Разработка урока-игры по теме "Гидросфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: Обобщающий.

Цели и задачи урока: Обобщить и повторить пройденный материал по теме “Гидросфера”. Проверить знания и умения учащихся по теме “Гидросфера”. Подвести итог изучению темы.

Подготовительный этап.

Класс заранее (за 1-2 урока до игры) делится на 2 команды. Каждая команда выбирает капитана. Придумывает название команды, соответствующее теме. Получает домашнее задание и выполняет его.

Проведение игры.

Приветствие команд. Команды занимают свои места. На доске или на ватмане чертится таблица проведения игры. По ходу игры ведущий (учитель) заносит в нее очки, заработанные каждой командой.

Учитель объясняет правила игры:

В игре принимают участие все ученики в команде, отвечая по очереди.
Если ученик не справился с заданием, то право ответа переходит к капитану. Если капитан не может справиться с заданием, то вопрос откладывается.
В ходе игры определяется команда-победительница, а так же выставляются оценки отдельным учащимся за их ответы.
Протокол ведения игры вычерчивается на доске или ватмане.

1-ый конкурс – Разминка.

Командам раздаются карточки с цифрами. Нужно определить, что обозначает каждая цифра.

35% (средняя соленость мирового океана)
11022 м (глубина Марианской впадины)
6671 км (длина Нила с Кагерой)
5410 км (длина Оби с Иртышом)
368000 км (площадь Каспийского моря)
42% (соленость Красного моря)
ок 270% (соленость Мертвого моря-озера)
-405м (уровень Мертвого моря-озера)

Ведущий называет объект – команды должны назвать континент на котором этот объект находится.

Байкал;
Каспийское;
Эйр;
Чад;
Конго;
Нил;
Амазонка;
Миссисипи;
Обь;
Волга;
Игуасу;
Ниагара;
Анхель;
Виктория;
Титикака ;
Верхнее;
Лена;
Енисей.

2-ой конкурс – Знатоков.

Участникам команды по очереди задаются вопросы или вопросы можно записать на карточках и учащиеся по очереди берут карточки со стола м отвечают на вопросы. Если участник не справляется, ответить может капитан, но команда получит 0,5 балла. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Как по карте определить, какой приток реки правый, а какой левый?
  2. Как по карте узнать: горная или равнинная река?
  3. Как можно определить сточное или бессточное озеро?
  4. Назовите виды движения воды в океане.
  5. Какие типы озерных котловин вы знаете?
  6. Какое озеро самое большое по площади?
  7. Какое озеро в мире самое глубокое?
  8. В Средней Азии есть озеро, в одной части которого вода соленая, а в другой пресная. Что это за озеро?
  9. Какое море самое соленое?
  10. Назовите “цветные” моря.
  11. Существует ли такое море, у которого нет берегов?
  12. Знаете ли вы, какая впадина является глубочайшей в Мировом океане?
  13. Где находится самый длинный коралловый риф?
  14. Какие течения называются теплыми, какие холодными? Как они отличаются в обозначении на картах?
  15. При какой температуре замерзает океаническая вода и почему?
  16. Назовите типы питания рек.
  17. Второе по глубине после Байкала озеро планеты находится в Восточной Африке. Как оно называется?
  18. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте, а какие нельзя?
  19. Водопад на реке Замбези низвергает огромную массу воды очень широким фронтом – 1800м – с относительно небольшой высоты – 120-130м. Это самый большой по ширине водопад на Земном шаре. Местные жители называют его Моси-о-Тунья, что означает “душ, который грохочет”. О каком водопаде идет речь?
  20. Как вы думаете, что описано географом Мори в следующем отрывке из его книги?
    “Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет он”.

3-ий конкурс – Картографов.

2 человека в каждой команде – картографы. Они получают задание:

- Определить, какая река изображена на листе бумаги.

- По данным координатам – найти объект.

4-ый конкурс – Гидрологов (Домашнее задание)

Проводится в то время, когда готовятся “Гидрологи”.

1 команда: Какое значение имеют реки и озера?

2 команда: Какое значение имеют ледники и подземные воды?

5-ый конкурс – Географическая эстафета.

Конкурс проводится в течении 5-ти минут Представители команд по очереди подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучали в теме “гидросфера”.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Если показан или назван не правильно, то балл не засчитывается.

За повтор 1 балл снимается (за невнимательность).

6-ой конкурс – Видео вопросов.

Каждая команда просматривает несколько слайдов и отвечает на вопросы ведущего.

7-ой конкурс – “Веселая география”.

Этот конкурс – домашнее задание. Каждая команда задает соперникам вопросы в виде загадок и ребусов.

  • Название какой реки у вас во рту? (Десна)
  • Река, протекающая в Турции и Иране, носит название хищного животного. (Тигр).
  • Я – сибирская река,
    Широка и глубока,
    Букву “е” на “у” смени –
    Стану спутником земли. (Лена – Луна)

 

  • Название какого озера состоит из названия теплой материи и буквы. (Байкал)
  • Какая река на Дальнем Востоке, без последней буквы, плюс женское имя, образуют вместе реку в Средней Азии? (Амударья).
  • Ты меня, наверно, знаешь,
    Я сказки Пушкина герой.
    Но если “я” на “н” сменяешь,
    Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

Заключительный этап.

Подсчет баллов. Подведение итогов.

Домашнее задание: Составить кроссворд по теме “Гидросфера”.