Лекция для родителей подростка "Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

В особо острой ситуации оказывается современный подросток с его формирующейся потребностью в личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста – перенос сознания во внутренний план, становление самосознания. Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности.

В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.

В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Основные личностные новообразования подростка (открытие “Я”, осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Все это делает семью очень важным и незаменимым звеном в общей системе развития личности. По мнению некоторых авторов, семья, формируя у ребенка социально-ценные качества (гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к общественному долгу и др.), вносит в их формирование тот личностный момент, который обеспечивает не просто знание норм поведения, но и убеждения, стремление утверждать эти нормы в своей повседневной жизни.

Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний. Особая роль семьи в воспитании определяется еще и тем, что ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив. Благодаря этому семейное воспитание обладает длительным “последствием”: положительные или отрицательные черты личности сформированные семьей, влияют на отбор последующих воспитательных воздействий в школе. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. “Семья не только воспитывает сама, но и “удобряет” или, наоборот, истощает почву для последующего общественного воспитания”. Наибольшей устойчивостью отмечаются личностные качества, связанные с развитием эмоциональной сферы и отношениями к другим людям. Формируясь с детства, на примере взаимоотношений к родительской семье, они сохраняются у человека долгие годы и проявляются в межличностных контактах с людьми в различных сферах жизни, и особенно во взаимоотношениях с членами семьи, созданной им самим.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.

Другая важная функция семьи – это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение “словесными” методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем всякая попытка “внести” в сознание ребенка “познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает “самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств”. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.

Основной характеристикой семейного климата являются эмоциональные взаимоотношения между членами семьи, в которых ведущая и определяющая роль принадлежит отношениям между супругами-родителями, поскольку именно они определяют общую организацию семейной жизни и особенности семейного влияния. Психологический климат семьи формирует у ребенка гуманистические свойства личности и определенный стиль взаимоотношений с другими людьми, который проявляется в его повседневном поведении, в контактах с товарищами и др. Положительные эмоциональные отношения между членами семьи способствует развитию сотрудничества между ними, а следовательно, и более высокой организации различных сторон жизни семьи, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на ребенка. Особенно сильное влияние на развитие его личности оказывает правильно организованный досуг.

Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. В работах по педагогике и педагогической психологии неоднократно указывалось на значение личности воспитателя в процессе воспитания. По мнению В.А. Сухомлинского, “ничто… так не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек”. “Ум воспитывается умом, совесть совестью, преданность родине – действенным служением родине”. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:

  1. служить непосредственным образцом поведения для ребенка;
  2. являются основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий.

“Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.

Влияние семьи и ее компонентов на развитие и формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий потенциал семьи, по мнению ученых (Г.М. Миньковский К.Е. Игошев, А.Г. Харчев и др.) определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций.

В последнее время интерес, со стороны общества, к этнопсихологическим и этнопедагогическим исследованиям проблем семьи объективно повышается.

Семья является основным источником воспроизводства населения и выделяется среди других институтов воспитания своим ответственным отношением к выполнению функций накопителя и ретранслятора общечеловеческого нравственного богатства. Она, как форма объединения людей, вечна, как вечны отношения между мужем и женой, родителями и детьми. В различных социально-экономических формациях, пусть не в одинаковых модификациях, но эти отношения все же будут существовать, что подтверждает мысль о вечности семьи, как института формирования личности.

Среди доминирующих мотивов заинтересованности общества в сохранении и совершенствовании семьи следует отметить: во-первых, семья оказывает огромное влияние на социализацию подрастающего поколения. Правильно отмечает Н.Я. Соловьев: “Умная, активная, творческая позиция личности и организации семейной жизни нужна всем: как самой личности, так и обществу, как взрослым, так и детям, как современным поколениям, так и грядущим”. На брачно-семейные отношения оказывают влияние не только экономические условия развития общества, но и духовная культура, выработанная человечеством тысячелетиями.

Жизнь доказывает, что не только общество влияет на семью, но и семья как его необходимая ячейка, оказывает существенное влияние на развитие общества в целом. Она вечна, как вечна сама жизнь. Вечна потому, что семья, это в первую очередь, отношение между мужем и женой, родителями и детьми, которые характерны любому человеческому обществу.

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению.

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста.

Формирование личности, с самого рождения до полной зрелости, зависит от влияния социальной среды, которая содействует оптимальной реализации программы развития, унаследованной с генотипом. Наиболее важную роль в осуществлении этой программы играет семейная среда, так как она ближе всех к пониманию наследственных факторов организма. Кроме того, как хранительница достижений прошлого, она лучше других может донести это образцы до новых поколений.

Поэтому, в настоящее время, на этапе возрождения духовного и культурного наследия, опора на семью, как на средоточие нравственного богатства народа, является объективной потребностью обществ. “Система обычаев и традиций любого народа – результат его усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений”. Отсюда и повышенное внимание современного общества к тем духовным ценностям народной педагогики и народной психологии, которые, естественно, могли сохраниться только в семейном быту.

Общество заинтересовано в преемственности только прогрессивного духовного богатства народа. В осуществлении этой цели огромная роль принадлежит семье, которая впитала в себя современный образ мысли, педагогическую и общечеловеческую культуру. Благополучие любого цивилизованного общества в огромной степени зависит от социальной зрелости его членов, достигаемой путем формирования личности, развивающейся и самореализующейся в гармонии с самим собой и обществом. Важными показателями развития личности являются готовность подрастающего человека к трудовой, общественной и личной жизни.

Традиционная горская психология сохранила много ценностных ориентаций, соблюдение которых в течение многих тысячелетий обеспечивало практический успех в трудовой, бытовой и семейной жизни. Молодежь перенимала духовную культуру старшего поколения, которая оказывала огромное влияние на формирование характера, отношения к окружающей действительности.

Среди гуманистических традиций и обычаев народной педагогики и народной психологии выделяются: родственные связи и крепость родственных уз, долг признательности родителям, уважительное отношение к матери и отцу, почитание родительского дома, совместное проживание престарелых родителей с детьми, ответственность младшего или единственного сына за благосостояние родителей, ответственность старших детей за воспитание младших братьев и сестер, усыновление детей бездетными родственниками, ответственность за воспитание детей вдов. Эти нормы народного достояния дошли до наших дней и ныне могут способствовать формированию личности.

Вопросы семьи, закономерность ее развития во все времена были и остаются предметом глубокого изучения социологии, философии, юриспруденции, педагогики, психологии, медицины и многих других наук. Это и понятно, ибо семья во многом определяет дальнейшее развитие человеческой культуры и быта.

Не случайно, в древнейших исторических памятниках, в таких как Законы Вавилонского царя Хаммурапи, Среднеассирийские законы, Хеттских законах, индийском Артшахастре, Каутильи, иудейской и христианской Библии, мусульманском Коране и других, вопросы семьи, отношений в семье занимают значительное место.

Формированию в педагогике и психологии народов Карачаево-Черкесии новых взглядов большое влияние оказала окружающая среда. Её прогрессивные установки обогатились ценными указаниями и рекомендациями выдающихся советских педагогов – Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского и др.

Национальная педагогика и психология бережно отнеслись к семье, они сохранили до настоящего времени множество обычаев и традиций.

Обычаи и традиции можно условно разделить на три группы, в зависимости от их конкретной целевой установки.

Группы обычаев и обрядов

Целевая установка

1 группа Направлена к формированию соответствующих отношений к родителям. Сюда относятся: родственные связи и крепость родственных уз, долг признательности родителям, особо уважительное отношение к матери, почитание родительского дома, совместное проживание престарелых родителей с детьми, ответственность младшего или единственного сына за благосостояние родителей.
2 группа Выражает отношение к детям: ответственность старших детей за воспитание младших братьев и сестер, усыновление детей бездетными родственниками, взаимопомощь родственных семей (маммат) и ответственность родственников за обучение и воспитание детей вдов, строгость и требовательность к детям.
3 группа Направлена к формированию соответствующего отношения к общепринятым нормам приличия. К ним относятся: уважение и почитание старших, скромность, вежливость, сдержанность в жизни, в том числе семейной, уважение к труду и продуктам труда, гостеприимство

У карачаевцев сформировалась своя система правил и норм поведения, нашедшая воплощение в этнопсихологии. Политические, исторические и социально-экономические условия воздействовали на сущность и содержание развития личности. Немаловажное влияние оказывала и географическая среда.

Семья является одним из основных факторов социализации личности, и народ стремился к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным. Социализация личности в семье охватывала подготовку ее к производительному труду на благо семьи и общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а также реализацию активности личности, ее саморазвитие и самоосуществление.

Социально-культурно-нравственный опыт карачаевского народа воплотился в этике и полностью отвечал понятиям “Езден адет” – системе нравственных принципов, традиций, обрядов и обычаев, подчиненных одной задаче – формированию высоконравственного члена общества, рода, семьи. Принципы карачаевской этики имеют следующее содержание:

- трансляция духовно-нравственного наследия предшествующих поколений последующим поколениям. В него входит:

  • родной язык;
  • ценности, отвечающие духовно-нравственным требованиям народа;
  • нормы, обряды, обычаи, традиции народа;
  • нравственный пример;
  • нравственное убеждение;
  • геронтотимия (уважение старших младшими членами рода);
  • образ жизни, находящийся в гармонии с общественными и религиозными нормами;
  • патриотизм, храбрость, мужество;
  • любовь к Родине;
  • святость родственных связей, семейных уз;
  • кодекс чести;
  • защита генофонда от дурных наклонностей;
  • толерантность.

- трансляция культурных ценностей:

  • ценностей материальной культуры (воспитание ценностного отношения к рукотворным памятникам материальной культуры);
  • памятников духовной культуры (песни, легенды, сказания, притчи, т.е. УНТ), а также воспевание прекрасного (природа, люди, окружающий мир);
  • воспитание здорового образа жизни на примерах физического совершенства, красоты, добродетели.

- трансляция этикетных норм:

  • поведение в общественных местах, на праздниках, похоронах, и т.д.;
  • соблюдение ритуалов и церемониалов;
  • участие в обрядово-культовых празднествах.

В истории человечества у всех народов основным социальным институтом, обеспечивающим передачу нравственного опыта из поколения в поколение, была семья. Семья и в современных условиях является основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности.

Карачаевская семья – колыбель спокойствия и безмятежности для самых маленьких, школа жизни для остальных детей, подготовка к практической деятельности, опыт функционирования которой является весьма ценным.

Формирование личности происходило в семейном кругу, присутствие посторонних при этом не допускалось. Семья была самым святым. В ней решались проблемы жизни и смерти, рождений, свадеб, похорон. Семья свято охраняла свою частную жизнь от чужих глаз, молодежь в ней искала поддержку в жизни и счастья, приют – в несчастье. Духовность была непременной спутницей семейного счастья. “Где намыс, там и счастье”, говорили древние.

Семья, как первичная общность людей, является формой реализации “первоначальной исходной духовности”. Семья – колыбель человечества, первая школа жизни, решающий фактор формирования личности. Именно в семье проходит очень важный период формирования ценностного сознания индивида, когда ценности, имеющие у родителей значение непреложных, механически осваиваются ребенком. Семья выступает первой референтной группой, чьи нормы и ценности он принимает как собственные и воплощает их в своем поведении. Через семью ребенок узнает особую версию культуры, основанную на позиции и опыте членов семьи.

Ценностные приоритеты детей формируются не только целенаправленным воздействием, словом родителей, но и всей их жизнью. Будучи составной частью того или иного этноса, семья выступает как микросреда этнических процессов. По мнению Т.Б. Кодзаева, “Семье принадлежит значительная роль в социализации индивида, в том числе, в формировании у него национального самосознания, этнических черт в нормах поведения, обычаях, привычках и т.д.) Карачаевская семья имеет ряд особенностей. Это – формирование общественного мнения на семейно-родственных советах, строгое разделение труда между полами, взаимопомощь всех ее членов, бережное отношение к детям, культ материнства, гостеприимство, система избегания, ограничивающая отношения между супругами и между родителями и детьми, радостное восприятие рождения ребенка, уважение к возрасту, старости, женщине, строгое соблюдение национальных традиций. Все это создавало благоприятные условия для развития и формирования личности подростка.