Школа здоровья: эргономические аспекты конструирования урокв математики

Разделы: Математика, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, широкой общественности. Анализ материалов работы школ по формированию культуры здорового образа жизни показывает, что накоплен достаточно богатый опыт по организации здоровьеформирующей деятельности и созданию здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении. Однако большинство действий, предпринимаемых администрацией образовательных учреждений по устранению факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, направлены на проведение спортивных мероприятий, Дней Здоровья, организацию тематических лекций и т.п.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на одну из главных причин ухудшения здоровья учащихся – интесификацию учебного процесса. И тогда, рассмотрев критерии здоровьеразвивающей учебной деятельности, можно системно подходить к решению практических задач по сохранению здоровья детей школьного возраста.

Одним из таких критериев является физический, то есть обеспечение естественной двигательной и речевой активности учащихся на уроке. Кроме этого необходимо учитывать физиологический, психологический и духовно-нравственные критерии, которые направлены на преодоление состояния депрессии школьников, вызванного различными факторами утомляемости, на обеспечение условий личностного роста, на обучение хорошему выбору.

Данные критерии помогут осуществлять выбор педагогических технологий, обеспечивающих здоровьеразвивающую учебную деятельность и нейтрализовать интенсификацию учебного процесса, через снижение степени утомляемости учащихся на уроке, которая определяется определенным сочетанием различных характеристик школьного урока: трудности, насыщенности учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся. Условия достижения благоприятного соотношения факторов утомляемости на уроке представлены в таблице 1. [1]

Таблица 1.

Фактор утомляемости Условия достижения благоприятных факторов
Трудность Учет особенностей функционирования мозга в процессе обучения:

- разные механизмы записи информации в долговременную память (по зрительному каналу при многократном предъявлении, по другим – после анализа ее и сопряжения со зрительной информацией;

- необходимость предоставления определенного времени и обеспечение специальной деятельности для сопряжения информации, полученной по разным каналам.

Насыщенность Организация обучения в динамических позах: естественная деятельность и речь.
Эмоциональное состояние Предоставление возможности выбора и создание ситуации успеха

В статье рассматриваются эргономические составляющие организации учебного процесса, направленные на сбережение физического, физиологического и психо-эмоционального здоровья школьников, в частности, на уроках математики.

Эргоно?мика (от др. греч. — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая производственную деятельность человека и ставящая целью её оптимизацию. Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии. Термин эргономика был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагалось название эргология, в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин. В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестает быть строго связана с производственной деятельностью. Определение, принятое Международной Эргономической Ассоциацией (IEA) в 2007 году: “Эргономика — это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им”.

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

Ми?диэргономика занимается изучением и проектированием систем “человек-коллектив”, “коллектив-организация”, “коллектив-машина”, “человек-сеть”. Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда. [2,3]

В условиях школы можно рассматривать деятельность учащихся как трудовую, что позволяет наложить системный подход эргономических методов на организацию труда учителя и обучение школьников.

Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютной величины нагрузки, на развитии утомления сказывается еще ряд факторов, среди которых необходимо выделить следующие:

- статический или динамический характер нагрузки;

- интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени;

- постоянный и ритмический характер нагрузки.

Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к большему развитию утомления, чем динамическая, причем субъективное ощущение усталости в этом случае выражено особенно отчетливо.

Для устранения факторов статической физической нагрузки в процессе урока учителем могут применяться различные формы активизации деятельности учащихся:

- устная работа, сопровождаемая поднятием рук учениками, желающими ответить на поставленный вопрос;

- ответ с места (с непременным вставанием ученика);

- выход одного или нескольких учеников к доске при решении математических задач или доказывании теорем;

- работа в парах (при этом дети поворачиваются друг к другу).

Кроме того, сам урок может быть сконструирован таким образом, что объяснение новой темы, предполагающее большую статическую нагрузку учащихся, может учитывать этот фактор и легко обойти его. Например, можно расположить плакаты и учебные материалы не только на фронтальной стене (на классной доске и/или вокруг неё), но на боковой стене, тем самым опосредованно заставляя учащихся поворачивать голову, двигаться. Таким же образом можно использовать и проектор (если кабинет математики располагает таким техническим ресурсом).

Смена видов учебных пособий и способов представления информации позволяет уменьшить зрительное и психо-эмоциональное напряжение учеников. Даже раздача учебных дидактических материалов или листочков для выполнения самостоятельной/проверочной работы даёт минутный перерыв и эмоциональную разрядку детям. По окончании самостоятельной работы можно попросить детей передать листочки с задней парты вперёд (опять полуминутный отдых, двигательная активность).

Устранить фактор насыщенности возможно несколькими методами, один из которых – комментирование решения задачи или примера с места, причём фронтальное, то есть в такой работе участвуют все ученики без исключения по очереди. При этом повторяются правила решения задания по данной теме, проговаривается ход решения по принципу “что пишу, то и говорю”. Кроме устранения фактора насыщенности этот приём позволяет обеспечить возможность “хорошего выбора” и создать ситуацию успеха. Ученик знает, что он обязательно будет вслух комментировать решение примера, даже “слабый” учащийся старается понять и выполнить задание без ошибок, он слушает своих товарищей, на слух записывает предыдущие и следующие примеры, то есть полностью включён в работу. Из практики: детям нравится такая работа, они активизируются и затем с удовольствием идут к доске выполнять новые посильные им задания.

Конечно, говоря об эргономических аспектах построения урока, невозможно не затронуть вопросы технического и материального обеспечения кабинета математики. Важным фактором является правильный свет: его должно быть достаточно, но он и не должен быть навязчивым или отвлекающим. Правильная регулировка света может быть достигнута в том числе и использованием современных жалюзи на окнах.

Хорошая доска – залог успешной работы учителя и активной деятельности учащихся. В кабинете математики доска должна быть большая, желательно с откидными плоскостями, под которыми можно разместить ещё доски, или с передвижными плоскостями. Такая доска позволяет оптимизировать урок, вызвать к доске сразу несколько учащихся, быстро сменить задания, провести в начале урока устный счёт, а в конце урока - самостоятельную работу и т.п.

Возможности учителя расширяются благодаря использованию компьютера и проектора.

Современное оборудование позволяет педагогу очень быстро менять задания, переключать внимание учеников с доски на боковую стену и обратно.

Наличие грамотно подобранных тематических наглядных учебных пособий в кабинете позволяет задействовать зрительный канал памяти опосредованно и непосредственно во время урока при объяснении нового и закреплении пройденного материала.

Рабочее место педагога тоже находится в поле зрения мидиэргономики. Удобный стол, рабочее кресло, компьютер, сканер, принтер, проектор – вот тот минимум, который необходим современному учителю в современной школе. Учитывая требования времени, учитель проводит всё больше и больше времени за компьютером при подготовке к урокам, внеклассным занятиям, повышая свою педагогическую квалификацию. Эргономически обоснованный проект рабочего места педагога позволит сберечь здоровье учителя и повысить его работоспособность.

В заключение хотелось бы остановиться на роли личности педагога в учебном процессе. В силах учителя грамотно разрядить обстановку на уроке. Заметив усталость детей, можно сменить форму работы, предложить учащимся нестандартные занимательные задачи, да и просто вовремя пошутить, дать детям расслабиться на минутку. Суровый педагог, который всё время держит класс в напряжении тревожного ожидания, добьётся меньших результатов, чем учитель с чувством юмора и позитивным взглядом на жизнь.

Список использованных источников:

1. Рыбакина Н.А. “Школа здоровья: основы компетентностного моделирования”. Самарский областной дистанционный педсовет, 2005год.

2. Википедия – свободная энциклопедия.

3. Большой энциклопедический словарь.