Интегрированный урок по географии и музейной педагогике "Мы летим в Арктику"

Разделы: География, Внеклассная работа


 

Тема занятия:  "Мы летим в Арктику"

Цель занятия:

Познакомить учащихся с научной деятельностью полярников на станциях «Северный полюс» и актуализировать значение Арктики для России в настоящее время.

Задачи:

1.Научить учащихся работать с виртуальной моделью земного шара на примере популярных Интернет - ресурсов:

Earth Google.com
geography2.blogpot.com
www.globe.gov и т.д.

2. В игровой форме на примере музейных экспонатов познакомить учащихся с научными приборами, которыми пользуются люди разных профессий на полярных станциях «СП». Познакомить учащихся с некоторыми специальностями полярников.

3.Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за людей героических профессий, работающих в Арктике; научить учащихся тонко чувствовать взаимосвязи природы и человека. Заинтересовать учащихся материалами экспедиции «Арктика – 2007», познакомить с международными проектами, в которых принимает участие Россия в рамках «Международного Полярного Года».

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, передвижной компьютерный класс (Mac book), выход в Интернет, на рабочем столе компьютеров установлена программа Earth Google.

Ход занятия

Учащиеся входят в музей под звуки песни «Где–то на белом свете…», на экране красивые слайды Арктики, они могут автоматически сменяться.

Учитель

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в школьный музей Арктики им. Г.Я.Седова. А знаете ли вы адрес школы? Как вы думаете, название улицы и название школьного музея связаны между собой? Как? Есть ли в микрорайоне школы ещё топонимы, связанные с Арктикой?

Учащиеся:

Отвечают на вопросы учителя, используя ранее полученные знания и кругозор.

Учитель:

Ребята, а почему люди так стремятся в Арктику? На  Севере холодно, полгода полярная ночь, деревьев и цветов днём с огнём не найдёшь.

Учащиеся:

Затрудняются отвечать.

Учитель:

За ответом я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие на Север, в самое сердце Арктики. Путешествие это будет не простое, а виртуальное в режиме реального времени, т.е. через Интернет мы сможем попасть в гости к полярникам – людям, которые работают на станции «СП -35» прямо сейчас.

Заранее доложен быть подготовлен ученик, умеющий работать с соответствующими Интернет - ресурсами.

Учитель назначает навигатора, если нет мобильного компьютерного класса, предлагает занять ему место за компьютером
и приглашает остальных учащихся сесть в кресла виртуального самолёта. Дети могут пофантазировать, в каком качестве они летят в Арктику (туристы, полярники, пограничники, моряки, геологоразведчики).

При наличии в классе ноутбуков, учащиеся работают индивидуально, на интерактивной доске отображается ход занятия (подготовленная презентация (см. приложение 1) устанавливается на каждый Mac book заранее).

Учитель:

Пристегните ремни и внимательно наблюдайте за происходящим на экране.

Путешествие начинается в космосе с появлением виртуальной модели земного шара, затем учащиеся перемещаются в Санкт – Петербург, находят свой микрорайон и школу.
Мы летим в Арктику! Учащиеся могут комментировать то, что видят на экране.
Вначале полёта самолёт должен лететь низко, для того чтобы дети рассмотрели свой двор, улицу, город. По мере продвижения на север, высота полёта должна увеличиваться для обзора арктического побережья России.

Учитель:

Посмотрите, ребята, какая огромная территория России выходит к побережью Северного Ледовитого океана. Россия занимает первое место среди стран по площади территории и протягивается с запада на восток  более чем на 10 тыс. километров. На Севере побережье России омывает 5 морей.
Чтобы попасть из  Санкт – Петербурга на мыс Дежнёва нужно пересечь 10 часовых поясов - 10 часов полёта на современном самолёте.

Учащиеся:

Называют природную зону, рассказывают о климате Арктики, о растениях и животных.

Учитель:

Ребята, Арктика с давних пор привлекает к себе людей и причин этому много. Наша Родина расположена на севере материка Евразия, её северные границы омывают моря Северного Ледовитого океана.

  1. Воздушные массы, двигающиеся со стороны Северного Ледовитого океана, определяют погоду на огромной территории России;
  2. Путь из Атлантического в Тихий океан короче по Северному морскому пути через Северный Ледовитый океан;
  3. Материковый шельф Северного Ледовитого океана богат полезными ископаемыми (газ, нефть, уголь, железомарганцевые конкреции).
  4.  Воды морей Северного Ледовитого океана богаты рыбой и морским зверем;
  5. В Арктике проходит стратегически важная граница России и зарубежных стран;
  6. Сакральное (скрытое) значение Арктики заключается в том, что в экстремальных условиях Севера могут работать люди, имеющие лучшие человеческие качества (взаимовыручка, забота, надёжность, обязательность, хорошо развитое чувство юмора, трудолюбие).
  7. Россия, как член международного сообщества, принимает участие в исследованиях Арктики, начиная с конца XIX века. 
  8. В 2007 году организована научная экспедиция «Арктика – 2007» в рамках Международного Полярного Года.

Учитель:

С 1937 года в Арктике работают полярники на научно-исследовательских станциях «Северный Полюс». Современные
технологии позволяют нам отследить работу учёных в режиме реального времени, посетив сайт Института Арктики и Антарктики и страничку «СП-35».
В нашем музее много подлинных экспонатов -  приборов, которые подарили полярники (бывшие участники зимовок).
Представьте себе, что льдина, на которой располагается Станция «СП», раскололась, документы и приборы вот-вот
утонут. Ваша задача – спасти документы и приборы, а затем определить их названия и профессии полярников, которые
пользуются этими приборами.

Учащиеся:

Получают заранее заготовленные карточки, на которых написаны названия приборов, выставленные в экспозиции
школьного музея. Ребята должны в витринах найти приборы, соотнести названия приборов с картотекой профессий на
«СП» и сделать вывод о том, люди каких профессий работают в Арктике.
Приборы в витринах выделены разным цветом, который коррелируется с цветом карточек и названием профессий.

Можно усложнить задание, предложив ученикам рассказать о том, какие природные явления изучают специалисты в
Арктике, используя эти приборы. По окончании задания, учащимся предлагается пройти тестовое задание «Угадай прибор».

Учитель:

Молодцы ребята! Вы помогли полярникам спасти приборы и узнали о том, что изучают полярники в Арктике, вы познакомились с основными профессиями на «СП» и увидели экспонаты подлинных приборов, с которыми работают полярники.

Кто из вас хочет работать на «СП», почему?
Люди,  каких специальностей ещё работают в Арктике?
Какие человеческие качества необходимы полярникам для того, чтобы работать в суровых условиях Арктики?
Нужно ли продолжать осваивать акваторию Северного Ледовитого океана, почему?

Учащиеся:

Повторяют, какие природные явления изучают специалисты в Арктике, перечисляют профессии полярников, называют
научные приборы, делятся мыслями о необходимости изучения Арктики, размышляют над человеческими качествами полярников, говорят о необходимости освоения Арктики, как о перспективном и богатом углеводородами районе, говорят о стратегическом значении Арктики, подчёркивают необходимость бережного отношения к полярному региону, как к хрупкой экосистеме.

Учитель:

Спасибо за то, что вы приняли участие в игре. Расскажите, чему вы сегодня научились?

Учащиеся:

Я научился работать в группе, сопоставлять и делать выводы, применять логику, решать проблемные задачи, развивать кругозор, уважать людей труда и любить свою Родину, оберегать природу, уважать соседние страны, прогнозировать развитие событий и доказывать свою точку зрения. Я познакомился с названиями приборов, которыми пользуются учёные при измерении природных  
явлений  на полярных станциях «СП». Я узнал, как работают некоторые из них. Я ощутил гордость за свою страну, её
огромные запасы углеводородного топлива и железной руды на шельфе Северного Ледовитого океана. Я научился
определять геополитические интересы России в Арктике.

Мне понравилось на занятии ……………...

Мне не понравилось ……………………….

Качества личности полярника и рефлексию нужно оформить, как раздаточный материал, для более эффективной работы на занятии.

Как вариант, можно попросить учащихся рассказать о своих чувствах во время занятия, побудить их дать характеристику качеств человеческой личности полярника и получить обратную связь, научив осознавать  мир профессий и происходящее вокруг.
Предложить ребятам (7-8 класс) дискуссию на тему «Кому принадлежит шельф Арктики?» или «Какую профессию я выбираю».

Приложение

За дополнительными материалами обращайтесь к автору.

30.01.2008