Дополнительные образовательные услуги

Разделы: Работа с родителями


Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая , яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. И это не должно быть безразлично взрослым.

В условиях современного образования, учитывая постоянно меняющую ситуацию в стране, и принимая во внимание ответственную роль дошкольного образования в дальнейшей судьбе своих воспитанников, наш педагогический коллектив осознает необходимость изменений сущности воспитательно-образовательного процесса.

С целью совершенствования образовательного процесса и удовлетворения потребностей родителей, на базе нашего дошкольного образовательного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги, в деятельность введены формы работы направленные на обогащение развития детей по четырем основным направлениям: эстетическому, физическому, познавательному, социальному.

В рамкам разработанной Программы развития детского сада одной из ключевых задач является предоставление ребенку возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.

Для этого мы предоставляем дополнительные образовательные услуги.

Что же такое дополнительное образование?

- важнейшая составляющая муниципального образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей , самих ребят;

- обеспечивает свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности;

- формирует умение анализировать ситуацию, ставить цель.

Для того чтобы успешно реализовать образовательные услуги необходимо провести комплекс мер по их маркетингу. Грамотно проведенный маркетинг позволяет выявить потенциальных потребителей услуг, довести до потребителей информацию о содержании и качестве предполагаемых услуг.

Маркетинг предполагает следующие действия:

  • изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей; анализ платежеспособности родителей и возможности установления цены образовательной услуги на уровне рентабельности ( для платных услуг);
  • анализ внутренних возможностей оказания образовательных услуг, пользующихся спросом ( квалификации кадров, материальной базы, наличие учебно-программного обеспечения или возможности его разработки, наличие помещений);
  • сбор информации о конкурентах, предлагающих аналогичные услуги;
  • формирование перечня намечаемых к реализации услуг за рамками основных образовательных программ;
  • организация рекламы на дополнительные образовательные услуги;
  • анализ изменений спроса на предлагаемые услуги.

На данном этапе развития сферы образовательных услуг маркетинговая деятельность просто необходима для того чтобы создать условия для развития индивидуальных возможностей детей, для поднятия статуса учреждения. На сегодня дошкольное образовательное учреждение является особым образовательным пространством, в рамках которого:

  • дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов по своей потенциальной содержательной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней;
  • не использовать его или, что ещё хуже, употребить не по его внутреннему назначению, по меньшей мере, недальновидно.

Нами была разработана модель взаимодействия дошкольного учреждения и учреждений микросоциума с целью обмена опытом, обогащения новыми педагогическими технологиями.

Работа дошкольного учреждения с микросоциумом

В МДОУ используется высокий потенциал педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. Администрация детского сада развивает связи с учреждениями дополнительного образования, с которыми заключаются договора о предоставлении ими услуг детскому саду (батик, декоративно-прикладное искусство; шахматы-шашки; таэкван-до ; коррекционные занятия с логопедом и психологом).

Для проведения занятий используется база не только детского сада, но и учреждений дополнительного образования.

img1.gif (39001 bytes)

Тесная связь с учреждениями дополнительного образования позволяет:

  • направлять воспитательный процесс на решение сложных проблем;
  • улучшить учебно-воспитательную работу с одаренными детьми, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании.

Разбудив в ребенке активность и вооружив его необходимыми способами деятельности, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

Так как лишь через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности, то цель детского сада, его педагогического коллектива:

  • создать каждому ребенку социальную ситуацию развития;
  • поле разнообразной деятельности ( дополнительные услуги);
  • среду общения.

В дошкольном учреждении организована работа по дополнительному образованию, секционная работа специалистов и кружковая работа на группах направленная на совершенствование физического развития, углубленное музыкальное и художественно-эстетическое развитие, развитие познавательных способностей и социальной компетентности детей дошкольного возраста. Охват дополнительными образовательными услугами, кружками и секциями составляет 91% детей от общего количества детей дошкольного возраста в ДОУ. Основная ценность для педагогического коллектива – личность ребенка, с ее индивидуальными особенностями, интересами и переживаниями.

Наша цель – создать условия для социально личностного развития ребенка. Помочь ребенку любого возраста получить дополнительные знания, которые реально помогут ему во взрослой жизни. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной.

Для успешного решения задач эстетического воспитания и развития творческих способностей детей в дошкольном учреждении созданы все необходимые условия: оснащенный в соответствии с современными требованиями музыкальный зал, студия изобразительного творчества.

Для развития творческой деятельности, приобретения художественного опыта в детском саду организована изостудия “Волшебная кисточка”.

Вокальный кружок “Родничок”:

  • развивает музыкальные способности вокально-одаренных детей;
  • формирует творческую активность;
  • учит самовыражаться , приобретать навыки импровизации, актерского мастерства.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и творческих способностей осуществляется и через театральную деятельность.

Работа в данном направлении осуществляется по авторской программе.

Музыкальные руководители и воспитатели организуют игры – имитации, игры-драматизации, инсценирование песен, хороводные режиссерские игры, кукольные спектакли, фольклорные постановки на обрядовой основе, музыкально-драматические спектакли. В процессе инсценирования сказок, песен, стихотворений, каждый ребенок имеет возможность выбрать роль и самостоятельно использовать средства импровизации: мимику, интонацию, пантомиму.

Для приобщения детей к танцевальному искусству в детском саду организованы занятия хореографией. Занятия с детьми развивают эмоциональность и выразительность их танцевальных движений, оказывают положительное влияние на психическое самочувствие ребенка, совершенствуют координацию движений, формируют красивую походку, экспрессию мимики, свободу ориентации в музыкальных ритмах.

Хореографическая студия “Волшебный башмачок”:

- приобщает детей к искусству хореографии;

- развивает художественный вкус;

- прививает общую эстетическую и танцевальную культуру.

Шахматы – шашки:

- стимулирует познавательную активность, любознательность, фантазию, воображение;

- совершенствует память;

- вырабатывает особый тип мышления;

- воспитывает инициативу, дисциплинированность, последовательность в достижении поставленной цели.

Английский язык:

- развивает артикуляционный аппарат и фонематический слух;

- улучшает память;

- помогает преодолеть языковой барьер;

- развивает сценическую роль и творческие способности.

Логопункт:

- коррекция речи;

- развивает мимическую, интонационную выразительность речи.

Таэкван-до:

- вид боевого искусства;

- самооборона без оружия;

- расширяет индивидуальные возможности в результате физических и духовных тренировок

ЛФК:

- основное средство формирования правильной осанки и ее коррекции.

Заказчиками являются родители. В МДОУ предусмотрены различные формы работы с детьми и родителями.

Формы работы с родителям

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

- привлечение родителей в деятельность детского сада (включение в органы соуправления и управления для принятия разного уровня решений, участие родителей в ключевых образовательных мероприятиях детского сада);

- повышение эффективности работы за счет получения обратной связи (анкетирования родителей на удовлетворенность работой детского сада).

img2.gif (47773 bytes)

Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения обратной связи о том, как они оценивают работу детского сада, в чем видят положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса. Анализируя полученные данные, намечается мероприятия по выяснению причин проблемных “мест” и устранению недостатков.

Дети, занимающиеся в студии, различных кружках хорошо учатся в школах и успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования. Наши дети получают квалифицированные образовательные услуги с учетом их потребностей и пожеланиями родителей, обеспечивая индивидуальный подход к ребенку. В воспитательно – образовательном процессе используются такие средства обучения, как:

  • видеомагнитофон;
  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • телевизор;
  • магнитофон и др.

Количество воспитанников МДОУ №52, охваченных дополнительными образовательными услугами

2006 г.

2007 г.

ИЗО

30%

ИЗО

40%

Английский яз.

20%

Английский яз.

25%

Хореография

40%

Хореография

45%

Шахматы-шашки

30%

Шахматы-шашки

33%

Батик

15%

ЛФК

8%

Декоративно-прикладное искусство

15%

Логопункт

15%

Вокальная группа “Родничок”

8%

 

Вокальная группа “Родничок”

10%
   

Таэкван-до

20%

Регулярно проводится диагностика, которая позволяет оценить качество образовательной услуги в целом, а так же динамику развития каждого конкретного ребенка.

Данные об успешности усвоения детьми программы по различным видам деятельности отражают лишь наиболее общие моменты, но по ним хорошо видна склонность детей к определенным областям знаний и, следовательно, к занятиям в дальнейшем .

С помощью дополнительных образовательных услуг для детей создается ситуация успеха, у них появляется возможность изменить свой статус, мобильность:

- выпускники ДОУ легко адаптируются к новым социальным условиям;

- у детей развиты способности успешно осваивать развивающие программы школьного обучения;

- выпускники ДОУ активны во внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база для организации дополнительных образовательных услуг

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ (действие с 01.01.95г.);
  • Закон РФ “Об образовании” от 10.07.92г. № 3266-1;
  • Федеральный закон от 24.07.98г. №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”;
  • Закон РФ “ О налоге на прибыль предприятий и организаций”;
  • Закон РФ “ Налоговый кодекс”;
  • Положение “О порядке лицензирования образовательных учреждений”, утвержденное приказом Министерства образования России от 17.11.1994г. №442;
  • Типовое положение “О дошкольном образовательном учреждении”, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95г. №677;
  • Приказ от 21.07.95г. №52-М “ Об организации платных дополнительных образовательных услугах”;
  • Приказ от 27.06.95г. №48- М “О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающегося”.
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.02.95г. №04-М “О правах образовательных учреждений по использованию бюджетных и внебюджетных средств”;
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16.12.98г. №01-50-205 ин /3203 “О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ”;
  • Решение Коллегии Министерства образования РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24.11.99г. ( в рамках “О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг”);
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 “О гигиенических требований к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Министерства Образования РФ От 18.06.2003г. №28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”;
  • Рекомендации к выполнению письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Приказ Министерства образования РФ от 16.06.98г. №1578 “ О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями”;
  • Инструкция “О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями”, утвержденная приказом Минобразования РФ от 16.06.98г. №1578;
  • Приказ Минобразования от 10.07.03г. №2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”;
  • Постановление администрации г.Красноярска от 01.02.2000г. №44 “О платных дополнительных образовательных услугах” ( с изменениями от 05.07.2000г.);
  • Постановление администрации г.Красноярска от 28.02.2003г. №65 “Об установлении платы за услуги в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, муниципальных учреждениях комитета по делам молодежи администрации города”.