Методическая разработка обобщающего урока по творчеству И.С. Тургенева

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ: обобщение знаний по основным этапам творчества И.С. Тургенева.

ЗАДАЧИ

Образовательные:

  • Проверка уровня знаний по произведениям писателя;

Воспитательные:

  • Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;

Развивающие:

  • Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
  • Обеспечение ситуации эмоционального переживания.

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: выставка, посвященная жизни и творчеству И.С. Тургенева, компьютерная презентация, уголок интерьера гостиной для инсценировки, гитара, эпиграф к уроку, написанный на доске.

Да и что можно сказать о всех вообще
произведениях Тургенева? То ли, что после
их легко дышится, легко верится, тепло
чувствуется? Что ощущаешь явственно, как
нравственный уровень в тебе поднимается,
что мысленно благословляешь и любишь автора?

М.Е. Салтыков-Щедрин.

ПЛАН:

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Компьютерная презентация.
  4. Чтение отрывка из рассказа Тургенева “Певцы”.
  5. Инсценировка отрывка из романа “Отцы и дети”.
  6. Чтение письма Тургенева Полине Виардо.
  7. Викторина по творчеству Тургенева (письменно).
  8. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя.

Урок начинается исполнение учителем под аккомпанемент гитары романса на стихи И. Северянина “Классические розы”.

- Я начала урок этим романсом потому, что хочу настроить вас на торжественно-лирический лад, который станет определенной гарантией плодотворности нашего общения.

Но не только поэтому! Вы, конечно, помните, что у И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе с одноименным названием.

И вот еще почему. 3 сентября 1883 года в далеком Париже остановилось сердце великого русского писателя. Согласно его завещанию, он был похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище, и его соотечественники имеют возможность отдать дань уважения таланту писателя и положить цветы на его могилу.

Тургенев всю жизнь оставался русским писателем, никогда не забывал о своей стране, о ее народе, как мог, боролся за облегчение его тяжкой доли.

  • - Почему же произведения писателя до сих пор не сходят со страниц школьных программ?
  • - Вспомните их названия?
  • - Какое произведение Тургенева произвело на вас наибольшее впечатление?
  • - Что мы, люди 21 века, находим для себя в его книгах?
  • - Близок ли вам, сегодняшнему поколению, Тургенев?
  • - Что дало вам общение с его героями?

(Ответы учащихся на вопросы)

3. Компьютерная презентация.

Первыми подвести итоги изучения творчества И.С. Тургенева мы предоставим группе ребят, подготовивших компьютерную презентацию.

(Демонстрация компьютерной презентации в пределах 2-3 минут).

4. Чтение отрывка из рассказа Тургенева “Певцы”.

У нас сегодня есть прекрасная возможность подвести итоги наших наблюдений над языком писателя. Во время работы над “Записками охотника” вы делали попытку проникнуть в творческую лабораторию Тургенева, выполняя письменную работу “Природа у Тургенева в красках, в звуках и в запахах”. Давайте еще раз вслушаемся в удивительно чистое тургеневское слово, почувствуем его волнующую мелодичность, трогающую лучшие струны нашей души. На этот раз предметом нашего внимания станет творческое начало, свойственное простому русскому человеку.

(Специально подготовленный учащийся читает отрывок из рассказа “Певцы”, от слов “Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой” до слов “…и увидал, что победа была его…”)

- Просмотрите еще раз этот отрывок и назовите изобразительные средства, которыми автор воссоздает звучание голоса Якова.

5. Инсценировка отрывка из романа “Отцы и дети”.

Как много часов провели мы вместе с тургеневскими героями, размышляли о них, спорили, пытались понять. И на этом заключительном уроке нас ждет еще одна встреча с ними. Ваши одноклассники попытаются помочь вам увидеть героев романа “Отцы и дети” - Базарова и Одинцову.

(Инсценировка романа “Отцы и дети”. 18 глава, от слов “Евгений Васильевич… Мне хотелось возобновить наш вчерашний разговор. Вы ушли так внезапно…” до слов “Вы меня не поняли…”).

- Интересно узнать ваше мнение о том, как удалось ребятам воссоздать образы героев.

- Увидели ли вы на нашей импровизированной сцене Базарова и Одинцову?

Слово театральным критикам!

6. Чтение письма Тургенева Полине Виардо.

“Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”, “Вешние воды”… Почти в каждом своем произведении писатель посылает своим героям испытание любовью, потому что именно это чувство Тургенев считает главным мерилом человеческих ценностей. Вы хорошо помните историю любви писателя к Полине Виардо. Это чувство он пронес через всю свою жизнь. У нас с вами сегодня есть прекрасная возможность прочесть письмо Тургенева к любимой женщине и еще раз убедиться в том, сколько красоты, сколько благородства несет в себе язык любви, над которым не властно время.

(Один из учащихся, держа в руках перо и портрет Полины Виардо, читает письмо).

ПИСЬМО И.С. ТУРГЕНЕВА ПОЛИНЕ ВИАРДО

Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет тому назад имел счастье говорить с вами... Ваша квартира была на самом углу,- помните ли вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к вам… Мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно, мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище. Вы знаете, - то, что я вам говорю, правда, насколько может быть правдиво человеческое слово… Надеюсь, что вам доставит некоторое удовольствие чтение этих строк… а теперь позвольте мне упасть к вашим ногам…

- Заметили ли вы, что в письме любящего человека ни разу не упоминается слово “любовь”?

- Оказывается, без него можно обойтись, даже если ты объясняешься в любви. Есть в этом письме другие слова, словосочетания, не оставляющие сомнения в том, что ими говорит любящее сердце. Какие это слова?

7. Викторина по творчеству Тургенева (письменно).

А теперь пришло время показать, насколько хорошо вы знаете основные этапы творчества И.С. Тургенева, хорошо ли помните героев его произведений. Пришло время викторины.

(Проводится письменная викторина.)

ВОПРОСЫ К ВИКТОРИНЕ

  1. Назовите годы жизни писателя.
  2. С каким журналом в основном была связана литературная деятельность И.С. Тургенева?
  3. О каком произведении Тургенева Белинский сказал: “Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил”?
  4. Кто из героев Тургенева гибнет на баррикадах в Париже?
  5. Назовите имена героинь тургеневских романов.
  6. Какая страна стала второй родиной для героини романа “Накануне”?
  7. Как называется цикл небольших лирических произведений писателя, созданных им в последние годы жизни?
  8. Роман “Отцы и дети”. На каких музыкальных инструментах играют герои романа?
  9. Какой предмет напоминает одному из героев романа о родине?
  10. Какая болезнь привела к гибели главного героя?

Кому из героев романа принадлежат следующие слова?

11.“Экое богатое тело!”
12.“Погодите, мы вас переделаем…”
13. “Но отвергать поэзию? Не сочувствовать природе?..”
14.“Вы, на мой вкус, здесь лишний, я вас терпеть не могу, я вас презираю…”
15.“Я уверен, что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя…”
16. “Весь интерес, весь смысл романа заключен в смерти Базарова. Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг”.

Оценки будут выставлены после урока.

8. Заключительное слово учителя.

- Ребята! Мне не раз приходилось в жизни обращаться к творчеству

И.С. Тургенева: во время учебы в школе, будучи студенткой института и, наконец, в качестве вашего учителя. Я не ошибусь, если скажу, что чтение и обсуждение произведений писателя вместе с вами было самым интересным и плодотворным, потому что у меня было много собеседников, потому что мы вместе пытались найти ключ к постижению смысла его произведений, их высокого нравственного содержания.

Находясь под впечатлением его произведений, размышляя над ними, я в своем поэтическом творчестве отдала дань уважения великому русскому писателю, посвятив ему стихотворение “Раздумья”. Я надеюсь, что оно станет своеобразным итогом нашего сегодняшнего урока.

Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.

Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.

Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Все в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.

Тургеневские девушки…Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.

Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…

- От души желаю вам, ребята, новых встреч с книгами великого русского писателя И.С. Тургенева.