся и команду-победителя, выставляет оценки за урок.

Решают задачи, вносят ответы в таблицу, напечатанную как плакат (на листе А3).

Индивидуально решают задачи на карточках

В парах играют в игру «Крестики-нолики» у доски

Контроль за работой каждой группы.
4 Домашнее задание. Предлагается домашнее задание на следующий урок: составить самостоятельно 2 расчетных задачи по теме ”Первоначальные химические понятия” и решить их. Записывают задание в дневниках Записи в дневнике.
5 Рефлексия. Создает условия для проведения рефлексии:

Сегодня на уроке я научилась (ся)…

Сегодня на уроке я закрепил (а) свои знания…

Что еще я хотел (а) бы узнать…

Рефлексируют свои знания.  
    Планирование работы на следующий урок.