Урок по теме "Место обитания и внешнее строение млекопитающих"

Разделы: Биология


Местообитания и внешнее строение млекопитающих

Задачи урока

  • Образовательная: создать условия для усвоения знаний особенностей строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.
  • Развивающая: продолжить формирование информационных навыков учащихся, коммуникативных – работе в паре, группе, творческих.
  • Воспитательная: способствовать формированию понимания бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор,
  • презентация Power Point,
  • дидактические карточки,
  • листок учета личных достижений.

Ход урока

I. Мотивация

Легенда о Будде (приложение 1)

(приложение презентация Power Point слайд 1)

18 февраля по восточному календарю наступил год кабана (свиньи). (Примечание: в зависимости от года название животного может меняться)

В календаре Будды 12 животных:

  • две рептилии – змея, дракон
  • одна птица – петух
  • девять млекопитающих – бык, крыса, тигр, кот, лошадь, коза, обезьяна, собака, кабан.
  • К какому типу относятся перечисленные животные?

С многообразием и особенностями строения рептилий и птиц мы познакомились на предыдущих уроках. С этого урока мы начинаем знакомиться с самыми высокоорганизованным классом типа хордовых – млекопитающими. Первый урок изучения любого класса посвящен изучению особенностей внешнего строения и местообитания животных.

Тема урока “Местообитания и внешнее строение млекопитающих”

Сегодня на уроке вы должны познакомиться с особенностями внешнего строения млекопитающих, как высокоорганизованного класса позвоночных животных.

Результаты своей деятельности вы будете фиксировать в “Листке учета личных достижений” (приложение 2). За участие в обсуждение темы вы будете получать жетоны, а в конце урока каждый из вас сможет определить результат своей работы на уроке.

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.

  • Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.
  • Определите систематическое положение символа года – кабана (задание выполняется на отдельных карточках, на которых предварительно записаны систематические категории) (приложение 3).

Кроме кабана и свиньи класс млекопитающих насчитывает 4 тысячи видов.

Попробуйте узнать некоторых из них.

Викторина “Узнай животное” (если учащиеся узнают животное после первого описания, они получаю 3 жетона, после второго – 2 , после третьего – 1) (приложение 4),

Угаданное животное проецируется через мультимедиа проектор (приложение презентация Power Point слайд 2)

  • Как можно объяснить различия во внешнем строении млекопитающих?

Биологическая эстафета “Среда обитания” (учащиеся по рядам выполняют задание, победитель определяется по скорости выполнения задания и количеству правильных ответов)

(На доске записаны группы животных, каждый ряд с помощью специальных обозначений отмечает среду обитания животных: волнистая линия – пресноводные, двойная волнистая – морские, пунктирная – воздушное пространство, прямая линия – наземные животные)

альпака афалина бобр
белобочка байкальская нерпа викунья
выдра выхухоль гризли
зебу кабарга калан
косатка кожанок манул
мангуст ондатра оцелот
полосатик подковонос тапир
складчатогуб сивуч утконос

*Определите на схеме, где изображены конечности млекопитающих? (приложение презентация Power Point слайд 3)

*Какой можно сделать вывод о способе передвижения млекопитающих?

Самое быстроногое животное среди млекопитающих – азиатский гепард, обитающий на открытых пространствах Восточной Африки, Ирана и Афганистана. Они способны на ровной местности развивать скорость от 96 до 101 км/ч. Самое медлительное животное – трехпалый ленивец, обитающий в Южной Америке. На земле он передвигается со скоростью 1.5-2,4 м/мин. На деревьях скорость возрастает до 3 м, а если мама – ленивец услышит крик своего малыша она “мчится” со скоростью 4 м/мин.

Тело большинства зверей покрыто шерстью – волосяным покровом. Различают три типа волос: ость, подшерсток, длинные жесткие волосы – вибрисы.

  • Определите функцию каждого типа волос и выполните задание №1 на карточке (работа с учебником, ученики работают в парах) (приложение 5).

В коже млекопитающих, имеющей сложное, строение кроме волос образуются роговые чешуйки (у крыс и бобров они расположены на хвостах, наиболее они развиты у ящеров – панголин, броненосцев)

К роговым образованиям верхнего слоя кожи относятся когти, ногти, копыта, рога (кроме оленьих).

Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год (весной и осенью – белка, лисица, песец). Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик).

Щетина кабана, иглы дикобраза и ежа – видоизменения волос.

  • Приведите примеры животных, тело которых не покрыто шерстью. С чем это связано?

В отличие от пресмыкающихся и птиц в коже млекопитающих имеются железы.

  • Определите функцию желез и выполните задание №2 на карточке (работа с учебником).

Особенно сильно развиты пахучие железы у американского скунса, запах их выделений настолько силен, что его можно почувствовать за несколько километров, кроме того, он очень стоек. Мускусные железы имеются у кабарги, выхухоли, бобра, ондатры. Секрет желез кабарги используют в парфюмерии и медицине, в IV век в Иране при строительстве “Благоухающей мечети” его добавляли в строительный раствор. Высушенные хвосты выхухоли использовали раньше в купеческих домах в качестве отдушки для предания приятного запаха одежды.

Железы выполняют терморегуляционную, сигнальную, защитную функцию, служат для выкармливания потомства.

  • Какие органы чувств развиты у млекопитающих лучше, чем у других позвоночных?

Каковы особенности строения органов слуха? (Работа с учебником).

Предлагаю вам познакомиться с еще одним представителем класса млекопитающих котом Мурлыкой. Он расскажет вам о себе, а вы должны найти ошибки в его рассказе. (приложение презентация Power Point слайд 4).

Рассмотрев только внешнее строение млекопитающих можно сделать вывод. Что они, по сравнению, с другими животными имеют более сложное строение – наличие шерстного покрова, наличие специализированных желез, особое расположение конечностей, высокое развитие органов чувств. Но это только первый шаг на пути познания этих животных.

III. Подведение итогов

Подсчет баллов в “Листке учета личных достижений”

IV. Рефлексия

В русском языке можно встретить “животные синонимы” – храбрый, как лев, гордый, как олень. Сравните свое ощущение на уроке, с каким – либо представителем класса млекопитающих

V. Домашнее задание

Нарисуйте фантастическое животное, которое обитает на планете “Солярис”, которая на 80% покрыта водой, растения на этой планете не имеют хлоропластов, а содержат хромопласты, климат не имеет резких колебаний температуры.